Диссертация (Лингвистическая репрезентация концепта гражданственность в творчестве Е.А. Евтушенко), страница 18
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Лингвистическая репрезентация концепта гражданственность в творчестве Е.А. Евтушенко". PDF-файл из архива "Лингвистическая репрезентация концепта гражданственность в творчестве Е.А. Евтушенко", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 18 страницы из PDF
Литературоведческий аспектизучения творчества Е.А. ЕвтушенкоТворчество Е.А. Евтушенко является объектом немногих исследователей,это непрочитанная страница в истории русской литературы второй половиныXX в. За последние 30 лет появилось достаточное количество работ, посвященных исследованию его поэтических текстов. Научный интерес представляют иобщие диссертационные работы [Банкетов, 1967; Волкова, 1977; Жовтис, 1975;Кравцова 2009; Лавлинский, 1972; Лубянская, 1963; Мешков, 1967; Мусатов,1973; Числов, 1975; и др.].
Творчеству поэта посвящены многие литературнокритические исследования [Барлас, 1986; Михайлов, 1983; Сидоров, 1987, 1988;Степанов, 2014; и др.].Значительным вкладом в осмысление творческого наследия Е.А. Евтушенко являются монографии В.П. Прищепы «Поэма в творчестве Е.А. Евтушенко иА.А. Вознесенского» (Красноярск, 1990), «Российского Отечества поэт» (Абакан, 1996), а также итоговая докторская диссертация исследователя «Парадигма97идейно-эстетических поисков Е.А.
Евтушенко (1949–1998 гг.)» (М., 1999).Наряду с литературоведческими вопросами, связанными с определениемместа поэта в литературном процессе, его идейно-эстетическим поисками и др.,В.П. Прищепа обращает внимание на особенности индивидуальной манеры письма поэта: использование ярко выраженной экспрессивной лексики, ориентация наразговорную устную речь, тяготение к афористичности выражения, особый характер языкового новаторства, определяющее значение ассонансной рифмы и др.Исследователями отмечаются публицистические и общественно-политические мотивы. Среди тем, близких Е.А. Евтушенко, литературоведы выделяюттемы своего поколения – о человеческой глубине, талантливости и бесталаннос-ти, нежности, добре и зле, приспособленчестве, гражданственности, правеи пр.
[Михайлов, 1983; Сидоров, 1988]. Как поэт, рожденный общественной ситуацией середины 1950-х гг., по мнению исследователя Е.Ю. Сидорова, шестидесятник Е.А. Евтушенко постоянно претендует на роль выразителя справедливых народных представлений о демократии, социализме, советской власти; постоянно декларирует ответственность поэта за свое государство. Этот пафосявляется сильнейшим стимулом в его поэзии [Сидоров, 1987, с. 27].Исследователь В.П. Прищепа, обозревая обширнейшую библиографию,выделяет несколько этапов в изучении творчества Е.А.
Евтушенко:– на первом этапе (1949–1957 гг.) критики знакомятся с лирическим героемпервых опубликованных стихотворений и поэм Е.А. Евтушенко, стремятся определить основные качества его творчества, охарактеризовать творческие начинания поэта. В целом этот период в изучении творчества можно назвать этапомпризнания поэта, истолкования литературной учебы, ошибок и заблуждений напути к зрелости;– на втором этапе (1958–1964 гг.) усиливается борьба вокруг творчествапоэта в связи публикацией и обсуждением стихотворений «Наследники Сталина», «Бабий Яр», парижской «Автобиографии рано созревшего человека», поэмы «Братская ГЭС». Критическому осмыслению подвергаются гражданская по-98зиция Евтушенко и его отношение к недавней истории Отечества;– третий этап (1965–1976 гг.) характеризуется критическим осмыслениемтворчества Е.А. Евтушенко, поскольку оно совпадает со временем «гражданскихсумерек» – брежневским периодом правления.
Соответствующая общественнополитическая атмосфера в стране обусловила во многом и характер отношениякритики тех лет к творчеству поэта. В связи с выдвижением поэмы «БратскаяГЭС» на соискание Ленинской премии, выступлением против введения советскихтанков в Прагу и участием в других правозащитных акциях нападки официальнойкритики на поэта и его творчество становятся особенно ожесточенными;– на четвертом этапе (1977–1995 гг.) возникает евтушенковедение, изучающее творчество поэта системно. Выходит библиографический указательЮ.С. Нехорошева и А. Шитова в Челябинске (1981) [Прищепа, 1996, с. 50].Еще одну область литературоведческих исследований представляют мемуары современников Е.А. Евтушенко [Соловьев, 2015; Фаликов, 2014].3.1.2.
Лингвистический аспект изучения творчества Е.А. ЕвтушенкоЕ.А. Евтушенко – выдающийся поэт, его произведения переведены болеечем на 70 языков, они изданы во многих странах мира. Уникальность его какличности заключается не только в его поэтическом даровании, но и во врожденном чувстве гражданственности, которое в России всегда имело большоезначение.В поэзии Е.А.
Евтушенко в полной мере отразились национальные реалии – предметы, явления, традиции, обычаи, – составляющие специфику советской и российской действительности.Постоянно возрастает исследовательский интерес к творчеству Е.А. Евтушенко, и в связи с этим появляется большое количество специальных работ, вкоторых рассматриваются различные особенности поэтического языка Е.А. Ев-99тушенко. Творчество Е.А.
Евтушенко становилось предметом анализа многихспециалистов [Петриченко, 1981; Чумакова, 1980; Шахова, 1991]. Некоторыеисследования посвящены изучению новообразований и словотворческой деятельности поэта [Намитокова, Нефляшева, 2009]. В лингвистическом аспектеизучается также идиостиль Е.А. Евтушенко [Михайлова, 2005].Творчество поэта послужило основой для создания словаря («Словарьрифм Евгения Евтушенко») [Бабкин, 2000].3.2. Методика анализа концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬв художественной картине мира Е.А.
ЕвтушенкоАнализ исследовательской литературы позволяет говорить о своеобразнойвзаимосвязи концепта и художественного произведения. При исследовании художественных произведений можно выявить такие признаки концепта, которыеприобрели в его составе символическое значение. Сравнив и проанализировавметодики выполнения концептуального анализа, можно сделать вывод, что онипересекаются и взаимодополняют дополняют друг друга.Для анализа концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве Е.А. Евтушенко было принято решение взять за основу одну из схем, предложенныхМ.Влад. Пименовой.Анализируя текстовой концепт, следует помнить о сложности данной задачи. В первую очередь это связано с тем, что тексты одного автора являютсяединым целым.
Хотя отдельное слово в тексте может быть исключительноважным, выразительным, иногда заглушающим поверхностный смысл целойфразы, но в целом специфика художественного текста определяется взаимосвязями и соединениями слов в строки и строфы.Смысл каждого отдельного слова как бы растворяется в своем окружении,100рождая при этом новые, окказиональные смыслы. Емкость смысла поэтического текста увеличивается за счет ассоциативных связей слова, весьма специфических для каждого читателя, что в какой-то мере объясняет феномен множественности пониманий и интерпретаций такого текста. Все это создает особыйязык поэтических формул, специфичных для каждого исторического времени[Маслова, 2004, с.
22].Лексему гражданственность в ХКМ Е.А. Евтушенко нельзя назвать ключевым словом, поскольку она не является частотной, однако это не отменяет еесмысловой значимости. Концепт ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в творчестве поэтаотличается значимостью, поскольку данная лексема несет ключевые смыслы, которые раскрываются в других словах, связанных и не связанных тематически сгражданственностью, и тем самым может быть рассмотрена в качестве ключевой.Итак, выбрав концепт и номинировав его, приступим к анализу, которыйбудет состоять из нескольких этапов.В качестве материала привлекались лексические единицы, взятые из Национального корпуса русского языка, и поэтическое наследие Е.А. Евтушенко.Анализ лексико-семантических вариантов лексемы гражданственность и прецедентных текстов, фиксирующих нормы поведения и ценностные установкинарода, помогает реконструировать фрагмент картины мира.
Синхроническийанализ даст возможность выявить конкретные концептуальные признаки концепта в КМ среднего носителя языка.Исследование концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ будет проходить в триэтапа.Первый этап – анализ концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ в КМ русскогосоциума (понимание его средним носителем языка). Для этого необходимо обратиться к данным различных словарей, рассмотреть компоненты словообразовательного гнезда, исследовать этимологию слова-репрезентанта, выявить мотивирующие признаки.На втором этапе необходимо исследовать концепт ГРАЖДАНСТВЕН-101НОСТЬ в русской художественно-публицистической картине мира на материале данных Национального корпуса русского языка и выявить его концептуальные признаки.Третий этап – классификация образных признаков концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ, в том числе окказиональных, в мировидении Е.А.
Евтушенкона материале его творчества.3.3. Образные признаки концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬв художественной картине мира Е.А. ЕвтушенкоСпецифика описания художественного концепта ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬв картине мира Е.А. Евтушенко продиктована способом его репрезентации –текстом. В художественным концепте заключены представления, чувства, приписываемые автором своим персонажам или увиденные читателями текста.Как отмечает литературовед В.Я. Барлас, поэт Е.А. Евтушенко безгранично проникнут пафосом революции. Все время, порой бессодержательно и поверхностно, но всегда искренне, он прославлял романтическую сторону жизни.А позднее ощутил, что гражданственность – это не просто «готовность снова иснова подтверждать свою любовь к Родине, но и необходимость самому осмысливать ее радости и боли. Осмысливать требовательно и пристрастно – потомучто такова подлинная, а не показная любовь» [Барлас, 1986, с.