Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 26

PDF-файл Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 26 Культурология (50685): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)) - PDF, страница 26 (50685) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)". PDF-файл из архива "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 26 страницы из PDF

Чулаки, «Берег надежды» А.Петрова.227Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД окультурной политике. 1917-1953. Под ред. А. Н. Яковлева. Cост. А. Н. Артизов, О. В. Наумов. М.: Международныйфонд "Демократия", 1999. С. 629.228Цит. по: Роузберри, Э. Шостакович (пер. с англ.) - Изд. «Урал LTD», 1999.129Необходимо констатировать, что в 1958 году, уже после смерти Сталина,вышло постановление ЦК КПСС от 28 мая 1958 «Об исправлении ошибок воценке опер «Великая дружба», «Богдан Хмельницкий», «От всего сердца», гдеутверждалось, что Постановление 1948 года «в целом сыграло положительнуюроль в развитии советского музыкального искусства».229Новое постановление,вместе с тем,признавало, что оценки творчества отдельных композиторов,данные в старом постановлении, в ряде случаев были «бездоказательными».

«Вопере В. Мурадели «Великая дружба» имелись недостатки, которые заслуживалиделовой критики, однако они не давали оснований объявлять оперу примеромформализма в музыке. Талантливые композиторы тт. Д. Шостакович, С.Прокофьев, А. Хачатурян, В. Шебалин, Г. Попов, Н. Мясковский и др., вотдельных произведениях которых проявлялись неверные тенденции, былиогульноназваныпредставителямиантинародногоформалистическогонаправления.

В постановлении, вопреки историческим фактам, было допущено всвязи с критикой оперы Мурадели искусственное противопоставление однихнародов Северного Кавказа другим. Некоторые неверные оценки в указанномпостановлении отражали субъективный подход к отдельным произведениямискусства и творчества со стороны И. В. Сталина».230Приведенные выдержки из текста Постановления 1958 года показывают,что после смерти Сталина ослабление идеологического гнетазатронуло имузыкальную культуру, что проявилось в многообразии стилевых исканий в еесреде. С одной стороны, на облик музыкальной культуры оказывало влияниетворчество крупнейших советских мастеров – Д.Д. Шостаковича, С.С.

Прокофьев,Н. Я. Мясковский, А.И. Хачатурян. С другой стороны, начали свой творческийпуть их младшие современники – Р. К. Щедрин, С.М. Слонимский. А. П. Петров,А. Г. Шнитке, Б. А. Чайковский, Б. И. Тищенко. Получили возможность развитияавангардные течения (додекафония, сонористика, алеаторика). Одной из ведущих229Цит. по: Музыка вместо сумбура: Композиторы и музыканты в Стране Советов. 1917-1991. Автор-составитель:Максименков Л.

В. Изд-во Международный фонд "Демократия", 2013. – С. 502.230Там же.130идей культуры последней трети XX века стал неофольклоризм. Особый тип его,связанный с духовностью, с усилением личностного начала, проявляется поразному в творчестве Г. Свиридова, Р. Щедрина, В. Гаврилина, С. Слонимского,Б. Тищенко.С другой стороны, именно послевоенные десятилетия стали временемрасцвета одного из самых официальных областей музыкальной культурысоветского времени – области кантатно-ораториального и хорового творчества. Ужанра кантаты в плане воплощения монументальных торжественных образов,полных героизма, мало соперников, а оперное искусство в этот период в силунегативного действия упомянутого нами Постановления ЦК было ослаблено.Один из ярчайших примеров кантатно-ораториального творчества этих лет –оратория «На страже мира» С.

С. Прокофьева, написанная в 1950 г. Тема ее –борьба за мир – во времена «холодной войны» и «гонки вооружений» была однойиз актуальных в советской культуре. Этой теме была посвящена кантата И.Г.Габараева «Мы за мир» (1951), Д. Б. Кабалевского «Песня утра, весны и мира»(1957). Д. Шостакович отразил тему «борьбы за мир» в кантате «Песня о лесах»(1949).«Песнь о лесах» стала «ответом» Шостаковича на критику партии иправительства. Шостаковичу удалось избежать трафаретной четырехчастности,свойственной кантатам того времени, с обязательной схемой, вмещающей «ужасывойны», «борьбу за мир», «оплакивание героев» (соло меццо-сопрано) и «апофеоз– здравицу победе».

При внешнейидеологизированности сочинение Шостаковича,как часто у этого автора, полно метафор и скрытых смыслов. «Песнь о лесах»была удостоена Сталинской премии за 1949 год.Смягчение режима привело к тому, что в 1960-1990е годы в областикантатно-ораториального творчества проявилась уже упоминавшаяся намитенденция неофольклоризма, нехарактерная для двух других исследуемых намимузыкальных культур. Таковы «Курские песни» Свиридова, «Свадебные песни»Ю. Буцко, «Лебедушка» В. Салманова, «Перезвоны» В.

Гаврилина. Официальныйторжественный тон покинул жанр кантаты; чем ближе хронологически131оказывалось завершение существования тоталитарного режима, тем болеесвободной от идеологического воздействия оказывается музыкальная культура иее произведения.Тоталитарный режим оказал значительное влияние на формированиемузыкальнойкультурыСССР,давшеймножествоартефактов,которыепредставляют ценность и как документы эпохи, и как художественныепроизведения.132ЗаключениеИсследование фактологического материала музыкальных культур фашистскойИталии, Третьего рейха и СССР показало, что музыка определенным образомпреломляет характерные черты тоталитарной культуры в целом. В музыкальнойкультуре получает отражение и тотальный реализм, изображающий идеальнуюкартинуреальности,выдержаннуювидеологическомруслережима;имонументальность, отражающая интенцию культуры к воплощению в своихартефактах величия и значительности тоталитарной системы; и классицизм какпродолжение традиций прошлого и предвосхищение образов будущего совершенства,а также народность с ее органичностью, целостностью, простотой и понятностью, итоталитарная героика.

Эти особенностиоказывают формирующее влияние натоталитарную музыкальную культуру.В ходе исследования было показано, как именно тоталитарный режим влияет наосновные элементы музыкальной культуры; он затрагивает своим влиянием иопределяет специфику практически всех ее составных частей. В наибольшей степениэто касается социально-культурных функции музыки, степени институционализациимузыкальной культуры, «индекса музыкальности» общества). Влияние тоталитаризмазатрагивает все слои музыкальной культуры, включая судьбы того пласта, которыеДж. К. Михайлов и др.

определяют как «инонациональная музыка». В силу того, чтовсе эти области тоталитарной музыкальной культуры оказываются отмеченнымивлияниями тоталитарного режима, этим же влиянием оказывается отмечен и характерфункционирования такой культуры, напрямую зависящий от них и связанный с ними.В ходе исследования было показано, что тоталитаризм в значительной степенивлияет на все сферы культуры системы, в рамках которой он реализуется, однаконавязываемая им унификация не снижает художественной ценности артефактовкультуры, возникающих под его влиянием. Тоталитарный режим предопределяет133институциональную структуру музыкальной культуры как таковой и вертикальностьинституционализации культуры.Было выявлено, что тоталитаризм детерминировал приоритетность жанровмузыкальной культуры; основными стали такие жанры, как симфония, опера икантата, а также массовая песня-марш.

Кроме того, тоталитарная музыкальнаякультура сформировала специфический музыкальный стиль, особенности которогоопределяютсяобщимичертамикультурытоталитаризма(реализмом,монументальностью, народностью (апелляцией к народности), использованиемхудожественных приемов классицизма, в частности, включение в программу и сюжетмузыкальных произведений героических тем и образов).Было показано, что артефакты тоталитарной музыкальной культуры обладаютопределенным музыкальным языком, представляющим собой синтез особенностеймузыкального классицизма и народного колорита, характерного для определенногонационального варианта, и использующим специфические выразительные средства:интонационные, ритмические, гармонические, тембральные.В то же времяклассицистская структура музыкального стиля тоталитаризма во внешнем выражениииспользует набор выразительных детерминативов, отсылающих к фольклору.Аналитический обзор музыкальной культуры фашистской Италии показал, что всилу относительной мягкости режима и особого покровительства Муссолини этаобласть культуры была репрессирована в меньшей степени, чем ее «аналоги» вТретьем рейхе и СССР.

Большая часть из крупных деятелей музыкальной культуры нестала покидать пределы страны и продолжила заниматься творчеством и наукой.Следствием этому явились – в большей или меньшей степени – компромиссы срежимом, которые мало отразились на художественном творчестве этих музыкантов.В целом невозможно отрицать влияние тоталитарного режима на музыкальнуюкультуры Италии; однако новых музыкальных текстов, несущих в себе специфическиечерты тоталитарного искусства, итальянская музыкальная культура дала относительнонемного. Крупнейшим композиторам путем «духовной эмиграции» в большей илименьшей степени удалось избежать в своем творчестве тоталитаристских клише;наиболее типичным проявлением тоталитарной музыкальной культуры в Италии стало134распространение жанра массовой песни и песни-марша с его специфическимипризнаками, а также изобилие музыкальных фестивалей как средства демонстрациидостижении фашистской музыкальной культуры.

К числу характерных артефактовтоталитарной музыкальной культуры Италии можно отнести ряд оперных постановоктой эпохи – как воплощение стремления к национальной классике, возвеличивающей«великую Италию».Тоталитарный режим в Германии оказал куда более значительное воздействие намузыкальную культуру, чем в Италии.

Потери среди музыкантов этой страны поитогам времени господства фашизма куда более велики, хотя режим Гитлера по своейдлительности охватывает менее протяженный промежуток времени, чем режимМуссолини. Но даже в таких разрушительных условиях музыкальная культураГермании 1933-1945 гг. смогла произвести артефакты большой художественнойценности. Среди них – произведения опальных композиторов, написанные вэмиграции, и произведения оставшихся в стране Рихарда Штрауса и Карла Орфа, атакжеглубокиевыдающимисяинтерпретациимузыкантамитворчестваэпохиинемецкихсохраненныевклассиков,сделанныеаудиозаписи.Особуюгуманистическую и художественную ценность - как памятник человеческомумужествуимужествухудожника-имеютпроизведения,написанныерепрессированными композиторами в фашистских концентрационных лагерях.Тоталитарный режим оказал значительное влияние на формирование музыкальнойкультуры СССР, давшей множество артефактов, которые представляют ценность и какдокументы эпохи, и как художественные произведения.Результаты настоящего исследования расширяют представление о влияниитоталитарного режима на музыкальную культуру, а также о тоталитарноймузыкальной культуре.

Материалы диссертации имеют ценность как в контекстерассмотрения проблем различных тоталитарных культур, так и в рамках изученияитальянской, немецкой, русской музыкальной культуры XX века – ипротяжении развития этих культур.135на всемИзучение тоталитарной музыкальной культуры может также иметь значение и вконтексте современной культуры и философии в условиях роста религиозногонационализма.Анализ исследуемых тоталитарных музыкальных культур показал, что внезависимости от национальной принадлежности культуры тоталитарный режимнаделяет культуру определенными повторяющимися чертами. Этот факт формируетединообразный облик указанных тоталитарных музыкальных культур.136Список литературы1. Адорно, Т.

В. Философия новой музыки /Теодор В. Адорно; [Пер. с нем. Б.М. Скуратова. Вступ. ст. К. Чухрукидзе]. - М. : Логос, 2001. – 343 с.2. Акопян, Л. О. Дмитрий Шостакович: опыт феноменологии творчества /Л.О. Акопян; Рос. акад. наук, М-во культуры Рос. Федерации, Гос. ин-тискусствознания. - СПб. : Дмитрий Буланин, 2004. – 473 с.3. Акопян, Л. О. О русской музыке. Взгляд из-за океана [Электронныйресурс] /Л.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5280
Авторов
на СтудИзбе
419
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее