Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 25
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)". PDF-файл из архива "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 25 страницы из PDF
А это было недопустимо нафоне«новойипрекраснойжизни»,которуюдолженбылотражатьсоциалистический реализм… Для выполнения своей программы «построениясоциализма в отдельно взятой стране (в оригинале – в «одной стране» - М.Ц.)…Сталину требовалось, прежде всего, единообразие в мыслях; творческиеинтеллектуалы, подобные Мейерхольду и Шостаковичу, представляли для негоугрозу не меньшую, чем Шенберг, Брехт и Вайль – для Гитлера в фашистскойГермании.223Большую роль музыкальная культура играла в годы Великой Отечественнойвойны, как и вся художественная культура СССР. Л.А. Скафтымова, крупныйсовременный отечественный исследователь русской и советской музыкальнойкультуры, отмечает уникальный характер художественной культуры СССР в годывойны.224 В самом деле, если сравнить музыкальную культуру СССР военных летсаналогичнымикультурами,тонеобходимоотметитьееуникальные,специфические черты – была перестроена работа музыкальных учреждений,создание концертных бригад, ансамблей и других коллективов, которыевыступали прямо на передовой боевых действий.
Подобные явления вмузыкальной культуре фашисткой Италии и Третьего рейха, если и возникали, тобыли куда слабее и уступали своим советским аналогам в значительности.Исключительно большое значение приобретают в эти годы жанры массовой песнии симфонии. В годы войны песня стала наиболее популярным и востребованнымнародом жанром музыкального творчества.
Лирические песни создают М.223Там же. С.100.224Некрасова Г. Н., Скафтымова Л. А. История русской музыки: Программа-конспект для студентов дирижерскохорового факультета. – СПб: 2010. – С. 26.125Блантер, Б. Мокроусов, В. Соловьев-Седой; среди песен военных лет – песнимарши, баллады, шуточные песни. Поэтическими первоисточниками ряда песенстали тексты выдающихся поэтов этого времени - К. Симонова, А.
Твардовского,А.Жарова,А.Суркова.Песнивоенныхлетимеютнепреходящуюхудожественную ценность.Принципиальным отличием музыкальной культуры военных лет СССРявляется то, что, в отличие от аналогичных образцов итальянской музыкальнойкультуры, время войны стало не временем стагнации, умирания, а, напротив,временем расцвета, ибо идеологический прессинг режима на время стал слабее. ВГермании же он, напротив, усилился в максимальной степени; в Италии усилениепрессинга было меньшим, чем в Германии. Отметим также, что гибельтоталитарной культуры в Италии и Германии была не естественной, анасильственной – в силу гибели режима.
Однако неизбежность гибели режима,предчувствие этой гибели, так сказать, «витавшее в воздухе» к концу войны, немогло не оказать своего влияния на культурную ситуацию в этих странах.После окончания Великой Отечественной войны последовала вторая волнарепрессий в области советской культуры. Она была связана с именем АндреяЖданова, по мнению Э. Роузберри, предполагаемого автора статьи «Сумбурвместомузыки».РоузберрихарактеризуетЖдановакакчеловекавысокообразованного, способного и безжалостного, руководившего оборонойЛенинграда во время фашистской блокады города. Александр Верт, британскийжурналист, находившийся в СССР с июля 1941 по 1946 год и ведший во времявойны на Би-би-си программу, в которой рассказывал о военных событиях иситуации в воюющем СССР, отмечал, что на одном из этапов блокады Ждановпринял жесткое решение, что в случае необходимости гражданское населениебудет голодать, лишь бы войска питались нормально.
А. Жданов был надежнымпомощником Сталина, красноречивым оратором, способным сфабриковатьобвинение против намеченной жертвы, ясно сформулировать партийнуюполитику и руководить ее проведением в жизнь. Репрессии против деятелейкультуры, развязанные под его руководством, были зеркальным отражением126послевоенной внешней политики И. В. Сталина. Главными направлениями этойполитики явились: восстановление (после послаблений военного времени)коммунизма как силы, непримиримо противостоящей западному капитализму, истремление расширить сферу советского влияния в Восточной Европе.Репрессиям Жданова в области музыкальной культуры предшествовал егоизвестный доклад о журналах «Звезда» и «Ленинград», которые публиковалитексты А.
Ахматовой и М. Зощенко, попавших в опалу сразу после окончанияВеликой Отечественной войны. Повод для наступления на музыкантов дала операкомпозитора В. Мурадели «Великая дружба», посвященная деятельности некоегокомиссара довоенных лет, погибшего в годы сталинских репрессий. В декабре1947 года Сталин лично посетил постановку этого произведения и осталсянедовольным. 10 февраля 1948 года в газете «Правда» было опубликованопостановление Политбюро ЦК ВКП(б) об этой опере. Постановление осуждалоформализм в музыке и объявляло оперу Вано Мурадели «Великая дружба» (1947)«порочным… антихудожественным произведением».225 Отметим, что обвинение вформализме – типичное идеологическое клише советской критики искусства.Формализм–концепция,согласнокоторойхудожественнаяценностьпроизведения искусства всецело зависит от его формы, то есть от способаизготовления, наблюдаемых аспектов и среды, в которой оно помещено.
Визобразительном искусстве формализм делает акцент на элементах композиции,таких как цвет, линия, изгибы, текстура, в то время как реализм подчеркиваетконтекстисодержание.Однимизпринциповформализмаявляетсясосредоточение всего необходимого для произведения в нем самом иабстрагирование от какого бы то ни было контекста, в том числе от причинсоздания данного произведения, исторического контекста, обстоятельств жизнисоздателя и т.
д. Сам по себе формализм как художественная концепция длятоталитарного искусства, одной из принципиальных черт которого является225Цит. по: Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД окультурной политике. 1917-1953. Под ред. А. Н. Яковлева. Cост.
А.Н.Артизов, О.В.Наумов. М.: Международныйфонд "Демократия", 1999. С.630.127реализм, является неприемлемым. Но именно в СССР обвинение в формализместало идеологическим клише, наиболее распространенным (и страшным)обвинением, предъявляемым деятелям искусства.Указанное постановление содержало следующие решения:•«осудить формалистическое направление в советской музыке, какантинародное и ведущее на деле к ликвидации музыки.•предложить Управлению пропаганды и агитации ЦК и Комитету поделам искусствликвидациидобитьсяуказанныхисправлениявнастоящемположенияв советскойпостановленииЦКмузыке,недостатковиобеспечения развития советской музыки в реалистическом направлении.•призвать советских композиторов проникнуться сознанием высокихзапросов, которые предъявляет советский народ к музыкальному творчеству, и,отбросив со своего пути все, что ослабляет нашу музыку и мешает ее развитию,обеспечить такой подъем творческой работы, который быстро двинет впередсоветскую музыкальную культуру и приведет к созданию во всех областяхмузыкального творчества полноценных, высококачественных произведений,достойных советского народа.•одобрить организационные мероприятия соответствующих партийныхи советских органов, направленные на улучшение музыкального дела»226.Несколько ранее (26 января 1948 г.) был утвержден еще один вариантПостановления,включавшиймеры,сформулированныеболееконкретно.Согласно этому варианту, было постановлено, что «оргкомитет Союза советскихкомпозиторов проводил в корне неправильную линию в области советскоймузыки.Вместосоциалистическогосовершенствоватьтого,чтобыреализма,развиватьвысокойхудожественноесоветскуюидейностимастерствомузыкуисоветскихвнародностидухеикомпозиторов,Оргкомитет превратился в рассадник осужденного партией формалистического,226Власть и художественная интеллигенция.
Документы ЦК РКП(б) — ВКП (б), ВЧК — ОГПУ — НКВД окультурной политике. 1917-1953. Под ред. А. Н. Яковлева. Cост. А. Н. Артизов, О. В. Наумов. М.: Международныйфонд "Демократия", 1999. С. 634.128антинародного направления в советской музыке, чем нанес серьезный ущерб ееразвитию… Оргкомитет не только не способствовал развертыванию творческихдискуссий, критике и самокритике в среде советских композиторов, а, наоборот,культивировал чуждые советской общественности нравы зажима критики исамокритикиисодействовалбезудержномувосхвалениюпроизведенийнебольшой группы композиторов в угоду приятельским отношениям. Ввидувышеизложенного Оргкомитет Союза советских композиторов и его президиумраспустить»227.Отметим также, что в заключение своей вступительной речи натрехдневном совещании деятелей советской музыки в январе 1948 года А.Ждановотметил,что«еслиЦентральныйкомитетнеправ,защищаяреалистическое направление и классическое наследство в музыке, пусть об этомскажут открыто…Неясно также, каковы «формы правления» в Союзе советскихкомпозиторов и его оргкомитете, - являются ли эти формы правлениядемократическими,основанныминатворческойдискуссии,критикеисамокритике, или они больше смахивают на олигархию, при которой все делавершит небольшая кучка композиторов и их верных оруженосцев – музыкальныхкритиков подхалимского типа?...»228Постановление ЦК об опере В.
Мурадели «Великая дружба» оказалонегативное воздействие как на музыкальную культуру в целом, так и жанр оперыв частности. В результате постановления композиторы стали опасаться работать систорическими сюжетами и в большинстве случаев обращались к лирическойтематике. Таковы оперы Г. Крейнера, А. Спадавеккиа, Д. Кабалевского, Д.Френкеля. Сочинения лирической тематики преобладают и в балетном жанре:балеты «Жанна д`Арк» Н. Пейко, «Юность» М.