Диссертация (Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)), страница 24
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)". PDF-файл из архива "Музыкальная культура европейских тоталитарных систем (фашистская Италия, Третий рейх, СССР)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 24 страницы из PDF
Вскоре, однако, музыкальный авангардизм оказался подзапретом; вместе с ним под запрет попала «легкая музыка» как символбуржуазного разложения. «Запад, танцующий фокстрот», стал в глазахбуржуазныхвластейсимволомэтогопроцесса,икомиссарнародногопросвещения А. Луначарский заклеймил «легкий жанр» в музыке такимисловами: «Буржуазия хотела бы, чтобы человек жил не столько головой, столькополовыми органами…В основе фокстрота лежат механизация, подавленныйэротизм и желание заглушить чувства наркотиками…»219Отметим, что менее чем через десять лет огромную популярность приобрелоркестр Леонида Утесова, исполнявший как раз-таки «легкую музыку» - западныешлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни.Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра.
Большуюроль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная итворческая дружба с композитором Исааком Дунаевским, написавшим дляпопулярного коллектива, в частности, джазовые «рапсодии» — обработки219Цит. по: Роузберри, Э. Шостакович (пер. с англ.) - Изд. «Урал LTD», 1999. С. 94.120русских, украинских и еврейских (на идише) песен, а также немало песен настихи современных советских поэтов.Леонид Утесов был обласкан властью, имел целый ряд наград – званиязаслуженного артиста РСФСР (1942), заслуженного деятеля искусств РСФСР(1947), народного артиста РСФСР (1958), народного артиста СССР (1965), орденОктябрьской Революции (1975), два Ордена Трудового Красного Знамени (1945,1980), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945гг.», медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». По сути, творчество оркестра Утесова включало композиции в жанрах«легкой музыки», наполненные нужным смысловым содержанием – критика«буржуазного» образа жизни, прославление советских идеалов.
Этот факт ни вкоей мере не умеряет художественных достоинств музыкальных произведений,созданных этих коллективом. Причина, по которой правящие круги изменили вданном случае свое отношение к жанрам «легкой музыки» представляется намочевидной – это способность такой музыки легко восприниматься и доносить дослушателя свое содержание; по сути, речь о большом ее пропагандистскомпотенциале. Неудивительно, что жанры «легкой» музыки, как мы уже отмечали,пользовались популярностью в тоталитарных музыкальных культурах.Подлинным расцветом музыкальной культуры СССР стали тридцатые годы;подъем охватил и другие области культуры СССР – в области литературы творятМ. Шолохов, А. Толстой, М. Булгаков), появляются выдающиеся произведениясоветского кинематографа – кинофильмы «Чапаев», «Александр Невский»,лирические комедии Г.
Александрова. В области же музыкальной культурырождаются те музыкальные тексты, что со временем превратятся в советскуюмузыкальную классику: опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н С.Лескова, Пятая симфония Шостаковича, кантата «Александр Невский», балет«Ромео и Джульетта» Прокофьева, вокальные циклы Г. Свиридова, Ю. Шапорина.23 апреля 1932 года вышло полностью приведенное нами во второй главенастоящегоисследованияПостановление ЦК ВКП (б) «О перестройкелитературно-художественных организаций».
В соответствии с данными в нем121указаниями был учрежден Союз Композиторов - единое творческое объединениесоветских композиторов и музыковедов, до 1957 назывался Союзом советскихкомпозиторов СССР (СК СССР).Основными задачами Союза композиторов являлись:•Сплочение и объединение советских композиторов и музыковедов вцелях создания идейных и высокохудожественных музыкальных произведений,отражающих жизнь и идеалы советского народа;•Утверждение в советском музыкальном творчестве принциповсоциалистического реализма, творческое развитие лучших традиций мировой и, впервую очередь, русской музыкальной классики и народной музыки;•Развитиесоветскогомузыковедениянатеоретическойосновемарксизма-ленинизма;•Развитие братских национальных культур советских народов;•Утверждение ведущей прогрессивной роли советской музыки впроцессе борьбы против влияния буржуазной идеологии;•Укрепление творческих связей с зарубежными прогрессивнымимузыкальными организациями и деятелями;•Идейно-политическоеихудожественное(профессиональное)воспитание советских композиторов и музыковедов;•Общественно-творческое влияние на другие музыкальные учрежденияи организации;•Улучшение условий жизни и труда членов СК СССР, помощь вохране их авторских прав.ВысшимруководящиморганомСКСССРбылсъездсоветскихкомпозиторов; в перерывах между съездами работой Союза руководилоизбиравшееся на съезде правление, в свою очередь, избиравшее из своей средысекретариат во главе с первым (до 1957 — генеральным) секретарём.Общую ответственность перед правлением и секретариатом СК СССР нёсМузыкальныйфондСССР.Печатными122органамиСКСССРявлялисьежемесячныйжурнал«Советскаямузыка»идвухнедельныйжурнал«Музыкальная жизнь».ПослераспадаСССРСоюзкомпозиторовСССРпрекратилсвоёсуществование.
Его правопреемником стал Союз композиторов РФ.Должность первого (генерального) секретаря СК СССР с 1948 по 1991 годбессменно занимал Тихон Николаевич Хренников. В состав правления исекретариата в разное время входили Б. В. Асафьев, Д. Б. Кабалевский, Д. Д.Шостакович, А.
И. Хачатурян и другие известные советские композиторы.Союз композиторов СССР был одним из важнейших органов контролясоветской музыкальной культуры. В СК было принято исполнять новыепроизведения на фортепиано и обсуждать их в кругу коллег до того момента,когда музыкальный текст будет оркестрован. С одной стороны, подобнаятрадиция уходит корнями еще во времена Могучей кучки, знаменитого «кружка»под руководством М. А. Балакирева, куда входил ряд крупнейших русскихкомпозиторов XIX века – М.
П. Мусоргский, А. П. Бородин, Н. А. РимскийКорсаков, Ц. А. Кюи. Вместе с тем это был действенный способ контролятворчества композиторов на ранней стадии возникновения их произведений.Вместе с тем 30 годы – пора яркого расцвета советской музыкальнойкультуры – стало временем значительных репрессий, которые в достаточной мерезатронули и исследуемую нами область. В 1936 в газете правда появилась статья«Сумбур вместо музыки», осуждавшая оперу Д.
Шостаковича «Леди МакбетМценского уезда». Эрих Роузберри, музыкант, режиссер, автор биографическихработ о В. А. Моцарте, Л. Бетховене и Д. Д. Шостаковиче, писал в своей книге опоследнем: «ходили слухи, что автором этой статьи был Андрей Жданов, новыйсекретарь Ленинградского обкома партии, которому Сталин поручил отвечать вЦентральном комитете за вопросы культурной политики».220 Отметим, что в 1934году Жданов председательствовал на съезде советских писателей, на которомвпервыепрозвучалаконцепция«социалистического220Там же. С.
98-99.123реализма».Термин«социалистический реализм» (сокращенно соцреализм) закрепился в советскомискусствоведении как определение художественного метода литературы иискусства, представляющего собой, по определению Большой Советскойэнциклопедии, «эстетическое выражение социалистически осознанной концепциимира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созиданиесоциалистического общества»221. Социалистический реализм был единственнымофициально разрешенным в СССР «творческим методом» искусства.
Э.Роузберриметкоопределяетсоциалистическийреализмкак«новуюортодоксальную религию в культуре».222Статья «Сумбур вместо музыки» была опубликована без подписи, чтопородило различные версии об её авторстве: наряду с фамилией Жданова,назывались имена и самого И. В. Сталина, и П. М. Керженцева, и сотрудника«Правды» Бориса Резникова. Событийным фоном статьи была ситуация вокругдругой оперы — «Тихий Дон», написанной И.
И. Дзержинским по одноимённомуроману Михаила Шолохова. Шостакович в своей статье, опубликованной 4января в газете «Вечерняя Москва», охарактеризовал оперу Дзержинского какслабую, а 19 января Сталин лично посетил представление оперы Дзержинского иодобрил её.Статья «Сумбур вместо музыки» открыла наиболее мощную волнупропагандистскойкампаниипротивставящегопередсобойсложныехудожественные задачи искусства, затронувшую также театр (прежде всего,Всеволода Мейерхольда) и другие виды искусства. В то же время преследованиелично Шостаковича продолжилось 6 апреля новой статьёй «Правды» «Балетнаяфальшь», с обвинениями противоположного характера (если «Леди МакбетМценского уезда» обвинялась в сложности, то балет «Светлый ручей» — влегковесности).221Большая Советская энциклопедия, Т.
24, кн. I. Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд-е 3-е. – М.: «Советскаяэнциклопедия», 1976. – С. 693.222Там же. С. 100.124Эрих Роузберри справедливо отмечает, что «поначалу опера была принятахорошо – она соответствовала советским представлениям о прогрессивномискусстве, поскольку осуждала развращенность жизни купеческой средыдевятнадцатого века, была глубоко русской в своем подходе к характерам иситуациям. Но она заставляла слушателей мыслить слишком самостоятельно,давать героям неоднозначную моральную оценку.