Диссертация (Социокультурные риски экономоцентричного общества)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Социокультурные риски экономоцентричного общества". PDF-файл из архива "Социокультурные риски экономоцентричного общества", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИА. И. ГЕРЦЕНАНа правах рукописиУДК 101.1:316Семерник Снежана ЗдиславовнаСоциокультурные риски экономоцентричного обществаСпециальность 09.00.11. – Социальная философияДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степенидоктора философских наукНаучный консультант: доктор философских наук,профессор В. И.
СтрельченкоСанкт-Петербург, 2016 г.2СОДЕРЖАНИЕОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ..................................................................31. Теоретико-методологические основания исследованияпроблем экономоцентричного общества..............................................................211.1.Дискурс экономоцентризма как предмет социогуманитарной рефлексии........1.2. Методология исследования проблемы становленияи динамики экономоцентричного общества …..........................................................2. Предпосылки становления экономоцентричного общества:от идеи хозяйственно-культурной целостности к принципуавтономизации экономики..........................................................................................2.1.
Экономоцентризм в контексте хозяйственно-культурногоразвития общества...........................................................................................................2.2. Инструментализация дискурса экономоцентризма всоциокультурных условиях современного общества...................................................2.3. Фетишизация и дискриминация идеи трудакак фактор развития экономоцентричного общества..................................................2.4. Идея накопительства: эволюция и значение в формированиисоциокультурной специфики современности ............................................................214364641171591823. Преодоление социокультурных рисков экономоцентричного общества:возможности и ограничения …..................................................................................... 2113.1.
Рискогенность как социокультурный атрибутэкономоцентричного общества..................................... …..............................................3.2. Антропологическое измерение экономоцентричного общества.......................3.3. Механизмы сдерживания экспансии экономоцентризма ………………….........3.4. Философия хозяйства как антитеза экономоцентричнойпарадигме развития социума...........................................................................................211237270Заключение.......................................................................................................................Литература .......................................................................................................................3093152883ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫАктуальность исследования Слово «риск» прочно вошло в речевые транзакциисовременного социума, указывая на остроту стоящих за ним проблем: эскалациюнапряженности в функционировании экономических, культурных, политических систем,повышениевероятностиихнеблагоприятногоразвития.Этимопределяетсябеспрецедентная актуализация исследований экономических, политических, социальныхрисков, поиска механизмов нейтрализации и преодоления порождаемых ими кризисныхситуаций.Стремительное разрастание зон и видов риска свидетельствует о том, что это нестолько локальные проблемы, сколько системное явление.
В связи с этим актуальнойявляетсязадачареконструкциифакторовразвитиясоциокультурныхрисков,позволяющих не только выявить специфические признаки реализации рисковыхстратегий в отдельных сферах общественного функционирования, но и охарактеризоватьрискогенный потенциал современной культуры и социума в целом. Данная задачатребует переосмысления фундаментальных принципов функционирования современнойсоциальной системы. Ведущей тенденцией ее развития является тотальная экономизациявсех сфер жизни, сопряженная с активным распространением экономических принциповнавнеэкономическиевидыдеятельности.Этообуславливаетмасштабнуютрансформацию социума, характеризующуюся высокой степенью неопределенности какантропологических, так и культурно-цивилизационных ожиданий.Посколькусферахозяйственнойдеятельностисовременногообществачрезвычайно расширилась, возникает необходимость специального исследованиявзаимосвязей между экономической и неэкономическими сферами жизни общества, атакжевыявленияихсопряженнойипараллельнойэволюции,возможныхсоциокультурных и антропологических последствий.
В этой связи особую актуальностьприобретают задачи уяснения антропологического смысла социальных изменений,возникающих под влиянием идеологии и практик экономоцентризма – специфическойсоциокультурной парадигмы, сформировавшейся в новоевропейский период развитиясоциума и приобретающей доминирующее значение в системе современных социальныхотношений, – а также масштабов и характера проистекающих отсюда антропогенных4преобразований культурно-цивилизационных условий жизни общества.Феномен экономоцентризма хотя и обозначен, вместе с тем мало изучен всоциальной философии. Многообразие попыток его теоретических репрезентаций,несовместимость существующих мнений, конкурирующих гипотез, теорий и идей, едвали не полное отсутствие не только знаний, но и строгой постановки вопросов о природе,социальных и антропологических основаниях экономоцентризма современности, –эпохи прогресса информационных, классовых и цивилизационных конфликтов, – все этоявляется выражением неопределенности оценок нынешнего состояния и будущего какевропейской,такиотечественнойкультуры,ставитисследователейпереднеобходимостью глубокого проникновения в суть осуществляющихся преобразований.Неопределенность выступает атрибутом и антропогенных трансформацийсовременности: ментальные и социально-практические установки экономоцентризмавыполняют роль структур, порождающих нового человека – «homo economicus'a», –главного актора происходящих на наших глазах и грядущих перемен.
Несмотря на то,что феномен «homo economicus'a» оценен представителями самых различных школ, какв философии, так и собственно в экономике, тем не менее, актуальной остается задачарасширения проблемного поля исследований, посвященных данному вопросу, поискановых граней и принципов его осмысления. В частности, недостаточно изученнымостается вопрос о тех социокультурных рисках, которыми чреваты культурноцивилизационные инициативы «homo economicus'a», построение его отношений собществом на основе ценностей идеологии экономоцентризма.
Это тем более значимо,что «экономический человек» из эпизодического героя превращается во все болеераспространенный для современного общества тип личности. Он представлен в самыхразнообразных слоях общества и обнаруживает тенденции к эволюции, протекающейкомплементарно происходящим в обществе экономическим и социокультурнымтрансформациям.Необходимо отметить, что неопределенность отнюдь не принадлежит к числусвойстввыражающихсущностьсамойпроизводственно-экономическойсферыобщества, а имеет эпистемологический статус, возникая на почве видимостинепроницаемости плотной стены абстракций, отделяющей социогуманитарное познаниеот его объектов. Преодоление разрыва между существующими представлениями обэкономоцентризме и их естественной референциальной основой, – задача не только5актуальная, но и объективно сложная.
Путь к ее разрешению, – включение в полеанализа эвристических идей философии хозяйства с целью истолкования феноменаэкономоцентризма в контексте достигнутого уровня знаний о «месте человека в природеи природы в человеке». Реактуализация и практическое воплощение идей философиихозяйства позволит не только обнаружить истоки и движущие силы развитияэкономоцентричного общества, но и решить задачу по выработке стратегий преодолениявозникающих в данном обществе социокультурных рисков, формирования типовсубъектов, способных к решению данных задач.Цель исследования – разработать аутентичную концепцию экономоцентричногообщества и его социокультурных рисков.Задачи исследования:1.Определить содержание, антропологические и социокультурные смыслыпонятий «экономоцентризм», «экономоцентричное общество»;2.Выявить и охарактеризовать как общие, так и специфические особенностисоциокультурныхрисковнаосновныхэтапахисторическойэволюцииэкономоцентричного общества;3.Дать оценку значения и границ применимости познавательных средствсоциально-гуманитарной аналитики с точки зрения их аутентичности целям уясненияприроды экономоцентричного общества;4.Выдвинуть и обосновать принципы типологизации исторических исовременных социальных систем с точки зрения отношения их к стратегиямэкономоцентричного поведения;5.Осуществить сравнительный анализ основополагающих идей русскойфилософии хозяйства и наиболее влиятельных макроэкономических концепцийсовременного экономического либерализма;6.Раскрыть механизмы экспансии экономоцентризма в социокультурноепространство внеэкономических сфер жизни общества, определить масштабы ихарактер влияния данных процессов на развитие современного социума;7.Выявить и охарактеризовать исторические и современные типы социальнойсубъективности, инициирующие становление практик экономоцентризма и определитьих характерные особенности;8.Идентифецировать человекоразмерное пространство экономоцентричного6общества и рассмотреть его как структуру антропологических рисков, порождающихжизненные миры хомо экономикус;9.Разработать принципы и механизмы управления социокультурнымирисками, способствующие снижению вероятности развертывания их деструктивногопотенциала в пространстве современного экономоцентричного социума.Объектом исследования выступает экономоцентричное общество какспецифический тип современного социума.
Предметом исследования являютсясоциокультурные риски экономоцентричного общества, повышающие вероятностьнеблагоприятного развития социума.Научная новизна исследования определяется принципиальной новизнойосновных положений и выводов:1.Определено содержание, антропологический и социокультурный смыслыпонятий «экономоцентризм» и «экономоцентричное общество»;2.Идентифицированысоциокультурныерискиэкономоцентричногообщества;3.Дана оценка значения и границ применимости познавательных средствсоциально-гуманитарной аналитики с точки зрения их аутентичности целям уясненияприроды экономоцентричного общества;4.Осуществлена типологизация социальных систем с позиций концепциисоциокультурной парадигмы, позволяющей оценить степень тотализации компонентовэкономоцентризма в системе принципов функционирования социума;5.Обоснован вывод о том, что основополагающие идеи философии хозяйстваоткрывают перспективу преодоления идеологии и практик экономоцентризма;6.Выявлены механизмы, масштабы и характер влияния экономоцентризма наразвитие внеэкономических сфер жизни общества;7.Выявлены и охарактеризованы основные типы социальной субъективности,реализующиесоциокультурнуюактивностьвсоотнесенностиспринципамиэкономоцентризма.