Диссертация (Ценностные ориентации молодых предпринимателей в современной России (на примере Северо-Западного региона)), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностные ориентации молодых предпринимателей в современной России (на примере Северо-Западного региона)". PDF-файл из архива "Ценностные ориентации молодых предпринимателей в современной России (на примере Северо-Западного региона)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Несмотря нанаучные, мировоззренческие, религиозные, политические и иные разногласия, всоциологии ценности определяют как самые значимые элементы построениясоциума, которые называют «ядром мировоззрения» (Вундт), «благом» (Вебер,Смит)111, «идеалом» (Виндельбанд) и др. Ценности формируют социальнуюструктуру и находятся в самом основании человеческого общества: сложившиесяценности определяют и проектируют его будущее. Естественно, что, учитываявсю важность и признание основополагающей роли ценностей в жизни обществаи как объекта социологического анализа, они исследуются с самых разныхнаучныхитеоретическихпозиций.Втомчислекакотносительно110Perry R.
B. Realms of Value. A Critique of Human Civilization // R.B. Perry. Values and the Future. N-Y: The FreePress. 1969. – P. 3.111Макашова Н. Этика и экономическая теория // Общественные науки и современность. – 1992 – № 3. – С. 17.41самостоятельная проблема исследуются и ценности различных категорийпредпринимателей.Прежде всего следует отметить, что анализ ценностных ориентаций иценностей молодежного предпринимательства может осуществляться, исходя издвух традиционных и взаимодополняющих друг друга концепций социологическогоисследования:какрезультатэмпирическихисследованийикакитогтеоретического изучения.Эмпирический путь исследования ценностных ориентаций и ценностеймолодежного предпринимательства представлен многочисленными перечнямизначимых и важных характеристик деятельности молодых предпринимателей,составленными на основе качественных исследований, интервью, экспертныхоценок, сформированных на этой основе иерархий значимого и важного, ираскрывающимиосновныеориентирыреализациипредпринимательскогоинтереса.
Этот подход, важный и значимый для определенного этапа накоплениясоциологического знания о ценностях молодежного предпринимательства, тем неменееоказываетсяограниченнымвсвоихнаучныхисследовательскихвозможностях по ряду причин.Прежде всего потому, что изучение ценностных ориентаций и ценностей наинструментальном уровне или с целью подчинения их законам «социальнойфизики», неспособно добавлять в характеристику ценностного сознанияпрогностическое научное знание. Чисто эмпирический подход к исследованиюценностей молодежного предпринимательства был характерен для 1990-х гг., иэто было обусловлено тем, что после возрождения социологии в СССР, по словамГ.В.
Осипова, ее еще долгое время воспринимали только как конкретныесоциологические исследования112.Теоретическийподходкопределениюценностныхориентацийиценностей молодежного предпринимательства первоначально заключается в том,чтобы путем научно-теоретического анализа выявить основные ценности «сОсипов Г. В. Российская социология в XXI веке: Доклад на II Всерос. социол. конгрессе, 30 сентября – 2октября 2003 г.
МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.11242помощью некоторого исходного принципа»113, некоторой идеи, позволяющейсистематизировать и концептуально охарактеризовать ценности как социальноеявление.Как эмпирический, так и теоретический подход к исследованию ценностныхориентаций и ценностей молодежного предпринимательства применимы висследовании для решения специфических задач. Однако естественно, что длядиссертационного исследования теоретический путь определения сущности исодержанияценностныхориентациймолодыхпредпринимателейкаксистематизированной концепции для приращения научного знания, имеетпервостепенное значение. При этом, понятно, что теоретическое исследованиенаходит свою реальную полноту, лишь будучи подтвержденным результатамиэмпирических социологических исследований, «преследующие чисто научныецели»114.Исследование ценностей и ценностных ориентаций. В различныхтеоретико-концептуальных конструкциях ценности представляются своеобразнои по-особому.
По данным многочисленных исследований, существует околочетырехсот определений ценностей, каждое из которых отражает определеннуюпозицию исследователя и преследует освещение роли ценностей в социуме, врамках этих определений теоретическое исследование ценностей осуществляетсяс опорой на различные основания, т. е.
ценности могут пониматься115 как:Смирнов П. И. Ценность: стимул деятельности и одно из основных понятий социологии // Теоретическийжурнал «Credonew». – 2011. – № 1 (65). – С. 139 – 157.114Молевич Е.Ф. К вопросу о структуре современного социологического знания // Социологические исследования.– 1997. – № 6. – С. 3 – 9.115Нами использованы подходы к классификации ценностей, высказанные в работах Э. Дюркгейма, Ф. Адлера,В.П. Тугаринова, А.А. Ручка, Ф.С. Галимбековой, В.П.
Бранского, А.В. Кирьяковой, Л.Г. Юлдашева. См: Adler F.The value concepts in sociology / American j. of sociology. – 1956. – 62. – № 3. – P. 272 – 279; Ручка А. А. Ценностныйподход в системе социологического знания. Киев.: Наукова думка, 1987. – С. 128 – 132; Галимбекова Ф. С.Методология исследования ценности: феноменологический и социокультурный подходы // Философские науки. –2012. – № 3. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6489 (дата обращения: 11.03.2017);Бранский В. П. Философский анализ проблемы ценностей. URL: http://www.studfiles.
ru/preview/3065311/ (датаобращения 27.02.2016); Кирьякова А. В. Теория ценностей – методологический базис аксиологии образования //Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования». – 2010. № 1.– С. 5. URL:http://www.orenport.ru/axiology/docs/3/3.pdf (дата обращения: 18.12.2016); Дюркгейм Э. Ценностные и «реальные»суждения // Э. Дюркгейм. Социология.
Ее предмет, метод, назначение / пер. с фр., сост., послесл. и примеч. А.Б. Гофмана. – М.: Канон, 1995. – С. 286 – 304; Тугаринов В. П. Избранные философские труды. – Л., Изд-воЛенинградского ун-та, 1998. – С. 46; Юлдашев Л. Г. Теории ценности в социологии: вчера и сегодня //Социологические исследования. – 2001. – № 8. – С. 148.11343– внеземные абсолюты или надисторические вечные сущности;– результаты деятельности людей, материальные и духовные ценности;– иерархически выстроенная значимость вещей и идей, удовлетворяющихпотребности;– форма отношений, которая сопровождает процесс удовлетворенияпотребностей субъекта при взаимодействии с объектом;– идеальные константы, которые в сознании отдельной личности илисоциума ориентируют действия людей;– продукты реализованных потребностей человека, его разнообразных имногочисленных интересов (материальных и духовных);– сформированныесубъективныеобразования,присущиеносителямценностных образований;– действия, поведенческие акты ипоступкилюдейкаксредствадостижения определенных целей.Помимо показанных оснований в построении теоретических концепцийценностей, существуют некоторые интегративные подходы, в которых могутиспользоваться комбинации приведенных оснований классификации ценностей.Но даже представленные подходы к пониманию ценностей описывают широкийкруг проблем теоретического обсуждения.
Понятно, что в рамках теоретическогоанализа никакая интеграция или комбинация оснований не может бытьосуществлена чисто механистически, что здесь, очевидно, требуется некотороеметодологическое единство.Поэтому прежде всего следует выделить основные методологическиеподходывисследованиипроблематикиценностей.Концептуально-методологические исследования феномена ценностей и обобщенный взгляд наразличные теоретические подходы представлены в работах Ф.
С. Галимбековой,которая пришла к выводу о большом разнообразии «направлений исследования44ценностей: от интуитивистского до логико-позитивистского»116, каждое изкоторых может нести определенный смысл для анализа ценностей молодежногопредпринимательства, имеет свои достоинства и недостатки. Прежде всегоследует кратко охарактеризовать два основных теоретико-концептуальныхподхода, имеющих принципиальные отличия в исследовании ценностей каксоциального явления: феноменологический и социокультурный.Феноменологическийподход.СовремениучениянеокантианцевГ. Риккерта и В. Виндельбанда социология была сориентирована на исследованиеценностей как основы общества.
Как отмечает А. А. Максименко, «основная идеяфеноменологическогосамодостаточногоподходазначениязаключенаценностейвтого,признаниичтовавтономногоифеноменологическомпонимании «ценность является не объективной реальностью, а выражениемидеального бытия»117. Таким образом, личность или социально-профессиональнаягруппа как бы находится между некоторой идеальной константной системойценностей и практической деятельностью, не изменяя эти ценности, а толькоиспользуя их как кальку идеального проекта. Отсюда вытекает признаниерешающей роли интуиции, подсознания или эмоции в исследовании и пониманиилюбых ценностей в противовес рационалистической традиции. С точки зренияфеноменологов, в конечном итоге любовь или ненависть, восхищение илипрезрение к каким-то явлениям определяет ценности это или нет.
Иными словамимир человека, находясь между миром вещей и миром благ, не решает и не создаетценности, даже и не он их ранжирует, он только рефлексирует по поводуценностногозначениявещей,аотсюда–важнаярольинтуитивно-эмоционального переживания.Для М. Шелера роль эмоционального фактора в ценностном выборенастолько значима, что он возводит эмоцию в ранг социального феномена,Галимбекова Ф.
С. Методология исследования ценности: феноменологический и социокультурный подходы //Философские науки. – 2012. – № 3. – С. 143 – 149. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6489 (датаобращения: 11.03.2017).117Максименко А. А. Социологическая интерпретация понятия «ценность» // Вестн. КГУ им. Н.А. Некрасова. –2011. – № 2. – С.
284.11645подчеркивая, что первоначально именно эмоциональный порыв нового классабуржуазии объединяет воедино различные интеллектуальные ориентации, преждене взаимодействовавшие между собой.118 «Каждый появляющийся на аренеистории класс характеризуется не только идеологией, но и “эмоциональнымаприори” – особыми душевными и телесными аффектами и желаниями, без учетаэнергиикоторыхневозможнообъяснитьцеленаправленныечеловеческиедействия»119, – отмечает Б.