Диссертация (Ценностные ориентации молодых предпринимателей в современной России (на примере Северо-Западного региона)), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностные ориентации молодых предпринимателей в современной России (на примере Северо-Западного региона)". PDF-файл из архива "Ценностные ориентации молодых предпринимателей в современной России (на примере Северо-Западного региона)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
В. Марков - исследователь творчества М. Шелера.Исходя из данной концепции, хотя ценности и имеют космическоепроисхождение и независимое от бытия существование, реализуются они черезмир людей и через мир вещей. Здесь ценности выступают активным началом, асубъекты только пассивным носителем этой активности.Порядок ценностей в рамках данного подхода постоянен на протяжениивсей человеческой истории, а сами ценности «являются полярной звездойчеловечества»120. Ценности элиты, включающей в свои ряды и предпринимателей,формируютсоциум,культуру,человеческиеколлективыисоциальныеорганизации на основе массового подражания их ценностным образцам.Характеризуя феноменологический подход в исследовании ценностей, Марковопределяет его как «персоналистcкий» и «романтический»: «Личность-образецобусловливает настроенность на ценности.
Система ценностей – это важнейшаячасть культурной среды, в рамках которой живет и действует человек. Ценностиопределяют поведение не так, как аксиомы математики определяют решениетеорем. Человек усваивает их благодаря личностям, выбираемым в качествеобразцов.121Марков Б. В. Ценности и бытие в философской антропологии Макса Шелера. URL:http://anthropology.ru/ru/text/markov-bv/cennosti-i-bytie-v-filosofskoy-antropologii-maksa-shelera (дата обращения:24.05.2015).119Марков Б. В.
Ценности и бытие в философской антропологии Макса Шелера. URL:http://anthropology.ru/ru/text/markov-bv/cennosti-i-bytie-v-filosofskoy-antropologii-maksa-shelera (дата обращения:24.05.2015).120Алхасов А. А. Макс Шелер об иерархии ценностей // Исторические, философские, политические и юридическиенауки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов.: Грамота, 2015.
№ 5 (55): в 2-х ч.Ч. II. – C. 13 – 15.121Марков Б. В. Ценности и бытие в философской антропологии Макса Шелера. URL:http://anthropology.ru/ru/text/markov-bv/cennosti-i-bytie-v-filosofskoy-antropologii-maksa-shelera (дата обращения:24.05.2015).11846Формирование ценностей происходит, начиная с детства на уровнеповседневного общения, где «у индивидов по мере усвоения социокультурныхценностей складывает определенное видение себя в “домашней” социальнойгруппеиопределенноепредставлениеобэтойгруппе.Социальнаясамоидентификация формируется стихийно в процессе социализации у каждогочеловека и в последствии так или иначе влияет на выбор жизненныхстратегий»122,вт.
ч.настепеньготовностилюдейкзанятиюпредпринимательством.Такимобразом,характернымиособенностямифеноменологическогоподхода в понимании ценностей выступают:– отделение ценностей от человеческой деятельности и приписывание имидеального бытия и фактически теологического значения;– изоляция ценностей в виде самостоятельно существующих целей-идеалов,носителем которых выступает человек;– ценности отождествляются с нормами, на основании чего складываютсякультура и конкретные ценности в самых различных формах;– представление роли личности только пассивным транслятором ценностей,они не совпадают с психическим актом оценивания, оценки;–центральныммоментоманализаценностейвыступаетпроблемаопределения ее значимости.Чувственное определение ценностей в феноменологической концепцииимеет ряд важных характеристик: во-первых, они категорически разделены по ихнаправленности на положительные и отрицательные; во-вторых, ценностивыстроены в строгую иерархию: от низшего до высшего уровня (ряд: приятное –неприятное; ряд: «святое» и «несвятое» и т.д.); в-третьих, автоматическиинстинктивныймеханизмвосприятияиградацииценностейвактахпредпочтения, происходит как «очевидная интуитивность», и это неспособназаменить никакая логическая последовательность; в-четвертых, ценности могутШюц А.
Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. –М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 141 - 142.12247быть классифицированы по сферам проявления и носителям: моральные,логические, религиозные, эстетические, личные, социальные.Подобный чувственный подход к ценностям предпринимательства всовременных условиях активно используется в некоторых концептуальныхразработках социальных проблем предпринимательства отечественными изарубежными социологами123, а также в социально-психологических концепцияхпредпринимательства, как синтез экономических и психологических аспектов намикросоциологическомуровне(социометрическиеисследования,изучениевзаимоотношений, молодежных устремлений в бизнес-организациях)124.Социокультурный подход в исследовании ценностей и ценностныхориентаций молодежного предпринимательства важен, поскольку «позволяетвыявить наиболее значимые ценности и адаптировать их к переменам,происходящим в сознании людей на том или ином историческом этапе»125.Формирование ценностей молодежного предпринимательства складывалось вопределенных социально-экономических и культурных условиях, которыеповлияли на судьбы и выборы жизненных стратегий молодых людей и отражалиопределенные зависимости и закономерности различных представлений о ролимолодежи в жизни России и в предпринимательстве.Средиформированиеважныхсоциально-культурныхценностейиценностныхфакторов,ориентацийвлияющихнамолодежногопредпринимательства, выделяются многочисленные культурные, исторические исоциальные силы, которые повлияли на особенности не только восприятияпредпринимательства, но и на участие в этой деятельности, отношение к ней,социальную активность и ответственность предпринимателей, т.к.
«разный типпредставлений об ответственности бизнеса перед обществом детерминируетсяСтавропольский Ю. В. История феноменологической социологии в Японии // Изв. Саратовского ун-та. Сер.Социология. Политология. – 2013. – Т. 13, вып. 3. – С. 19 – 23.124Поздняков В. П. Феноменология предпринимательства: синтез экономического и психологического аспекта //Психология предпринимательства: хрестоматия: учеб. пособие / Под ред.
Д.Я. Райгородский. – Самара.: Бахрах-М,2007. – С. 3 – 15.123125Галимбекова Ф. С. Методология исследования ценности: феноменологический и социокультурный подходы //Философские науки. – 2012. – № 3. – С. 143 – 149. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=6489 (датаобращения: 11.03.2017).48разными ценностями»126. В частности, в формировании ценностей российскогопредпринимательствакакнегативныефакторывыделяютсяисторическиеособенности (длительное крепостное право, отсутствие предпринимательства всоветский период), геополитическое положение России и православная вера(Е.
П. Хорькова,1998).Подвлияниемпервыхдвухфакторовпредпринимательство в российских условиях не стало ценностью для широкогокруга россиян, долгое время оно не было делом достойным и уважаемымнаселением. Богатство презиралось, доминировали ценности присвоения чужого,стереотипы безразличного отношенияк труду ипр. Последовательноеправославие, по мнению некоторых авторов, не способствовало активностичеловека, проявлению инициативы, без чего невозможен предпринимательскийрискприобретениянезависимости.Этитрудныедляразвитияпредпринимательства российские условия позволяли богатеть только через обман,воровство, надувательство («обманывай, пока тебя не обманули»). Отмечается,что «Россия не прошла тот путь от традиционного общества к феодальному и отнегоккапиталистическому,которыйпроделалистраныевропейскогоцивилизационного ареала».127В своей работе О.
В. Токаренко указывает, что «национальные традициимогут либо способствовать экономическому успеху нации, либо, если они неучитываются, вести ее к застою», - говоря о «традиционных ценностях“домостроя” в русской экономической системе, где «эффективный трудпреимущественномотивировалсяморальными,анематериальнымистимулами»128.
Успешный пример реализации такой конструкции - Корея,Тайвань, Япония и другие «новые индустриальные» страны. Как отмечает Н. Н.Зарубина:«вконфуцианственаиболееподходящимзанятиембылаДементий Л. И., Щепоткин С. В. Ценности предпринимателей как детерминанты представлений о социальнойответственности бизнеса у представителей среднего и крупного бизнеса // Вестн.
НГУ. Сер. Психология. – 2010. –Т. 4, вып. 1. – С. 48 – 54.127Шкаратан О. И. Этакратизм и российская социетальная система // Общественные науки и современность. –2004. – № 4. – С. 49 – 62.128Токаренко О. В. Теоретико-методологические подходы к анализу ценностных ориентаций ипредпринимательского поведения // Мир России. – 1998. – № 3. – С. 138.12649государственная служба, которая обеспечивала разносторонность, в отличии«малого пути» врача, священника, предпринимателя»129.Стоит отметить, что один из первых этнологов определению «ценности»дал К.
Клакхон, характеризуя как «осознанное и неосознанное, характерное дляиндивида или для группы индивидов представление о желаемом, котороеопределяет выбор целей (индивидуальных и групповых) с учетом возможныхсредств и способов действия»130, показывая существование межэтнических имежкультурных различий. Однако он не смог объяснить происхождение идинамику этих различий.С точки зрения этого подхода, ценность «не внешняя по отношению кобъекту структура, а существеннейшая часть объекта, часть структуры культурыобъекта как целостного исторического типа»131.В чем же состоят достоинства социокультурного подхода в исследованииценностей и ценностных ориентаций молодежного предпринимательства?На наш взгляд, здесь может быть выделено несколько важных моментов.Во-первых, в рамках этого подхода ценности и ценностные ориентациимолодежного предпринимательства могут быть рассмотрены на стыке различныхконцептуальных подходов и теоретических систем.
Во-вторых, ценностиформируются социокультурной средой, в которой сама личность становитсяконструктором новой социокультурной реальности. Поэтому анализ ценностейопределенных социальных групп обязательно предполагает конкретизациювременных и пространственных представлений об объекте анализа – ценностяхтех или иных акторов. В-третьих, социокультурный подход, как синтез принциповкультурологического и социального исследования, по существу является мостомперехода собственно к социологическому анализу ценностей и ценностныхориентаций молодежного предпринимательства, поскольку «вне зависимости отЗарубина Н.