Диссертация (Ценностные ориентации молодых предпринимателей в современной России (на примере Северо-Западного региона)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Ценностные ориентации молодых предпринимателей в современной России (на примере Северо-Западного региона)". PDF-файл из архива "Ценностные ориентации молодых предпринимателей в современной России (на примере Северо-Западного региона)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Данная позиция висследовании природы предпринимательства довольно широко распространена.Так, по мнению М. К. де Врие и Миллера100, психологические акцентуацииличности предпринимателя, такие как параноидальность, эпилептоидность,истероидность, психастенизм, шизоидность, самым существенным образом могутповлиять на предпринимательскую активность и сформировать соответствующуюсоциально-психологическую атмосферу в организации.АналогичныерезультатыполученыВ. В.Радаевым101поитогамисследований предпринимательских организаций, которые показывают, чтоличностные особенности предпринимателя в конечном итоге сказываются на всехэлементах деятельности организации и могут проявляться как бюрократический,патерналистский,фратерналистский(братский),партнерскийтипыпредпринимательской организации.
Для молодых предпринимателей наиболеехарактерен фратерналистский стиль.Научная дискуссия по поводу роли объективного фактора, с однойстороны,иличностныхивособенностинравственныхкачествпредпринимателя имеет давнюю традицию. Так, К. Маркс отрицал рольпсихологических особенностей личности предпринимателя в формированииНикитова С. Г. Организационная культура. Конспект лекций / сост. С. Г.
Никитова. – М.: МИЭМП, 2007. – С.54. URL: http://razdatok.narod.ru/users /pages/s252/p252.pdf (дата обращения: 15.07.2016).101Радаев В. В. Четыре способа утверждения авторитета внутри фирмы: некоторые результаты обследованияпредпринимателей // Социологический журнал. – 1994. – № 2. – С. 149 – 157.10036бизнеса,считаяфигурукапиталистатолькооболочкойкапитала(«олицетворенный, одаренный волей и сознанием капитал»). Как поясняет самМаркс: «Фигуры капиталиста и земельного собственника я рисую далеко не врозовом свете.
Но здесь дело идет о лицах лишь постольку, поскольку ониявляются олицетворением экономических категорий, носителями определенныхклассовых отношений и интересов. Я смотрю на развитие экономическойобщественной формации как на естественно-исторический процесс; поэтому смоей точки зрения, меньше чем с какой бы то ни было другой, отдельное лицоможно считать ответственным за те условия, продуктом которых в социальномсмысле оно остается, как бы ни возвышалось оно над ними субъективно102.Очевидно,«отдельноелицо»вформированиикапиталадляМарксанесущественно, как несущественен в таком случае и фактор возраста.
Иной точкизрения придерживался Г. Спенсер, утверждая, что «свойства социального целоговыводятся из свойств составных его частей».103В этом вопросе с К. Марксом не согласен М. Вебер, считающий, что, хотястановление капитализма и носит объективный характер, тем не менее полностьюотрицать значение социально-психологических условий предпринимательстванеправомерно. М. Вебер является самым значимым автором в анализе истоковпредпринимательства в социологии. Его идеи, высказанные в «Протестантскойэтикеидухекапитализма»104,вотужецелоестолетиеявляютсяфундаментальными положениями, показывающими значение субъективныхфакторов в развитии предпринимательства: «определенный склад психики,привитый воспитанием»105 – протестантская вера – вот источник желания иустремленийвдостижениипредпринимательскихцелей.Протестантскиеценности оказались более жесткими, аскетичными и рациональными, чемМаркс К.
Капитал. Т. 1. Предисловие к 1-му изд. URL: http://libelli.ru/works/ kapital/pr1.htm (дата обращения:05.07.2016).103Новейший социологический словарь / сост. А. А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В.Терещенко. – Мн.: Книжный Дом, 2010. – С. 1084.104Вебер М. Избранные произведения / Пер. с нем.; сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П.Гайденко.
– М.: Прогресс, 1990. – С. 234.105Там же.10237ценности католицизма, что и становится капиталистическим преимуществом вдостиженииэкономическогоуспеха.Воспитаниюмолодеживдухепротестантизма отдана самая важная роль. Вебер добавляет в конструкциюМаркса духовную основу экономического прогресса – «дух капитализма»,который в известных обстоятельствах может оказаться решающим условием.Какие основные методологические моменты важны для пониманияпредпринимательства по Веберу? Прежде всего это:–субъективныйсмыслпредпринимательства:поведениеивсякоесоциальное действие немыслимо без индивидуальных устремлений человека;– наличие интереса к предпринимательству как результату вероисповеданияи особой этики;– социальный смысл любого предпринимательства, поскольку его цели,средства и результаты необходимо и неизбежно связаны с другими людьми и ужепоэтому являются социальными действиями;– предпринимательствоформируютсякакмногочисленныесоциальноеидействие,разнообразныеблагодаря«смысловыечемусвязи»,наосновании которых возникают капиталистические отношения и социальныеинституты.Еще большее значение личностным факторам в предпринимательскойдеятельности отводится в рассуждениях В.
Зомбарта, который раскрывает смыслдуховныхсилвосуществленииипониманиипредпринимательства«экономическим человеком». Его выводы о роли «капиталистического духа» иоценки,касающиесянедвусмысленнорешающейвыраженывролиегопредпринимательскогоосновнойработедуха,«Буржуа»:предпринимательство есть по сути своей явление «духовное, проявляющееся вобласти хозяйственной жизни», – подчеркивает В. Зомбарт.
«Хозяйственныйдух – это совокупность душевных свойств и функций, сопровождающиххозяйствование.Этовсепроявленияинтеллекта,всечертыхарактера,открывающиеся в хозяйственных стремлениях, но это также и все задачи, все38суждения о ценности, которыми определяется и управляется поведениехозяйствующего человека».106Принимая духовное начало предпринимательства как его определяющуюоснову, В. Зомбарт приходит к ряду выводов:– увеличение капитала и подчинение этой цели всей своей жизни составляетглавное отличительное свойство предпринимателя;– критериемпредпринимательствавыступаетдостижениеуспеха:«Современный деловой человек оценивается по своему успеху.
А иметь успехвсегда означает: опередить других, стать больше, совершить больше, иметьбольше, чем другие: быть “большим”107.Такие качества отчетливо демонстрируют молодые предприниматели вСША. «Дядя Сэм» – олицетворение мечты многих молодых американцев,выражающее их представление о честности, трудолюбии и патриотизме.Прототипом этого собирательного образа стал юный продавец мяса СэмуэльУилсон. Начав работать в 14 лет без гроша в кармане, опираясь только насобственные силы, он превратился в преуспевающего дельца. Так появилсяидеальный образ стопроцентного американского юноши, который проявляетпредприимчивость с раннего возраста.
Этот опыт формирования молодыхпредпринимателей подхвачен во многих странах мира, включая КНР, Японию,Корею и пр.Молодые люди, которые успешно занимаются собственным бизнесом, какправило, уже в ранний период демонстрируют высокие результаты по следующимпозициям:наличиеудовольствиясильногои удовлетворенияжеланиябытьот самогонезависимым;процессазанятияполучениебизнесом;акцентирование внимания на конкретных товарах и услугах, удовлетворяющихсуществующую потребность окружающих; наличие практического опыта занятияЗомбарт В.
Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / Пер. снем.; изд. и подготов. Ю.Н. Давыдов, В.В. Сапов. – М.: Наука, 1994. – С. 235. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Zomb/01. php. (дата обращения: 05.08.2016).107Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / пер. снем.; изд.
и подготов. Ю.Н. Давыдов, В.В. Сапов. – М.: Наука, 1994. – С. 235. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Zomb/01. php. (дата обращения: 05.08.2016).10639бизнесом уже в молодые годы; знание основ бухгалтерского учета и контролядвижения денежных средств. Для реализации бизнес-идей в США действуетзакон от 1953 г., по которому как минимум 23% всех государственных заказовдолжнызаключатьсясмалымбизнесом,значительнаячастькоторыхвозглавляется молодежью.108Историяпоказывает,чтоужесмолодоговозрастабудущихпредпринимателей характеризует целеориентированная деятельность, включаякоммуникации (как умение вести переговоры), финансовую аналитику и«калькуляцию» – все это должно быть подчинено одному – достижению успеха.Ужевмолодыепредпринимательскуюгодыихдеятельностьотличаетнезависимостремлениеоттехосуществлятьэкономических,социальных, культурных и иных обстоятельств, в которых он находится, дажепротив своих желаний.Таким образом, молодежное предпринимательство можно охарактеризоватькак нормативно-определенные и неформальные общественные отношения,возникающие в результате активной и инициативной деятельности молодежи(14 – 35 лет), как хозяйствующих субъектов (индивидуальных или коллективных)в сферах производства, обмена, распределения и потребления материальных идуховных благ, зависимую от специфики социальных систем, уровня развитиярыночных отношений и личностных качеств предпринимателя (возраста,накопленных знаний и опыта, ценностных ориентаций, способности рисковать инести ответственность за результат своей деятельности).1.2.
Теоретические рамки концептуализации ценностей и ценностныхориентаций как объекта социологического анализаВ социологию понятие ценности пришло из всемирной истории.109Танеев С. Как в США помогают малому бизнесу. URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/article/43257-kak-v-sshapomogayut-malomu-biznesu.html (дата обращения 23.08.2017).108109Рыкова Л. Х. Интерпретации ценности в современной философии // Молодой ученый. – 2015.
– №1. – С. 521.40Первоначально понятие «ценности» отождествлялось с «ценой» товара.Впоследствии любые результаты и продукты деятельности людей, которые моглииметь цену, стали превращаться в бесконечные совокупности ценностей. Это,первоначально чисто прагматическое, материальное, экономическое понимание«ценности» как «цены» за удовлетворение утилитарных потребностей жизненнонеобходимыми товарами, услугами или продуктами, в процессе длительногосоциально-исторического развития было перенесено на социально-духовныеявления и процессы, например, нравственные.
Ценностью или «благом»становились взаимопомощь и взаимовыручка, уважительное отношение к старикуи женщине и т. д. Современное понимание ценностей предельно широкое иполисемантическое.Пятьдесят лет назад Э. Тоффлер в сборнике «Ценности и будущее» писал,что перспектива, которую изберет человечество, «будет зависеть от того,насколько ясно мы поймем и предскажем изменения в сложной и чередующейсяархитектуре ценностей, которые управляют человеческим поведением»110.Именно поэтому обращение к исследованию ценностей активной части молодыхлюдей – предпринимателей – представляет несомненный интерес.