Диссертация (Отношение философии и опыта в истории философии и культуры), страница 13

PDF-файл Диссертация (Отношение философии и опыта в истории философии и культуры), страница 13 Философия (49930): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Отношение философии и опыта в истории философии и культуры) - PDF, страница 13 (49930) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Отношение философии и опыта в истории философии и культуры". PDF-файл из архива "Отношение философии и опыта в истории философии и культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

Оно недвусмысленно указывает на то, что диалог есть отличная отсебя, ещё не достигшая единства, разъятая на реплики, только возникающая ввиде устной речи разумная мысль, чьей целью и средством становится сам логоскак единый закон всего сущего. Диалогическим способом дух восходит в своёмфеноменологическомразвитииотрассудочногосознанияквсеобщемусамосознанию. Тем самым он впервые полагает в себе отрицательное началоразума, отчего разум и выступает, прежде всего, именно как раз-ум, т.

е. как ум,утративший свою наивную целостность, вступивший в отрицательное отношениек себе самому. Отрицательная разумность стала делом жизни и философствованияСократа, до самой смерти побуждая его испытывать себя и своих собеседников втом, насколько основательными являются обсуждаемые ими представления, неесть ли они лишь мнения, принятые только по недоразумению – не важно,произвольно или в силу традиции. И если сегодня, более чем через двадцатьчетыре столетия после казни Сократа, попытаться как-то окрестить егознаменитого, но до сих пор анонимного демона, внутренним голосом вещавшего28Анализ развёртывания единого содержания сократических диалогов Платона дан в статьеЕ. А.

Волжевой "Проблема Сократа" (См.: AKAΔHMEIA: Материалы и исследования по истории платонизма. Вып. 6. – СПб., 2005. С. 20-47). Автор статьи убедительно доказывает, что"Апология Сократа" и "Критон" содержат введение в сократовский способ философствования,"Евтифрон", "Лахет", "Гиппий больший", "Лисид", "Ион" и "Кратил" – исследование Сократомприроды разумного мышления, а "Евтидем", "Гиппий меньший", "Алкивиад I", "Хармид","Протагор" и "Горгий" – сознательную попытку Сократа преодолеть эмпирическое представление об истине как внешнем предмете познания.58свои исключительно отрицательные повеления, которых не мог не слушатьсяСократ, то, пожалуй, лучшего имени, чем Διάλογος, или Диалог, не найти.Быть человеком, лично представляющим в стихии духа народа диалогическое начало разума, значит испытать поистине трагическую судьбу.

В историиАфин и древней Эллады в целом Сократ в силу воспитанной им в себе непреклонной моральности объективно играл демоническую, т. е. разрушительную, отрицательную роль. Поэтому привлечь его к суду было необходимо, причём какраз по тем обвинениям, которые выдвинули против него Мелет, Анит и Ликон.Сократ действительно самочинно вводил в жизнь своего государства, как ониутверждали, новых богов, а именно, нового демона – демона диалога, так как былодержим этим демоном отрицательной разумности, подрывавшим своимтребованием самопознания, обращённым к каждому из афинян, их традиционнуюсплочённость. Этим он, конечно, с точки зрения названных защитников старыхнравов, делал молодежь хуже, т.

е. задумчивее и самостоятельнее, чем она быладо него. Однако по той же причине во всеобщей истории образованиячеловечества Сократ стал положительным образцом для всех, кто, подобно ему,перестал бессознательно следовать стихийно сложившимся обычаям своегонарода, но не застрял в произвольной софистике рассудка, которая манипулируетмнениями, поскольку они, выражая опыт, выглядят правдоподобными, и началсвободно двигаться через диалог к монологическому, монистическому разуму – кединому логическому методу познания истины, или к философии как таковой.1.3.Платон о необходимой предпосылке,начале, предмете и методе познанияОбращаясь к Платону, нельзя не признать вслед за Гегелем, что серьёзнымпрепятствием для уяснения содержания платоновского учения в том виде, в какомоно дошло до нас, выступает его прекрасная литературная форма, не обладающая59необходимой научной строгостью 29.

Хотя тогда, когда требуется, Платондобросовестно предупреждает, что, поскольку сообщать мысль как мысль долго итрудно, постольку он ради краткости и доходчивости будет излагать её в видемифа или уподобления, эти предупреждения редко принимаются во вниманиечитателями его диалогов, вследствие чего распространённые представления обучении Платона покоятся не на том, чтό Платон мыслил, а на том, как он выразилсвою мысль. Те, кто воспринял лишь букву, не уловив дух его прекрасных творений, убеждены, что Платон верил в переселение душ и признавал существованиекакого-то особого, отделённого от вещей «царства идей», что для Платонапознание есть припоминание и т. п. Если учесть, что миф и уподоблениепринимал за суть платоновского учения даже такой знаток античности, какА.

Ф. Лосев, то удивляться этому не приходится.Ясно сознавая несовершенство изложения мысли посредством образов,представлений или только правдоподобных рассуждений, но не всегда имеявозможность письменно выразить её иным способом, Платон старался восполнитьэтот недостаток точностью терминологии и чёткостью основных определений. Покрайней мере, в ключевых местах его сочинений нет ни одного случайного слова,что свидетельствует о том, сколь основательно он думал над тем, как именнонаписать то, что он написал.

В этом отношении русские переводы платоновскихтекстов, в том числе выполненные во второй половине прошлого века (не говоряуже о современных английских или немецких переводах Платона, превращающихего в эмпирика или неокантианца), заметно уступают оригиналу и создаютдополнительные трудности для тех, кто читает работы мыслителя только нанашем родном языке. Платона переводили у нас большей частью филологи.Поэтому, несмотря на тщательность отделки и стилистическое изящество внешней формы этих переводов, они отнюдь не всегда точны по содержанию, а инойраз так искажают платоновскую мысль, что исключают её понимание. Однаковины филологов в том нет, ибо истинное значение философских произведений,29См.: Гегель Г.

В. Ф. Лекции по истории философии. Кн. вторая // Г. В. Ф. Гегель. Сочинения.– Т. X. М., 1932. С. 131, 136-137.60равно как содержащихся в них терминов и определений, несёт в себе самафилософия, а не тексты, справочники и словари, отчего и установлено оно можетбыть только в результате философского, т. е. по сути логического, а не скольугодно скрупулёзного филологического, или текстологического анализа. Цельэтого параграфа – как можно более аутентично изложить решение Платоном проблемы познания истины, по необходимости связанного с опытом, дав уточнённыйперевод выдвинутых философом положений, относящихся к этой проблеме 30.В исходном представлении, выражающем его собственный взгляд наистину, Платон примыкает к убеждению Сократа, что истина целиком содержитсяв нашей душе и должна быть раскрыта в ней. Истина всего сущего изначальноесть в душе каждого человека, но в несоответствующем себе, неясном, стёртом дополного забвения виде.

Отличие точки зрения Платона от позиции Сократасостоит лишь в том, что он, в противоположность Сократу, признаётсуществование правильных, или истинных мнений, которые стихийно возникаюту нас и бессознательным образом несут в себе что-то истинное: «Стало быть, тебеневедомо, что тот, кто правильно мнит, а логосом владеть не способен, не естьпознающий? – спрашивает у Сократа Диотима.

– Ведь алогичное дело – какое жеэто познание (ἐπιστήμη)? Но это и не невежество, ибо если случится наткнуться наистинно сущее, то какое же это невежество? Скорее всего, правильное мнение – впромежутке между разумением и невежеством» [Пир, 202а].Такое ортодоксальное предвосхищение истины в практическом отношении, по Платону, мало чем отличается от познания. Правильные мненияпозволяют людям успешно осуществлять свои замыслы и полезны не только вудовлетворении нужд обыденной жизни, но и в управлении государством.Единственный, но важный недостаток истинных мнений Платон усматривает в ихслучайном наличии в нашей душе, ибо они могут быть в ней, а могут и не быть.Чтобы нечто истинное постоянно присутствовало в душе человека и направляло30Ссылки на диалоги Платона в переводе автора диссертации будут даваться в тексте параграфа с указанием в квадратных скобках их названия, а так же номеров страниц и строк по универсальной пагинации.61все его действия, свои правильные мнения он должен «связать логическимвычислением причин» [Менон, 98а].

Поиск причин, утверждает философ, шаг зашагом приводит к началу познания – к началу раскрытия единого основания всехистинных мнений, т. е. самой истины. Вопреки видимости, познание начинаетсяне со знакомства с пёстрым многообразием чувственно воспринимаемых вещей идаже не с исследования их свойств и причин их определённых отношений друг кдругу, а с того момента, когда душа человека настолько глубоко погружается всебя, что достигает того изначального единства с предметом познания, исходя изкоторого, она обретает реальную возможность самостоятельно познать всё. «Разприрода всего родственна сущности и чья-то душа идёт навстречу учению, ничтоне мешает тому, кто вспомнил одно единое (люди называют это "научиться")самому открыть всё остальное, если он будет мужественно и неутомимоисследовать, – пишет Платон, – ведь искать и учиться есть то же самое, чтовспоминать» [Там же, 81d].Познание, согласно Платону, с первого своего шага монистично и истинно,ибо оно уже в исходном пункте есть познание самой истины, т.

е. единойсущности, природы всего. Этим познание как таковое отличается от подготовки кпознанию – от анализа и синтеза множества чувственных впечатлений однойдушой [См.: Теэтет, 184d-185е]. Аналитико-синтетический поиск единства вмногообразии Платон называет рассуждением, которое требует от человекатолько некоторого образования, времени и труда. Рассуждая, человеческая душадействует по аналогии, пытаясь путём сопоставления чувственных образовобнаружить их взаимосвязь, или соответствие логосу, скрытому в них единству[См.: Там же, 186а-d]. Ряд таких соображений образует внешнюю, силлогическуюформу внутренней, безмолвной речи души, ищущей, но пока не нашедшейистинное содержание своей мысли и потому не способной дать ей истинноевыражение.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее