Диссертация (Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты), страница 13

PDF-файл Диссертация (Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты), страница 13 Философия (49828): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты) - PDF, страница 13 (49828) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты". PDF-файл из архива "Философская аналитика эстетического опыта исторические и теоретические аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

Так, если принимается в качествеочевидного, что эстетический опыт непременно связан с переживаниями относительноискусства, то тем самым подразумевается, что именно связанность с предметом составляетособенность эстетического опыта (что само по себе нуждается в отдельном исследовании). Илиесли утверждается, что эстетический опыт - это опыт прекрасного и возвышенного, то этимпринимается в качестве несомненного, что именно разделение на прекрасное и возвышенноесоставляет основу эстетического опыта (что также должно подразумевать отдельный рядобоснований). Или если заявляется, что эстетический опыт состоит в эстетической оценке, тотем самым допускается, что эстетическая реакция (и оценка как ее функция) является составнойчастью эстетического опыта (и чтобы ответить, так ли это, требуется дополнительноеисследование).Если принять, что определение понятия эстетического опыта выражается не только вопределенииграницэтогопонятия,ноивопределениитехдопущений,которые5 При всем том, что журналы «большой тройки» репрезентируют одну традицию, нельзя не признать, что между нимисуществуют не только сходства, но и различия, проанализированные Т.

Диффи [174].43подразумеваются в пределах тех или иных границ, то возможна ли вообще какая-либоопределенность в отношении этого понятия или же его судьба - так и остаться кочующим отодного ареала употребления к другому без какой-либо надежды на определенность? И есливспомнитьантиэссенциалистсткуютрадициювсовременнойэстетике,призывающуюотноситься к понятию искусства как к открытому понятию [3, 43-60], то не следует ли, поаналогии с этим, признать, что понятие эстетического опыта по необходимости должно бытьоткрытым, условия применения этого понятия являются поправляемыми, и вся задачаисследователя - лишь в том, чтобы определять контексты, в которых это понятие используется,а вовсе не в том, чтобы работать и развивать проблемы, связанные с этим понятием?Ответить на эти вопросы можно в трех вариантах - предложить теоретический срез,раскрывающий различные аспекты проблем, стоящих за понятием эстетического опыта;предложить исторический срез понимания эстетического опыта; раскрыть практическуюсторонуэстетическогоопыта.Согласнопредложеннойвышеметодологии,раскроюпредварительно историческую сторону вопроса - с тем, чтобы теоретическая сторона предсталав ее полноте.§2.

«Эстетический опыт»: основные срезы и проблемыA) ВведениеДать историю понимания эстетического опыта крайне сложно как потому, что эта историякрайне многообразна, так и потому, что со временем терминологическая определенностьпонятий эстетики стала все больше размываться, и то, что одни именуют «эстетическимопытом», другие могут именовать «эстетической ситуацией», «эстетической установкой» и т.п.Чтобы преодолеть эти сложности, необходимо в том или ином виде предложить какое-либооснование для истории понимания. Таких оснований может быть четыре.

Во-первых, возможнодать историю понимания эстетического опыта исходя из истории самого термина, чтобы былавозможность определить если не пределы его многообразия, то, по крайней мере, пределы того,чем не исчерпывается это многообразие. Во-вторых, возможно дать историю пониманияэстетического опыта исходя из различных историко-эстетических традиций, в пределахкоторых это понятие приобретало ту или иную степень разработанности, а вместе с этим - иновые сложности; это позволит определить если не суть, то, по крайней мере, спецификуфункционирования понятия (и проблем, за ним стоящим), в том виде, как оно сформировалосьв пределах тойилииной традиции.В-третьих,возможнодатьисториюпониманияэстетического опыта на основе каких-либо типологий многообразия подходов к опыту сразличной степенью их обоснованности; это позволить определить если не все возможные, то,по крайней мере, основные теоретические модели, в пределах которых возможно формированиепредставления об истории понимания эстетического опыта.

Наконец, в-четвертых, возможно44дать историю понимания эстетического опыта на основе изучения следов этого понятия вистории эстетики, которые, согласно трасологии, в той или иной мере репрезентируютзакономерность; это позволит определить если не вневременные характеристики эстетическогоопыта, то, по крайней мере, те, которые являются наиболее востребованными на данныймомент.М ожно заметить, что предложенные четыре основания - термин, традиция, типология и след- являют собою движение от исторического к теоретическому.

Иначе говоря, история понятияэстетического опыта тем более предстанет во всей ее ясности и отчетливости, тем более в нейбудет прослежены теоретические срезы самой же истории. И в то же время было бы неверноисходить в этой истории только лишь из следов (как наиболее теоретического моментаисторико-эстетического среза), ибо каждый предыдущий момент служит прояснением дляпоследующего.A) «Эстетический опыт»: история терминаа) Предыстория «эстетического опыта»Трудно точно определить, с какого момента стал использоваться термин «эстетическийопыт». Но с кем бы мы ни связывали впервые использованный термин, необходимость именноот этой персоны вести отсчет проблематики эстетического опыта является сомнительной, иботе черты, которые в последующей философии приписывали этому опыту, с легкостью можнообнаружить и в эстетических исследованиях более ранних авторов. Так, для объяснения того,что такое эстетический опыт, некоторые эстетики используют аристотелевское понятиекатарсиса или же кантовское понятие незаинтересованности;безусловно, то и другоеопределило споры об эстетическом опыте на протяжении всего Х Х столетия (второе с большейобоснованностью, чем первое, ибо кантовское «эстетическое суждение» и «свобода отинтереса» как один из его моментов - это без пяти минут «эстетический опыт», в связи с чемтрудно не согласиться с теми, кто утверждает, что именно с Кантом связано становлениепроблематики эстетического опыта [216]).

Кроме того, если не сам термин, то по крайней меремногие проблемы, которые так или иначе связаны с эстетическим опытом, представлены вявном виде у А. Шопенгауэра в его понятии эстетического созерцания (подробный разборкоторого см.: [215]); имеются также попытки найти следы понятия эстетического опыта уГегеля [148, 216-230].Тем не менее, термин «эстетический опыт» возникает в эпоху «fin de siecle» - именно в этовремя в философии по-новому разгораются споры о том, что такое опыт; достаточновспомнить, с одной стороны, традицию эмпириокритицизма, с другой - неокантианства, стретьей - феноменологии, с четвертой - традицию эмпирических исследований; также нельзя45не учитывать и становление понятия «психического опыта» в это время6.

Борьба за опыт вомногом определила философский ландшафт этой эпохи. И именно на фоне этой борьбы инаходит свое рождение наш термин.Иногда можно встретить утверждения, что как сам термин «эстетический опыт», так и егопонятие были введены Дж. Дьюи, однако это неверно. По крайней мере, уже у Дж. Сантаяны вего работе «Смысл красоты» (1898) можно встретить упоминание «эстетического опыта» всмысле «опыта красоты»: «На самом деле именно из опыта красоты и счастья, из случайнойгармонии между человеческой природой и нашей окружающей средой возникает нашепредставление о божественной жизни» [230, 9]. В его же работе 1904 г.

«Что такое эстетика?»Сантаяна более определенен: «Эстетический опыт настолько обширен и случаен, он настолькотонко простирается над всей жизнью, что, как и сама же жизнь, он раскрывается дляразмышления в разверстых перспективах»«эстетическийопыт»возникаетименно[231, 322]. Как видно, у Сантаяны терминвконтекстенесведенияегоккаким-либопсихологическим состояниям, и в то же время эстетический опыт рассматривается в контекстепредставления о нем в психологии: с одной стороны, эстетический опыт ускользает от того,чтобы быть объясненным какими-либо психологическими законами, с другой -именнопсихология может по-своему представить весь эстетический опыт [231, 323].В последующие 10-20 лет «эстетический опыт» плотно входит в гуманитарный лексикон какминимум с трех сторон. Во-первых, ссылки на него можно часто встретить в тех или иныхискусствоведческих работах.

Во-вторых, термин «эстетический опыт» активно используетсяпсихологами: многообещающая в начале ХХ в. «психология эстетики» развивает идеипсихологических оснований эстетического опыта (напр., Э. Пуффер ставит предметом своегоисследования не то, что такое эстетический опыт, а то, «как прекрасный объект вызываетэстетический опыт, границы которого уже известны» [222, 35], а Э.К. Адамс рассматриваетэстетический опыт как «кульминационную фазу развития всякой реорганизации» [132, 108] иопределяет эстетический опыт через «эстетический момент», который, будучи моментомэмоциональным и активным, отличается как от следующего за ним рефлективного опыта, так иот других форм психического опыта).

В-третьих, термин «эстетический опыт» прочнозакрепляется в эстетических исследованиях (при всей условности различия в начале ХХ в.между философскими и психологическими науками). Помимо работ Дж. Дьюи, оказавшихнаибольшее влияние на последующие философские теории эстетического опыта, следует такжеотметить и работу 1920 г. «Принципы эстетики» Д. Х.

Паркера [221], в которой, несмотря на то,что синонимами к «эстетическому опыту» выдвигались «опыт искусства» и даже просто«красота» [221, 53], был предложен вариант рассмотрения эстетического опыта через его6 Подробнее о понятии психического опыта в контексте философских споров об опыте см. [99].46компоненты и структуру, среди которых выделялись такие его элементы, как «единство вмногообразии», «преобладание» и «равновесие» [221, 85]; и остается только удивляться, почемуработа Паркера, во многом предвосхищавшая многие споры об эстетическом опыте, редковоспринималась последующими эстетиками как предмет серьезного разбора.Как бы то ни было, за 10-20-е годы Х Х в. термин «эстетический опыт» становитсяобщеупотребимым и, быть может, даже философски модным - так, что уже в 1920 г.американскийпсихологиархитекторГ.Р.Маршаллвобзорнойстатье«Некоторыесовременные эстетики» [209] большую часть своего анализа посвящает именно тем концепциямв философии и психологии, которые так или иначе затрагивают понятие эстетического опыта.Можно сказать, что к этому времени термин приобретает концептуальную нагрузку и уже нестолько ведутся обсуждения относительно того, действительно ли существует эстетическийопыт и понятие о нем, сколько обсуждаются способы теоретического подхода к тому идругому.b) «Эстетический опыт» ДьюиИменно на этом фоне предшествующих идей как относительно эстетического опыта, так иотносительно опыта как такового в феноменологии7 и других направлениях начинает получатьсвое развитие концепция эстетического опыта Дж.

Дьюи; следует также принять во внимание ито обстоятельство, что в 1902 г. вышла книга собрата Дж. Дьюи по прагматизму У. Джеймса «Многообразие религиозного опыта» (хотя, безусловно, понятия религиозного опыта возниклозадолго до Джеймса). Как бы то ни было, развернутое понимание эстетического опыта дано уДьюи в работе «Искусство как опыт» (1934), при этом нельзя упускать из виду и те его работы,которые вышли значительно раньше и в которых понятию эстетического опыта также былоуделено некоторое внимание. Уже в небольшой заметке 1905 г.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее