Диссертация (Мир-системный подход И. Валлерстайна и его применение в культурологии), страница 29
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мир-системный подход И. Валлерстайна и его применение в культурологии". PDF-файл из архива "Мир-системный подход И. Валлерстайна и его применение в культурологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 29 страницы из PDF
– Серия: Бакалавр. С. 401-402.132новизны, охарактеризованы противоречивость и парадоксальность современнойкапиталистической мир-экономики. Обоснована продуктивность применениямир-системногокультурологии.походаврамкахсовременногоэтапаразвитиянауки133ЗАКЛЮЧЕНИЕМир-системныйподходИ. Валлерстайна–одноизкрупнейшихинтеллектуальных достижений второй половины XX века.
Американскийисследователь делает акцент на решающей роли экономических связей междустранами, что позволяет ему рассмотреть мир как всеобъемлющую систему, вкоторой остальные характеристики составляющих эту систему элементов (нацийгосударств) непосредственным образом опосредуются этими связями и местом,занимаемымимипредшественников,вэтойдинамичнойамериканскийсистеме.ученыйВзаостряетотличиевниманиеотсвоихненаизолированном характере изучаемых объектов исследования, а на изучении их врамках мир-системной целостности.Как было отмечено, воззрения И.
Валлерстайна на культуру прослежены всвязке с обоснованием им своего основополагающего метода исследованиясовременного мира, и при обращении к собственно культурологическойпроблематике. Помимо этого И. Валлерстайн интегрирует в гуманитарныйдискурстермингеокультура,подкоторымпонимаетсяцелокупностьвзаимодействия и взаимовлияния идеологии либерализма, антисистемныхдвижений и общественных наук – как отличительных черт современной мирсистемы. Просуществовав более пяти столетий и утвердившись в глобальноммасштабе, современная мир-система, по мнению И. Валлерстайна, находится вситуации кризиса.
В этой связи, будучи приверженцем циклических измеренийсоциокультурного процесса, американский ученый убежден в необходимостиструктурного перехода от существующей исторической системы к некоемуновому образованию. Переход – явление длительное, но необратимое, а его исходявляется неопределенным. Отметим, что в целом феномен трансформациисуществующей мир-системы американский ученый оценивает позитивно, видявозможность построения лучшей исторической системы.Дальнейшее развитие глобализационных процессов в период «конца134географии» 338 , затрагивающих все без исключения уровни социокультурнойжизни, актуализирует проблему выработки новой формы бытийствования: насмену системным формам связи между отдельными процессами и явлениямиприходятмир-системныеформыкросскультурноговзаимодействия.Проблематике структурного кризиса современной мир-системы посвященыисследования нынешнего периода творчества американского ученого: видениекультуры как «идеологического поля битвы» различных заинтересованных групп,разработкиутопистики,поисквозможныхальтернативсуществующейисторической мир-системы по завершении эпохи перехода339.В меняющемся мире также актуализируется проблема новых формвзаимодействия и взаимовлияния, в основе своей имеющих более эгалитарнуюприроду:стремление к объединению всех сфер человеческой деятельности,преодоление существующих противоречий, таких как глобальное неравенство инеравномерностьглокального,национальныхразвития,пересмотрболееролитесноевзаимодействиенаций-государствиглобальногоразмежеваниеиграницкультур в исторических рамках глобализации, а такжеальтернативный взгляд на географическое разделение труда.
В поисках такихформ и связей, на наш взгляд, важность и актуальность мир-системного подходадля развития отечественных гуманитарных наук сложно переоценить.В связи с этим еще раз отметим актуальность выбранной темыдиссертационного исследования: с одной стороны, это попытка понятьпроисходящие в мире процессы как взаимосвязанные и взаимозависимые, как ихвидит И. Валлерстайн; с другой – недооцененность концепции мир-системногоподхода в среде культурологов, как продуктивного метода в исследованиисовременной культуры.На основе поставленных в диссертационном исследовании целей и задачбыли сделаны следующие выводы:338Впервые о «конце географии» заговорил французский философ Поль Вирильо, имея в виду, что в современнуюэпоху становится все сложнее отстаивать идею географической границы.339См.: Валлерстайн И.
Конец знакомого мира: Социология XXI века / Пер. с англ. под ред. Б.Л. Иноземцева;Центр исследований постиндустриального общества. – М.: Логос, 2003. – 368 с.; Валлерстайн И. Мир, в которыймы вступаем : 2000 – 2050 гг. // Россия и современный мир. 2001. № 1 (30). С. 64 -75; Валлерстайн И.Геополитические миросистемные изменения: 1945-2025 годы – М., Вопросы экономики, 2006, №4, с. 67-83.135Во-первых, реализованы цели и задачи диссертационного исследования, аименно: выявлены основные предпосылки к возникновению мир-системногоподхода; выделены фундаментальные положения воззрений И. Валлерстайна насоциокультурноеразвитие;обоснованаИ.
Валлерстайномконцептагеокультурыотечественныхисследователей;значимостьиегосформулированноговостребованностьпроанализированыособенностисредиапробацииподхода в русле отечественной гуманитаристики; рассмотрены актуальныепроблемы современного культурологического знания в русле мир-системногоподхода И. Валлерстайна, выявлены своеобразие их интерпретаций и уровеньновизны; обоснована продуктивность применения концепции И. Валлерстайна вконтексте современного культурологического знания.Во-вторых, раскрыта научная новизна исследуемой в диссертациипроблематики: показано, что мир-системный подход непосредственным образомспособствуетхарактеристикекультурныхэкономические и культурные связивзаимосвязей;доказано,чтомогут быть охарактеризованы каквзаимозависимые и взаимодополнительные; найдены точки сопряжения мирсистемного и цивилизационного подходов; выявлены «тональности» культуры винтерпретации И. Валлерстайна; рассмотрена корреляция понятий национальногои универсального в культуре в трактовке американского исследователя;утверждены важность и продуктивность мир-системного подхода для анализалокальных культур.В-третьих, в диссертационном исследовании были актуализированы новыесрезыкультурологическойИ.
Валлерстайна:проблематики,интерпретацияобнаруженныемежкультурноговнаследиивзаимодействияиглобализационных процессов; взгляд на понятие культуры, ее аксиологической ииерархической «тональностей»; точки сопряжения цивилизационного и мирсистемного подходов, нетривиальная трактовка феноменов национального иуниверсального в культуре. Раскрыты важность и актуальность концептуальныхпостроений И. Валлерстайна для развития науки культурологии, в частности, длясовершенствования ее методологии.
Концепция мир-системного подхода,136разрабатываемая И. Валлерстайном, является крупнейшей сферой исследования,способствующей целостному пониманию культуры. Мир-системный подход,предложенный и совершенствуемый американским ученым, полагаем, органичновпишется в методологию культурологической теории, значительно ее расширив.Рассматривая современный мир в свете мир-системного подхода спривлечениеммеждисциплинарногознания,И. Валлерстайннеперестаетобогащать своими идеями не только социологов, экономистов, политологов, но икультурологов, актуализируя проблемы современного культурологическогодискурса. Поэтому с полной уверенностью можем причислить американскогоученого к выдающимся культурологам нашего столетия, приняв во вниманиеценность его подхода для культурологической науки.Предпринятое исследование культурологической проблематики в работахамериканского культуролога И.
Валлерстайна является лишь начальным этапом вконструктивном осмыслении его наследия. Каждая из затронутых в диссертациипроблемных областей явным образом коррелирует с актуальными вопросамисовременного культурологического знания и с неизбежностью может бытьрасширена и продолжена с учетом меняющихся социальных и культурных реалийнашего времени.137СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Айзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительноеизучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. – 416 с.2. Алексеев-Апраксин А.М. Культурные контакты в контексте глокальныхизменений // Диалог культур и культура диалога: Сб.
статей. – С-Петербург: Издво Философский ф-т СПбГУ, 2010. С. 17-28.3. Арриги Дж. Долгий двадцатый век: Деньги, власть и истоки нашеговремени / Пер. с англ. А. Смирнова и Н. Эдельмана. — М.: Издательский дом«Территория будущего», 2006. (Серия «Университетская библиотека АлександраПогорельского»). – 472 с.4. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленныеидентичности. Пер. группы авторов под ред.