Диссертация (Диалог культур в обучении русскому языку китайских студентов на материале темы «Семейные обряды»), страница 30
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Диалог культур в обучении русскому языку китайских студентов на материале темы «Семейные обряды»". PDF-файл из архива "Диалог культур в обучении русскому языку китайских студентов на материале темы «Семейные обряды» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 30 страницы из PDF
Если первый этап традиционных русских похоронпредставлял собой сборы в дорогу в загробный мир, то второй этап являлся какбы началом этой дороги. Комплекс обрядов этого этапа (вынос тела, отпевание вхраме,похороннаяпроцессиянакладбище,захоронение,возвращениеродственников умершего в дом) многофункционален. Он включает какисполнениехристианскихтребований,такисериюпредохранительныхмагических действий, основанных на страхе перед умершим.В настоящее время точные сроки выноса тела, отпевания, похорон,согласные с церковными правилами, соблюдаются редко, и священнослужители,совершающие заупокойные требы, обычно не настаивают на точности. В народеже бытует мнение, что раньше двенадцати часов и позже захода солнца выноситьпокойного из дому нельзя.220Опасность мертвеца для живых состояла в том, что он якобы можетвернуться в дом и «увести» кого-либо из близких за собой.
К мерам,оберегающим живых, следует отнести обычай выносить тело из дому ногамивперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратитьвозвращение покойника по своему следу.Порядок организации и следования похоронной процессии в различныхрегионах России в прошлом в основном был однотипен. Похоронное шествиевозглавлял несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Затемследовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними –духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкиеродственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.На современных похоронах иногда выполняется запрет – обычай неразрешает детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу.В прошлом запрет был обусловлен боязнью очередной жертвы в семье, страхомперед магической способностью умершего увести за собой в могилу кровногородственника.
В настоящее время гроб чаще несут товарищи по работе, дальниеродственники.В целом обряд несения гроба сейчас значительно видоизменился посравнению с прошлым. При общественно значимых похоронах известных лиц,при большом стечении родственников, друзей, коллег покойного гроб стараютсяпронести на руках там, где позволяют условия, как можно дольше в знакуважения к памяти безвозвратно ушедшего человека.Похороны. В данном подразделе исследования мы не будем рассматриватьсовременный гражданский ритуал кремации, а только предание земле, где такжепросматриваются многие старые обычаи.Это, а также, например, опускание вместе с гробом в могилу церковныхсвечей, горевших во время отпевания, не противоречит законоположениямправославия. Так же, как и существующее поныне последнее целование умершегоблизкими и родственниками, как и обычай со стороны провожающих бросить в221могилу по горсти земли с пожеланиями: «Пусть земля тебе будет пухом»(Похороны.
/ сост. П. Кузьменко. М.: 1996. 162 с.).После того, как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливаютвенки, в центре – цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск,памятную доску с фамилией, именем, датой рождения и смерти. Считается заправило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее, чем через годпосле смерти.Естественная для любивших и потерявших близкого человека трагедияпрощания с ним на погребении сопровождается плачем, причитаниями женщин.Но мало кто представляет, что причитания типам «Ой, мамочка, на кого ж тыменя оставила…», «Что ты собрался так рано, муж мой любимый…» содержат всебе элементы формул языческих намогильных причитаний, которым не менеедвух тысяч лет.Традиционноеугощениекладбищенскихрабочих-копателей,краткаяпоминальная трапеза на погосте с выпивкой «за помин души», с кутьей, блинами,с разбрасыванием остатков пищи на могиле для птиц (душ умерших) повсеместносуществует и теперь.Траур и поминки.
В прошлом, в соответствии с народными этическиминормами, члены семьи умершего должны были соблюдать определенные формытраура. Требование соблюдения траура распространялось как на длительныйпериод – год, так и на более короткий срок – шесть недель после смерти.Наиболее общепринятые формы траура – ношение траурной одежды, запрет навыход замуж вдовы и женитьбу вдовца, брак взрослых детей.
Первоначальныйсмысл траурной одежды – изменение обычного вида с целью предупреждениявозвращения умершего – уже давно утрачен, но обычай сохраняется и по сей день(Похороны. / сост. П. Кузьменко. М.: 1996. 162 с.).Траурные традиции сохранились в настоящее время: ношение темногоплатья, черного платка до 40 дней, частое посещение кладбища, запрет наразвлечения и участие в светских праздниках и т.п. Нельзя не заметить, что издесь происходит упрощение и размывание традиции. Более длительный срок222ношения черного или темного платья (год и более) обусловлен тяжестью потери.Их носят чаще матери, потерявшие взрослых безвременно погибших детей.В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; изпомещения, где стоит гроб с телом умершего, выносят телевизор.ТрадиционновРоссиипохоронывсегдазавершалисьпоминками,поминальным обедом. Совместная трапеза закрепляла похоронный обряд, была иостается его не самой печальной, а, напротив, иногда даже жизнеутверждающейчастью.Похоронному обряду в большей степени, чем другим семейным обрядам,присуща функция семейного и общественного психологического объединения.Она проявляется в том, что обряд формирует чувство близости со своей семьей,родственным коллективом, сельской общиной – через сплочение в горе,преодоление несчастья, разделение потери семьи, объединение в поддержке.Одновременно обряд нес идею исторической связи живых и мертвых,непрерывности жизни в чередовании поколений.
Смысл поминок – пробуждениии поддержание памяти, воспоминания об умерших предках. В поминальномобряде всегда сохранялось воспоминание о том, что умершие были когда-тоживыми, и это воспоминание мыслилось как действие, в котором умершийвоплощается и становится как бы его участником.Традиционные сроки поминовения умерших в рамках семейной обрядностибыли ориентированы на сроки, установленные церковью. Помимо церкви, однимиз путей распространения религиозных сведений о поминальных сроках былапопулярная литература, предназначенная для народного понимания, в частностиходовые «Поминания», рассказывающие о судьбе душ в загробном мире. Внародной среде отмечались следующие поминальные дни: день похорон, третий ишестой дни после смерти – редко, девятый и двадцатый – не всегда, сороковой –обязательно. Далее «справляли» полугодовину, годовину, а затем – уже в рамкахкалендарной обрядности – следовали родительские дни.В акте совместной поминальной трапезы сохранялась определеннаязнаковость обрядовых блюд: они имели скорее символический, нежели223ритуальный характер.
Этнический колорит прослеживался в наборе блюд,порядке их смены, времени проведения обрядовой трапезы. Основой рационарусских был хлеб. Хлеб в его разновидностях всегда использовался и в обрядовыхцелях. Поминальная трапеза начиналась и заканчивалась кутьей и блинами, ихдополняли оладьи. На поминках использовались архаические виды пищи – кутья,каша, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления.Кутью в разных местностях готовили по-разному: из зерен пшеницы, сваренных вмеду, из разваренного риса с сахаром и изюмом. В качестве поминального блюдаупотреблялась и каша (ячневая, пшенная), с которой у русских было связанопредставление об особой силе, заключавшейся в ней.
Подача блюд строгорегламентировалась. По последовательности блюд поминальная трапеза носилаФому обеду. Первое – похлебка, щи, лапша, суп. Второе – каша, иногда жаренныйкартофель. Закуски – рыба, студень, а также к столу подавались овсяный кисель имед. В постные дни поминальный стол включал преимущественно постные блюда,в скромные дни в состав блюд традиционно входили мясные щи и куриная лапша.Вино (водка) на поминках употреблялись, но не везде.Из серии поминальных сроков кульминационным был сороковой день.Согласно народному объяснению, этот срок связан с тем, что в течение сорокадней душа умершего находится на земле, Бог не «определяет» ее ни в ад, ни в рай,ангелы носят душу умершего по тем местам, где покойник грешил, и душа егозамаливает грехи. На сороковой день совершается Божий суд и душа покидаетземлю окончательно.
По народному поверью, душа умершего на сороковой день«является» в свой дом на целые сутки и уходит лишь после так называемого«отпуска» души, или «проводин». Если «проводины» не устроить, то покойникбудет мучаться. В проводах души выражалась забота живых о загробной судьбемертвых.Поминки и по сей день представляют собой не только одну изтрадиционных форм выражения жалости и сострадания, но и устойчивую формуобщения населения, о чем свидетельствует участие в них обычно большого числародственников, знакомых, соседей, сослуживцев, приходящих на них без224специального приглашения.
Они являются одним из мощных средств передачи отодного поколения к другому народных традиций. В этом важнейшая причинасохранения их бытования в народе. В поминальной трапезе сохраняютсяобрядовые еда и питье, причем удерживаются не отдельные блюда, а нередко ихтрадиционный набор.Чаще всего поминальный стол – это обычный торжественный стол, только сболее скромным украшением блюд. Однако отмечено, что многие считают болееприличным употребление в виде напитков домашнего компота или характерногодля русской кухни киселя, а не покупного лимонада; из крепких напитков – водкии кагора («церковного вина»), а не коньяка, шампанского и пр.На Пасху и Троицу принято ремонтировать, подкрашивать крест, памятник,оградку (весенний ремонт «дома покойного»), украшать могилу цветами.
НаТроицу особенно трогателен обычай использовать полевые цветы и венки изберезовых веток.Дни поминовения усопших. В определенные дни года Церковь творитпоминовение всех усопших. Панихиды, которые совершаются в такие дни,именуются вселенскими, а сами дни – вселенскими родительскими субботами.Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостнопасхальным циклом.1. Суббота мясопустная – за восемь дней до начала Великого поста,накануне Недели о Страшном Суде.2.
Родительские субботы – на второй, третьей и четвертой неделях Великогопоста.3. Троицкая родительская суббота – накануне дня Святой Троицы, надевятый день после Вознесения.4. Радоница (Радуница) – пасхальное поминовение усопших, бывает навторой неделе после Пасхи, во вторник.5. Димитриевская родительская суббота – день особого поминовенияубитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, авпоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и225военноначальников. Бывает в субботу, предшествующую 8 ноября – дню памятивеликомученика Димитрия Солунского.6. Поминовение усопших воинов – 9 мая и 11 сентября – в деньУсекновения главы Иоанна Предтечи.Кроме этихдней общецерковного поминовения, каждыйусопшийправославный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения,кончины, в день именин.226Приложение 7.
Годовщины свадьбы в РоссииЗелѐная свадьба — день бракосочетания. Еѐ символ — миртовые листья всвадебном венце.Ситцевая свадьба — один год совместной жизни. Молодожѐны дарят вэтотденьдругдругуситцевыеплаточки.Иногдаонаназываетсяхлопчатобумажной. Называется она так потому, что жизнь молодоженов ужевошла в будни. Также в этот день выпивают одну бутылку шампанского,оставленную специально со свадьбы.Бумажная свадьба — двухлетняя годовщина. Обычно дарят альбомы,записные книжки, книги по искусству.Кожаная свадьба — 3 года совместной жизни.Льняная свадьба — отмечается через четыре года.
Лѐн является символомдостатка и роскоши, которую могли себе позволить немногие. Принято даритьизделия из льна: полотенца, скатерти, простыни, покрывала и т. д. Обязательнымукрашением на столах являются красивые свечи. Лен — символ прочности идолговечности, он гораздо прочнее ситца, а значит, и отношения супругов сталиболее крепкими и надежными.