Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 13

PDF-файл Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 13 Культурология (48967): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре) - PDF, страница 13 (48967) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре". PDF-файл из архива "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

Обилие терминов, отсутствие в европейскоймузыкальной теории и практике аналогов и то, что терминология, правиласоздания и исполнения в рамках мак̣āмной традиции со временем менялись,настолько запутывает исследователей, что, несмотря на многочисленные попыткивнести ясность в данное проблемное поле, разъяснению этого вопроса можнопосвятить не одно исследование. В связи с этим мы не ставим перед собой цельрассмотреть терминологию, связанную с феноменом мак̣āма, и его региональныеособенности. В данном исследовании нас интересует, что мак̣āм как система,модельорганизациимузыкальногопространства,нарядустакимифундаментальными категориями музыки, как звук, тон, интервал, мелодия, ритм,характеризуетбытиемузыкивмусульманскойсредневековойкультуре.Мак̣āмная традиция определила не только структуру традиционной музыки, но исам онтологический статус музыки — ее положение в структуре мира.154Клюев А.С.

Онтология музыки. С.95.58Глава 2. Музыка и бытие2.1. Генезис музыкиОдними из основных вопросов философии музыки являются вопросы осущности и происхождении музыки. «Исследование генезиса музыкальноготворчества155 как основного способа бытия музыки в культуре представляет собойодну из актуальнейших проблем современного философско-культурологическогознания. <…> Проблема генезиса музыкального творчества тесно связана спроблемой обнаружения первичных онтологий156 музыки, которые задают ейисходныекреативныепараметрыипозволяютсуществоватьввидесмыслопорождающего культурного универсума»157. Вопрос «Как возникламузыка?» логически следует за вопросом «Что есть музыка?» и рассмотрением ее«первичных онтологий».Люди с давних пор задумывались о том, как и когда возникла музыка.

Вопросо происхождении музыкального искусства и по сей день вызывает много споров.Музыка — один из древнейших видов искусства, поэтому окончательноустановить, что послужило причиной ее возникновения, достаточно сложно.Протомузыкальные явления существовали в глубокой древности, поскольку онинепосредственно связаны с потребностью человека в самовыражении при помощизвуков, упорядоченных определенным образом, в частности, с речью.

Этаочевидная связь породила вопрос о том, что первично — музыка или речь.Пытаясь ответить на него, мыслители различных цивилизаций и эпох выдвинуливсе три возможных варианта ответа: музыка (или же протомузыка) возниклараньше, чем речь; музыка — это дальнейшее развитие речи; музыка и речь155В данном разделе слова «музыка», «музыкальное искусство» и «музыкальное творчество», кроме специальнооговоренных случаев, употребляются как синонимы, так как вопрос о генезисе музыки включает в себя такжевопросы о происхождении музыкального искусства и творчества.156Выделение Н.Б.

Нечаевой.157Нечаева Н.Б. Антропологический, ритуальный и экстатический аспекты генезиса музыкального творчества какфеномена культуры.59формировались одновременно. Другим наиболее спорным моментом явилсявопрос: что возникло раньше — вокальная музыка или инструментальная?Средневековая мусульманская культура в этом отношении не сталаисключением: многие философы, ученые и историки Ближнего и СреднегоВостока занимались рассмотрением этих проблем в своих трудах.

Проблемапроисхождениямузыкальногоискусстванеизменнозатрагиваласьвсредневековой мусульманской литературе, причем не только по музыке. В сугубомузыкальных трактатах она занимала второе по значимости место послепроблемы сущности музыки. Рассмотрение этой проблемы обычно включало всебя изложение гипотез относительно появления главных составляющих музыки— мелодии и ритма и историю возникновения основных музыкальныхинструментов. В целом, все мусульманские теории происхождения музыки можноусловно разделить на «мифологические» и «научные». В средневековоймусульманскойкультуреконцепциипроисхождениямузыкикакмифологического, так и научного характера сосуществовали с одинаковымуспехом.

Различные мусульманские ученые и философы отдавали предпочтениетой или иной теории, однако ни одна из них не вытесняла другую полностью,поэтому оба направления функционировали в культуре наравне.В средневековой мусульманской культуре имело хождение множествосюжетов мифологического характера об «изобретении» музыки и первыхмузыкантах, которые можно было бы разделить на две группы. Первая группапредставлена историями с библейскими мотивами, которые проистекают иххристианских и иудейских источников — Библии и иудейской талмудическойлитературы158.

Конечно, зачастую «мусульманские» версии имеют значительныерасхождения с христианскими и иудейскими. Ко второй группе можно отнестиразличные легенды о философах-изобретателях музыкального искусства и науки.158Подробнее об этом см. статью A. Шилоаха «Интерпретация библейских сюжетов о музыке в арабскихтрактатах» (Shiloah A. Music and its virtues in Islamic and Judaic writings. Aldershot (GB); Burlington (USA): AshgateVariorum, 2007).60«Библейские»сюжетыобычно строятся по следующей схеме: какой-либо библейский персонаж смастерил некий музыкальный инструмент и впервыена нем сыграл или что-либо спел.

Тем самым он явился родоначальником, либомузыки вообще, либо «первооткрывателем» какой-либо определенной мелодии,либо создателем ключевого для данной музыкальной культуры инструмента. Водном из наиболее распространенных в мусульманской музыкально-философскойтрадиции мифов о «сотворении» музыки говорится, что своим происхождениеммузыкальное искусство обязано потомку Каина (араб. Кабил) — Ламеху (араб.Ламак). В христианской же и иудейской традициях изобретение музыкальныхинструментов приписывается Иувалу — сыну Ламеха159.

Согласно «Книге омузыкальных инструментах» грамматика Абу Талиба ал-Муфаддала ибн Саламы(ум. 905) эту легенду изложил историк Хишам ибн ал-Калби (ок. 737-819). В нейговорится, что Ламех имел пятьдесят жен и двести наложниц, но у него долго небыло детей. В конце концов, у него родились две дочери — Цила и Йамм (вБиблии Цилла и Ада — жены Ламеха) — и сын.

Ламех был безмерно радрождению сына, однако тот умер в возрасте пяти лет. Это повергло Ламеха вглубокое горе. Он повесил тело сына на дерево и сказал, что оно будет висеть унего на виду до тех пор, пока не развалится на части. Когда плоть сталаотделяться от костей, и осталась только одна нога, Ламех взял кусок дерева исделал из него музыкальный инструмент, который по форме напоминал ногу:корпус — как бедро, гриф — как голень, головка — как ступня. Число колков онсделал по количеству пальцев на ноге, а вместо сухожилий натянул струны.

Этотинструмент был назван ‘ӯд, поскольку одно из значений слова ‘ӯд — «дерево».Когда Ламех играл на ‘ӯде, он так плакал, что вскоре из-за этого ослеп. Такимобразом, Ламех стал создателем ‘ӯда и первым исполнителем погребальныхпесен. Дочь Ламеха — Цила — смастерила некие струнные инструменты ибарабаны. Т̣анбӯр160 же был изготовлен потомками Лота (араб.

Лут), которые159Бытие, 4: 21.Т̣анбӯр — струнный музыкальный инструмент типа ‘ӯда с длинным грифом (Вызго Т.С. Музыкальныеинструменты Средней Азии. Исторические очерки. М.: Музыка, 1980. С.118).16061завлекали юношей игрой на нем, а духовые инструменты (мазāмӣр) —«сынами Израилевыми» в подражание горлу пророка Давида (араб. Дауд)161. Вкниге историка и географа ал-Масуди (896-956) «Золотые копи и россыписамоцветов» есть краткая версия этой же легенды в изложении географа ИбнХордадбеха (ум 890 г.).

Там же создателем т̣абла и даффа — барабанов и бубнов,то есть, в целом, всех ударных инструментов — назван Тубал (библейский Иувал)— сын Ламеха162. Возможно, некоторую роль в том, что Тубалу-Иувалу былоприписано создание именно ударных инструментов (а не «гуслей и свирели» — тоесть всех музыкальных инструментов, как в Библии), сыграло созвучие его именислову т̣абл.Наряду с наиболее распространенной легендой о Ламехе существуют и другиеверсии, сюжеты которых во многом напоминают первую.

В одной из них первымисполнителем погребальных песнопений назван Адам, который плакал по своемусыну Авелю, убитому братом Каином, а в качестве создателей музыкальныхинструментов указаны потомки Каина163. Согласно другой, Каин сделал ‘ӯд изтела убитого им брата164. Антропоморфизм в мифах о сотворении музыкальныхинструментах (как непосредственно из частей человеческого тела, так и вподражание им) можно найти и в других культурах165. Отголоски этогосохраняются в названиях частей музыкальных инструментов и сегодня (например:корпус, шейка, головка, пятка).

В мусульманской культуре антропоморфныйобразмузыкитакжевыражаетсявтерминах,принадлежащихданноймузыкальной традиции: «око», «бедро», «голова», «стопа», «рука», «тело»166.Возможно, подобные мифы создавались по образу космогонических мифов, в161Farmer H.G., Robson J. The Kitāb al-malāhi of Abū ālib Al-Mufaal ibn Salama // Journal of the Royal Asiatic Society. April 1938. - Vol.70. Issue 2. - P.239-240.162Ал-Мас‘уди Абу л-Хасан Али ибн ал-Хусайн ибн Али. Золотые копи и россыпи самоцветов.

ИсторияАббасидской династии (749-947 гг.) / сост., пер. с араб., коммент. и указатели Д.В. Микульского. М.: Наталис,2002. С.416-417.163Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. P.404.164Ibid., p.405.165Примеры подобных мифологических сюжетов из других культур приведены в статье A. Шилоаха «‘Ӯд ипроисхождение музыки» (Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. P.406).166Искусство Востока. Художественная форма и традиция. С.89-92.62которых нередко сам мир создается из частей умерщвленных богов167. Такимобразом, творение музыки уподобляется творению мира.Неудивительно, что часть мусульманских теологов, выступавших противмузыкального искусства, использовало легенду о «создании» музыки Каином вкачестведоказательстваеегреховнойприроды.Многиелегендыопроисхождении музыки, говорившие не в ее пользу, напрямую объявляли музыку«сатанинским изобретением».

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее