Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре". PDF-файл из архива "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Звук продолжается до техпор, пока происходит вибрация струн. С прекращением вибрации прекращается извучание»88.Помимо Братьев Чистоты на аш-Ширази несомненно оказал влияниеал-Фараби, на которого он непосредственно ссылается: «По Фараби, от резкостиудара возникают высокие звуки, а от его слабости — низкие»89. В то же времяаш-Ширази дополняет теорию ал-Фараби, оговаривая, что от силы вибрацииструны, в случае со струнными инструментами, зависит только громкость звука,но не его высота. «Слова Фараби, — уточняет аш-Ширази, — верны лишь вотношении духовых инструментов», потому что в зависимости от «силывдувания» также зависит и высота звука. Несмотря на то, что аш-Ширази отал-Фараби иБратьев Чистоты отделяли несколько веков, его трактатдемонстрирует преемственность музыкально-теоретических идей, что нагляднодемонстрируют приведенные здесь обширные цитаты.Наличие этой преемственности в вопросе о природе звука подтверждаюттрактаты Ибн Баджжи (ок.
1085-1139), Сафи ад-Дина ал-Урмави и Фахр ад-Динаар-Рази (1149-1209): «причиной возникновения звука (āвāз) является колебаниевоздуха. Оно образуется от удара твердого тела о твердое тело <…> Когдавозникает момент колебания, воздух непременно принимает [форму] волны, и таволна достигает уха»90.
Далее ар-Рази, в отличие от ал-Фараби (в изложенииаш-Ширази), пишет, что «в некоторых случаях [причиной] быстроты [волны]88Музыкальная эстетика стран Востока. C.295.Там же, С.294.90Шамилли Г.Б. Философия музыки Фахр ад-Дина Рази: свое и чужое // Ишрак. Ежегодник исламской философии.- 2013. - №4. - С. 597.8940звука [т. е. скорости звуковой волны — прим. Е.Ф.] является твердость тоготела, где его [т. е.
звук — прим. Е.Ф.] производит воздух»91. В целом, волноваятеория звука господствовала в средневековой мусульманской науке, поэтомутакие понятия, как «колебания», «звуковые волны», «частота» употребляются втрактатах довольно часто.Одной из важнейших проблем теории и философии музыки являетсяразличение звука музыкального и немузыкального, тона и шума, музыки и «немузыки». Определение звука в качестве музыкального, то есть приемлемого длясоздания музыки, в различных культурах разнится, как в синхроническом, так и вдиахроническом разрезе. Г.
Орлов отмечает: «Каждая культура отбирает иразвивает определенные свойства звука. С этой точки зрения крайне поучительносопоставить те, что считаются музыкально предпочтительными на Западе и наВостоке, и оценить их возможности с точки зрения структурного восприятия, содной стороны, и опыта времени, с другой»92. Если «обширный круг западныхмузыкальных стилей, теорий и исполнительских школ твердо опирается на идеютона», а «музыкальный тон — это “чистый” звук, обладающий определеннойстабильной высотой и однородной окраской», поскольку «такой ясно очерченный,легко опознаваемый объект удобен в обращении»93, то в данном случае насинтересует, какой была концепция музыкального звука в средневековоймусульманской культуре.Исходя из содержания музыкально-теоретических трактатов, термин с̣аут(«звук», «голос», при чем не только человеческий) обозначает любой звук, какмузыкальный, так и немузыкальный, независимо от того, что послужило егоисточником, какой он высоты и длительности.
Это, в частности, подтверждаетсяклассификацией звуков, приведенной в главе «О том, каким образом слухвоспринимает звуки» «Послания о музыке» Братьев Чистоты. Согласно этойклассификации, звуки бывают органическими (животными) и неорганическими.91Там же, с.598.Орлов Г. Древо музыки. С.72.93Там же.9241Органические же звуки (х̣aйвāнийa) делятся на разумные (мaнт̣ик̣ийa) инеразумные (г̣айр мaнт̣ик̣ийa), а неорганические (г̣айр х̣aйвāнийa) — наприродные(т̣aбӣ‘ийa)иинструментальные(āлийa).Кприроднымнеорганическим звукам относятся звуки ветра или грома, а также извлекаемыепри помощи камня, дерева или железа; инструментальные же звуки — это звуки,издаваемые музыкальными инструментами. К неразумным органическим звукамотносятся те, которые издают звери; к разумным же относятся звуки, издаваемыечеловеком, которые, в свою очередь, могут быть артикулированными (дāллa), тоесть слова, и неартикулированными (г̣айр дāллa) — смех, плач, крик94.Однако данная классификация не дает нам ответа на вопрос, что же онисчитали музыкальным звуком, поскольку, если считать таковым неорганическиеинструментальные и органические разумные артикулированные, то получится,что речь, которая попадает в разряд органических разумных артикулированныхзвуков, также будет музыкальными звуками, что никоим образом не согласуется стермином «тон».
Чаще всего переводчики арабо- и персоязычных средневековыхтрактатов по музыке соотносят европейский термин «тон» с понятием нaг̣ма (мн.нaг̣aмāт). Несмотря на то, что это уже установившаяся практика, мы считаем, чтонеобходимо рассмотреть, насколько правомерно ставить знак равенства междуэтими двумя терминами, сложившимися в различных культурах и в разныеисторические эпохи.В самом начале «Послания о музыке», приведенного здесь в переводе А.В.Сагадеева, говорится, что «музыкальные мелодии [слагаются] из звуков (aс̣вāт) итонов (нaг̣aмāт)»95. Однако в данном случае не ясно, понимаются ли aс̣вāт инaг̣aмāт как синонимы или же являются двумя разными элементами,составляющими мелодию и, следовательно, музыку.
В переводе «Послания омузыке» А. Шилоаха, в отличие от перевода А.В. Сагадеева, термин нaг̣aмāтсоотносится с ритмом: «мелодии состоят из звуков (notes) и ритмов (rhythms)»96.94Рaсā’ил Иӽвāн aс-Сaфā’. С.67.Музыкальная эстетика стран Востока. С.263.96Shiloah A. The Dimension of Music in Islamic and Jewish Culture. Р.12.9542Последнийварианткажетсяболее логичным: если понимать тон как звукопределенной высоты (в противоположность шуму), то мелодия должна состоятьиз тонов. Звуками же являются как тон, так и шум, то есть понятие звука являетсяболее широким по отношению к понятию тон.
Соответственно, если мелодиясостоит из двух разных элементов, то один из них не должен включать другой.В то же время, данный фрагмент не содержит указаний на то, что под словомнaг̣ма подразумевается ритм. Вероятно, поводом для подобной трактовкипослужил следующий фрагмент главы «О том, что музыкальное искусствообязано своим происхождением мудрецам» того же «Послания о музыке»:«мелодия — это следующие друг за другом (мутaвāтирa) нaг̣aмāт; нaг̣aмāт —это размеренные звуки (aс̣вāт муттaзинa); звук — это удар, возникающий ввоздухе от взаимного столкновения тел»97.
Определение «размеренные»(муттaзинa, от корня в-з-н, вазн — музыкальный или стихотворный размер)наталкивает на предположение о том, что для нaг̣aмāт определяющейхарактеристикой является длительность, а не высота звука, о которой в данномопределении ничего не сказано. Возможно, именно поэтому А. Шилоах перевелнaг̣aмāт как «ритмы». В то же время, чаще всего он переводит нaг̣aмāт словомnotes, а не tones (хотя слово notes он использует в некоторых случаях и дляперевода слова aс̣вāт). Однако если переводить нaг̣ма на русский язык словом«нота», то это будет наводить читателя на мысль о графических нотных знаках,которых в трактате Братьев Чистоты, как и в других средневековых трактатах омузыке, нет98.
С другой стороны, к выводу о том, что нaг̣aмāт — это ритм, анaг̣ма — длительность, подталкивает и то, что в главе «Об основах мелодий и ихзаконах» рассматривается метроритмическая организация мелодии. В ней женаписано, что «нaг̣aмāт состоят из ударов (нак̣aрāт) и ритма (ӣк̣ā‘āт)»99. Между97Рaсā’ил Иӽвāн aс-Сaфā’. С.67.В средневековых трактатах по музыке можно встретить изображения струнных инструментов (чаще всего ‘ӯда),на которых отмечены ладки, положения пальцев (асāби‘) на грифе инструмента для извлечения определенныхтонов, а также буквенную нотацию абджад.
Подробнее о ближневосточной нотации см. статью В.Н. Юнусовой «Отипологии и сущностных чертах традиционной нотации Азии» (Музыка народов мира. Проблемы изучения. 2008.Вып.1. С.58-79).99Рaсā’ил Иӽвāн aс-Сaфā’. С.71.9843темоднозначноустановить соответствие между нaг̣aмāт и ритмоммешает то, что не всегда перевод нaг̣ма как «ритм» соответствует общемуконтексту, поскольку во многих случаях нaг̣ма может означать «звук», «тон»,«музыку», «мелодию» или «напев».Все же и ал-Фараби, и Братья Чистоты определенно отличали музыкальныйзвук (нaг̣ма) от всех других звуков. Согласно воззрениям ал-Фараби музыкальныйзвук — это звук (с̣аут) определенной высоты и длительности100.