Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 11

PDF-файл Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре), страница 11 Культурология (48967): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре) - PDF, страница 11 (48967) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре". PDF-файл из архива "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

<…> Мы [же] хотимнапомнить: [основа] ‘аруд̣а — размеры стиха и его законы, ибо законы музыкианалогичны законам ‘аруд̣а»119. В этом Братья Чистоты следуют теории ӣк̣ā‘ал-Фараби, которое в дальнейшем повторяется в «Книге о “кругах”» Сафиад-Дина ал-Урмави120 и в трактатах многих других мусульманских ученых.Следовательно, понятия «ритм» и «метр» в средневековой мусульманскоймузыкальной теории не были разделены ни терминологически, ни по сути, иевропейское понятие «метра» в ней отсутствовало.116Ишрак. Ежегодник исламской философии.

2013. №4. С.601.Музыкальная эстетика стран Востока. С.300.118О принципах ‘аруд̣а см.: Фролов Д.В. Классический арабский стих: История и теория аруда. М.: Языкиславянской культуры, 1991.119Искусство Востока. Проблемы эстетического своеобразия: сборник статей. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.С.241.120Вопросы художественной культуры: сборник статей. Баку Билик: ЭЛМ Б.и., 1993.

С.22-37.11748Увсехсредневековых мусульманскихмыслителеймузыкальный ритм привязан к теории арабского стихосложения (‘аруд̣). Поэтомуназвания музыкальных ритмов, которые упоминаются в трактатах, нередкоповторяют названия стихотворных размеров. Особенности ‘аруд̣а определилипонимание ритма в средневековой мусульманской культуре: «Квантитативнаяметрика ‘аруд̣а, благодаря изначальному единству в ней музыки и слова, оказалавлияние на музыкальный метроритм и определила его синтетическую сущность.<…> то, что понималось под ритмом в теории, было производным от метрическойструктуры стиха, а также опиралось на аналогичные понятия первичнойвременнойединицы,ритмическихдлительностей,равныхпоэтическимстопам»121.

В этом отношении теория ӣк̣ā‘ близка системе модального ритма, апонятие ӣк̣ā‘ — включает «ритмический модус», «ритмическая фигура», «метр» ив определенном контексте даже «темп». Причем такое понимание ритма и метрараспространялось как на песни, так и на инструментальную музыку.Поскольку целью данного исследования не является разъяснение довольнозапутанной системы музыкальных терминов, употреблявшихся в средневековыхарабо-, тюрко- и персоязычных трактатах, то здесь мы рассматриваем только тепонятия, которые раскрывают сущность концепции музыки в средневековоймусульманскойкультуре.Музыкальныйзвукивременнаяорганизация,являющиеся онтологическими основаниями феномена музыки, определяютпонимание того, что из себя представляет «музыка». Мы уже коснулисьспецифики таких ключевых для средневековой мусульманской музыкальнойкультуры понятий, как нaг̣ма и ӣк̣ā‘.

Поэтому теперь необходимо рассмотреть,насколькоотличаетсяпониманиесамой«музыки»всредневековоймусульманской культуре.Чаще всего словом «музыка» в переводах обозначается термин мӯсӣк̣ā или вперсидском варианте — мӯсӣк̣ӣ122, однако не все ученые сходятся во мнении, что121Даукеева С.Д. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби.

С.89.Интересно, что врач XVI века Дауд ал-Антаки употребил необычную форму слова — мӯсӣк̣ӣрӣ (Shiloah A. TheDimension of Music in Islamic and Jewish Culture. P.153).12249этоттерминоднозначноследует переводить как «музыка». Например,Г.Б. Шамилли настаивает на том, что «термин мӯсӣк̣ӣ, который традиционнопереводится на русский язык как “музыка” <…> в своей сущности несоответствует этому значению»123.

Все ученые, как средневековые, так исовременные, согласны с тем, что термин мӯсӣк̣ā имеет древнегреческоепроисхождение.Онбылвведенвтерминологическийаппаратарабо-мусульманской науки и философии представителями направления фалсафаблагодаря активному изучению наследия древнегреческих философов и егопереводу на арабский язык. В некоторых трактатах можно встретить производныеот слова мӯсӣк̣ā. Например, в «Послании о музыке» Братьев Чистотыупоминаются еще два заимствованных термина: «мӯсӣкā — это музыка (г̣инā’);мӯсӣкāр — музыкант (муг̣аннин), а мӯсӣкāт — музыкальный инструмент (āлaтaл-г̣инā’)»124.

В этом фрагменте Братья Чистоты явно разъясняют значениенеарабского слова мӯсӣкā, переводя его арабским г̣инā’. И мӯсӣк̣ā, и г̣инā’ вданном случае использованы для обозначения музыки как феномена, имеющегозвуковую природу и воспринимаемого слухом, то есть мӯсӣкā не выступает вкачестве науки и не противопоставляется г̣инā’ как музыкальной практике. Здесьмузыкант (мӯсӣкāр=муг̣аннин) — это исполнитель, а не мудрец-философ (х̣aкӣм),изучающий «основы музыки».Термин мӯсӣк̣ā часто использовался мусульманскими мыслителями всловосочетаниях ‘илм ал-мӯсӣк̣ā — «музыкальная наука» и с̣инā‘ат ал-мӯсӣк̣ā —«музыкальное искусство», которые были рассмотрены в первой главе. В данномслучае нас больше интересует внутренняя структура данного феномена, анализкоторой позволит нам сделать вывод о том, присутствовала ли в средневековоймусульманской культуре концепция «музыки» в привычном нам понимании, иможно ли ставить знак равенства между нею и понятием мӯсӣк̣ā.В «Большой книге музыки» ал-Фараби — одном из наиболее основательныхсредневековых исследований по музыке, авторитет которого продолжал123124Искусство Востока.

Художественная форма и традиция: сборник статей. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. С.285.Рaсā’ил Иӽвāн aс-Сaфā’. С.67.50оставатьсядовольновысокимна БлижнемиСреднемВостокенапротяжении многих веков, что подтверждают многочисленные ссылки и цитатыиз этого трактата в трудах позднейших мусульманских ученых — указывается,что мӯсӣк̣ā означает «мелодии» (алх̣āн, ед. лах̣н)125 и распространяется насовокупность звуков, организованных в соответствии с определенным порядком.Таким образом, в этом определении уже содержатся оба условия, соблюдениекоторых необходимо для того, чтобы данный феномен мог считаться «музыкой»,согласно формулировке Г. Орлова.

Эти же условия оговорены и в определении«музыки» Братьев Чистоты: «Музыка (г̣инā’) — это сочиненные мелодии (aлх̣āнмуaллaфa); мелодия (лах̣н) — это следующие друг за другом (мутaвāтирa)нaг̣aмāт; нaг̣aмāт — это размеренные звуки (aс̣вāт муттaзинa); звук — этоудар, возникающий в воздухе от взаимного столкновения тел»126.Ал-Фараби пишет, что понятие лах̣н имеет и другое значение — «совокупностьзвуков, с которыми могут быть соединены фонемы (х̣урӯф)127, из которыхсоставляются слова, указывающие на значения.

Это звуки человеческого голоса,которые используются для указания128 на осмысленные значения и посредствомкоторых осуществляется речевое общение»129. Не следует думать, что слово«мелодии» понималось ал-Фараби в двух значениях: как совокупностьмузыкальных звуков и как звуки речи. Многозначным является термин лах̣н,значения которого и излагает ал-Фараби: то есть первое значение слова лах̣н —это совокупность музыкальных звуков (что такое музыкальный звук мы ужерассматривали ранее), мелодия без слов; а второе — совокупность звуков речи,которое используются как в пении, так и в повседневном общении.То, что мелодия и речь суть разные значения одного слова, дает «ключ» кпониманию125проблемысоотношениямузыкииречивмусульманскойНам представляется не вполне подходящим перевод слова лах̣н другим термином, требующим пояснений —«мелос», как это делает Г.Б. Шамилли (Очерки истории исламской цивилизации.

Т.1. С.371).126Рaсā’ил Иӽвāн aс-Сaфā’. С.67.127В данном исследовании вопрос о том, насколько термин х̣арф (мн. х̣урӯф) соответствует понятию «фонема», нерассматривается, поскольку в этом контексте он не существенен.128У С.Д. Даукеевой — «в указание».129В данном случае слово муӽāт̣абāт, переведенное С.Д. Даукеевой как «речевое общение», явно подразумеваетакт речевой коммуникации (Даукеева С.Д. Философия музыки Абу Насра Мухаммада аль-Фараби.

С.148).51средневековойкультуре:он демонстрирует, что музыка и речь —две стороны одной медали, а потому теснейшим образом связаны. ‘Абд ал-Кадирал-Мараги, уточняя в «Комментариях к “Кругам”» определение ал-Фараби,приводит слова Сафи ад-Дина ал-Урмави, согласно которому лах̣н — этособрание различных нaг̣aмāт, которые упорядочены по определенному принципублагозвучия и связаны со словами, имеющими смысл, и которые «услаждаютдушу так, что если их проговаривают чтецы и декламаторы — это становитсялах̣н»130. В данном случае можно предположить, что в отношении чтецов идекламаторов происходит слияние обоих смыслов слова лах̣н, в особенности вслучае мелодекламации и напевного чтения.

У ал-Мараги понятие лах̣нпереплетается с понятием ши‘р («поэзия»), в то же время из контекста становитсяясно, что обычная, повседневная речь в него не входит. Ал-Мараги особоподчеркивает, что для того, чтобы стать лах̣н, звуки должны быть не простоупорядочены, а быть при этом благозвучными, то есть благозвучие являетсяусловием лах̣н. Это положение лишь доказывает, что бытовая речь к лах̣н неотносилась, поскольку очень часто она как раз не благозвучна. В отличие отповседневной речи, поэзия должна быть благозвучной, поэтому, соединяясь смелодией, ши‘р становится лах̣н: «Она [т. е. мелодия — прим. Г.

Шамилли] можетописываться более частным образом, как соединяющаяся с метризованнымивыговоренностями, именуемыми поэзией, в отмеренные промежутки времени,именуемые ӣк̣ā‘»131.Подобное понимание термина лах̣н объясняется неразрывной связью просодии,метрики и ритмики в средневековой музыкальной теории, о которой мы ужеупоминали, анализируя значение термина ӣк̣ā‘. В то же время это не означает, чтопоэзия (ши‘р) и музыка (г̣инā’) в средневековой мусульманской культуре неразличались. Например, Ибн ‘Абд Раббихи (858-940), рассуждая о дозволенностии недозволенности музыки (г̣инā’) с точки зрения исламских норм, совершенночетко разделял эти понятия и утверждал, что нельзя доказывать дозволенность130131Очерки истории исламской цивилизации.

Т.1. С.371.Там же.52г̣инā’, исходя из дозволенности поэзии, поскольку они суть разные вещи. Такжеон оговаривал, что ни проза, ни поэзия не являются музыкой, хотя в поэзии, также, как и в музыке, есть ритмическое начало, и она может стать музыкой толькоесли будет положена на определенную мелодию132.Возможностьизвлечениянепростозвуков,амузыкальныхзвуков,соединенных со словами, наделила человеческий голос совершенно особымстатусом. Естественно, это предполагало разделение музыки на вокальную иинструментальную. Ал-Фараби разделял aлх̣āн на мелодии первого и второгорода.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее