Диссертация (Философия музыки в мусульманской средневековой культуре)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре". PDF-файл из архива "Философия музыки в мусульманской средневековой культуре", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиФЕДОРОВАЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНАФИЛОСОФИЯ МУЗЫКИ В МУСУЛЬМАНСКОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙКУЛЬТУРЕСпециальность 24.00.01 - теория и история культурыДиссертация на соискание ученой степени кандидата культурологииНаучный руководитель:доктор философских наук,профессор Т.Г.
ТуманянСанкт-Петербург20152ОглавлениеВведение........................................................................................................................... 3Глава 1. Музыка в мусульманской средневековой культуре.................................... 181.1. Музыка как наука, искусство и средство мистического познания ................ 181.2. Онтологические основания музыки как феномена культуры ........................
33Глава 2. Музыка и бытие .............................................................................................. 582.1. Генезис музыки ................................................................................................... 582.2. Музыкальный образ бытия ................................................................................ 80Глава 3. Музыка в жизни человека.............................................................................. 973.1.
Этико-эстетическая теория музыки .................................................................. 973.2. Музыкальный аспект культовой практики ислама........................................ 133Заключение .................................................................................................................. 164Список литературы .....................................................................................................
169Приложение 1 .............................................................................................................. 189Приложение 2 .............................................................................................................. 2013ВведениеАктуальность темы исследования.Политические,социальныеикультурныепроцессы,происходящиевсовременном мире, вынуждают ученых и политиков многих стран искатьэффективные способы урегулирования межэтнических и межрелигиозных, то естьв широком смысле межкультурных конфликтов.
В результате интенсивноговзаимодействия различных культур происходит, с одной стороны, их взаимноеобогащение, а с другой — возникновение конфликтных ситуаций, вызванныхнесовпадением, и в результате — непониманием культурных смыслов, посколькусмыслом пронизано все ценностное пространство культуры. Одной из наиболеераспространенныхидейвозможногорешенияпроблемыкультурныхпротиворечий является идея мультикультурализма и воспитания толерантности кинокультурным явлениям, однако на практике реализация данной политикисталкивается с некоторыми трудностями.
Проблема мирного сосуществованияразличных культурных моделей в рамках одного государства или обществасвязана с проблемой понимания и принятия чужеродной культуры и ее отдельныхэлементов. Изучение иных культур помогает лучше понимать не толькоинокультурные явления, но и собственную культуру и ее особенности, и, вконечном счете, себя как индивидуума, воспитанного и «сформированного»определенной культурой. Одной из наиболее актуальных на сегодняшний деньпроблем является проблема понимания традиционной мусульманской культуры,лежащей в основе современных мусульманских общин и государств, где исламявляется доминирующей религией. Достичь этого понимания возможно, лишьуделив внимание всем составляющим данной культуры, а не только лишьнекоторым ее аспектам.Наряду с другими составляющими культуры не последнюю роль вформировании мировоззрения, мироотношения и этико-эстетических взглядовиндивидуума играет искусство, поскольку оно также является средством создания4и трансляции культурных ценностей.
Значительную часть искусства в целомсоставляет музыкальное искусство. Музыка по сравнению с другими видамиискусстваобладаетособымстатусом:«Еетаинственное,непостижимоевоздействие на человека, способность преобразить человеческую душу <…>вызывали предположение о связи музыки с божественным, потусторонним,трансцендентным; посредством музыки стремились преобразить мир. Изначальновключеннаявтканьчеловеческойжизни,причем всамыезначимые,экзистенциально напряженные ее моменты, она уже в древности воспринималасьне как простое развлечение, но как нечто причастное к бытийным основам всегосущего.
Не случайно в древних философских учениях музыка выступаетвыражением онтологических оснований Космоса, коррелятом гармонии, высшегопорядка, установленного Небом»1. Музыка ежедневно вовлекает человека в тоособое пространство, которое создает вокруг себя. Таким образом, музыкальноетворчество становится социокультурной деятельностью, а музыка служитсредством выражения своей культурной идентичности. В связи с этимисследование бытия музыки в культуре представляет собой актуальную проблемусовременногофилософско-культурологическогознания.Историческиеицивилизационные различия в понимании концепции музыки «актуализируютвопросы культурной принадлежности, культурной обусловленности феноменамузыки, его аксиологической, антропологической, социологической сущности»2.Музыкальная культура является одним из существенных элементов любойкультуры, поскольку она составляет значительную часть духовной (собственномузыка, музыкальные интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы) и материальной(музыкальные инструменты, ноты, звукозапись, книги о музыке) культурычеловечества.
Музыкальная культура какого-либо народа или этно-религиознойобщности—этокомплексноеявление,сложноорганизованнаясистема,включающая в себя: «1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в1Фомина З.В. Философия музыки: учебное пособие для студентов и аспирантов музыкальных вузов. Саратов:Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2011. С.4.2Олейник М.А. Функции музыки в европейской культуре: философско-антропологический аспект: автореф. дис.…доктора филос. наук: 09.00.13.
Ростов-на-Дону, 2007. С.3.5данномобществе,2)всевиды деятельности по созданию, хранению,воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальныхценностей, 3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями,навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех, 4) все учреждения исоциальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающиеэту деятельность. В свою очередь музыкальная культура выступает какподсистема по отношению к системам более высоких уровней: художественнойкультуре общества, его духовной культуре и, наконец, культуре в целом»3.Музыкальная культура — это социокультурный феномен, в котором отраженыкультурно-философские и политико-идеологические особенности той или инойкультуры.Помимо«музыкальнойкультуры»существуетпонятиемузыкальной«региональной цивилизации», разработкой которого занимался композитор имузыковед Дж.К.
Михайлов. Музыкальная цивилизация объединяет различныемузыкальные культуры данного региона и во многом определяется по тем жепризнакам, что и региональные цивилизации в целом: наличие доминирующейединой философско-идеологической и религиозной системы, языковой общности,общего культурно-исторического развития народов, а также крупных государствпо типу империй.
К собственно «музыкальным» факторам, определяющиммузыкальную цивилизацию, можно отнести: «а) наличие общего, особым образомкультивируемого звука, а также отобранных, осмысленных и теоретическиобоснованных норм его культивации; б) параллельное функционирование врегионе сетей музыкально-информационной общности, связывающих воединоразличныекультурныеинституты,традиции,способысозданияивоспроизведения звуковых текстов, принципы звуковой коммуникации, формымузыкальной жизни и т.д.; в) выработка данным обществом развитоймузыкальной рефлексии, включающей различные уровни осознания звуковойсубстанции и музыкального творчества (общую идеологию музыкального3Сохор А.
Социология и музыкальная культура. М.: Советский композитор, 1975. С.84-85.6сознания,системуграмматического упорядочивания звуковой материи ивесь комплекс оценочных механизмов и критериев и т.д.)»4.Извсех,выделяемыхДж.К. Михайловым,региональныхмузыкальныхцивилизаций нас будет интересовать та, которую он назвал «Средним Востоком»,включающая Аравийский полуостров, Афганистан, Турцию, Иран, СевернуюАфрику. Помимо всех вышеперечисленных регионов, в наше рассмотрение такжебудет включен индо-пакистанский и центральноазиатский регион, то есть«мусульманскаямузыкальнаяцивилизация».Конечно,«мусульманскаямузыкальная цивилизация» не является однородным монолитом, однако,несмотря на все различия между андалузской, североафриканской, арабской,персидской, турецкой и другими музыкальными культурами данной цивилизации,она представляет собой в достаточной степени единое образование.
Ислам,являясьоднойизопределяющиххарактеристикданнойцивилизации,пронизывает все ее элементы и определяет смысл и значимость музыки длямусульманской средневековой культуры: «Вместе с традицией чтения Корана повсем мусульманским странам, несмотря на все разнообразие их народов,распространилась единая своеобразная концепция музыки»5.Значительную часть и основу музыкальной культуры составляет музыкальнокультурная традиция, которая сама по себе представляет довольно сложноеобразование6.
С возникновением на Аравийском полуострове ислама и с егодальнейшим распространением доисламские музыкальные традиции арабов,персов, народов Северной Африки и Средней Азии стали подвергатьсясерьезному идеологическому пересмотру. Это не означает, что ислам уничтожилстилистические региональные особенности музыкальной практики, однако онсыграл немаловажную роль в создании, в достаточной степени, единой4Каратыгина М.И. PAX SONORIS как предмет современного музыкознания // PAX SONORIS: история исовременность (памяти М.А. Этингера).