Диссертация (Инновационные формы обучения при формировании фонетических навыков у студентов из Китая), страница 26
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Инновационные формы обучения при формировании фонетических навыков у студентов из Китая". PDF-файл из архива "Инновационные формы обучения при формировании фонетических навыков у студентов из Китая", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 26 страницы из PDF
– 23,5б.)ФТВ(правильныеответы в %)1.Коу Цинсян16,570,217,4ФТВ(правильныереализации в%)34,42.Лю Бовэнь2085,110,850,23.Юй Лэ18,578,7213,763,74.Тань Сыюнь20,587,238,840,9165ФТР(макс. –21, 5б.)5.Чэнь Юйцин12511255,86.Сюй Биньюй11,548,97,3347.Сун Цзянь18,578,729,845,68.Лю Чуан1563,827,233,5Усредненныйкоэффициент погруппе КГ70,416644,76ПРИЛОЖЕНИЕ 5БАНК ФОНЕТИЧЕСКИХ ИГР (фрагмент)1. «Русский звук».
Преподаватель называет вперемежку русские звуки и звукидругих языков (например, английского). Игра проводится по кругу: каждый игрок долженподнять руку (хлопнуть в ладоши), если услышит русский звук. Если игрок не успелотреагировать или неправильно идентифицировал звук-стимул, то он выбывает из игры.2. «Футбол». Преподаватель произносит слово, игроки должны сказать слово,начинающееся с того же звука, что и услышанное слово (например, Преподаватель: дом –Студент: дать и т. д.). За каждый правильный ответ игрок получает жетон.
Выигрывает тот,кто собрал самое большое количество жетонов.3. «Буква-звук». Каждый игрок получает два набора карточек. В первом наборе –карточки, на которых написаны буквы (Б, Г, В…), во втором наборе – карточки, на которыхнаписаны звуки ([п], [г], [б] …). Участники игры должны найти для каждой буквы парузвуков, которые эти буквы могут обозначать (например, Б – [п] и [б]). Победителемоказывается игрок, который выполнил задание не только правильно, но и быстрее всех.4.
«Один-два». За указанное время необходимо распределить по предложеннымакцентно-ритмическим моделям (односложные и двусложные) как можно больше слов изпредлагаемого списка.5. «Равно-неравно». Материал: двусложные слова с ударением на первом и навтором слогах (мама, моя…). Преподаватель предъявляет каждому учащемуся слова впарах (например, мама – папа), а учащийся должен хлопнуть в ладоши, если былипроизнесенысловаодинаковойритмическойструктуры(можноиспользоватьаудиозапись).
За правильный ответ участник игры получает жетон.6. «Это вопрос?». Студенты слушают высказывания разных коммуникативныхтипов, произнесённые преподавателем, после чего должны поднять карточку (или сказать):«Вопрос» / «Не вопрос». Игра идет по кругу. Тот, кто ответил неправильно, выбывает изигры.7. «Угадай слово». Играют 2 команды. Каждая команда делится на 2 подгруппы,которые должны встать напротив друг друга в разных концах аудитории. Студентамвыдаются карточки со словами, которые необходимо произнести без участия голоса: кот,кто, мой, мы, спасибо и т.
д. Когда задание выполняет игрок из первой подгруппы, игрокииз второй в течение 1 минуты должны угадать слово. Затем подгруппы меняются ролями.За каждое угаданное слово начисляется 1 балл, баллы суммируются. Такое же заданиевыполняет вторая команда. Преподаватель выставляет баллы, объявляется победитель.1678.
«Угадай страну». На доске список имён/ стран/ городов, подобранных всоответствии с разными акцентно-ритмическими моделями (Россия, Китай, Америка и т.д.). Каждый игрок должен выбрать одно название из списка и «промычать» его, удлиняяударный слог. Остальные участники должны отгадать, что он произнес. Отвечать да илинет тоже можно без слов, «мычанием» и жестом. За каждый правильный ответ – 1 очко.9. «Угадай, кто я» – игра для формирования навыков интонационного оформленияуточняющего вопроса.Вариант 1.
В коробке находятся карточки, на которых написаны названияпрофессий. Участники выбирают по одной карточке, не показывая ее другим игрокам.Задавая вопрос: «Ты врач? (инженер и т. д.)», нужно угадать профессию соперников.Каждый игрок может задать только один вопрос. Тот, кто угадал профессию, забираеткарточку себе. Выигрывает игрок, у которого больше всех карточек.Вариант 2. Сами студенты пишут на карточке название профессии.10. «Дуэль». Каждый игрок получает 10 карт. На каждой карте – одно слово спропущенными буквами/ буквой (как правило, с пропущенными гласными, т. к. согласныев русском языке более информативны).
Игроки садятся напротив друг друга. Набор картрасполагается в руках таким образом, чтобы слова не были видны другим участникам.После команды «Раз! Два! Три!» студенты открывают по одной карте и показывают ихсопернику. Задача игроков – отгадать слово, написанное на карте соперника. Тот, ктосправился с заданием быстрее, забирает обе карты. В мини-группе игра проводится покругу (сначала упражнение выполняют первый и второй игроки, затем – второй и третий,третий играет с первым). Победителем становится игрок, собравший больше карт.11. «Найди пару». Для игры могут использоваться карточки со словами, у которыхимеется пара (слова отличаются звуками, образующими фонетическую оппозицию,например, дам – там /д/ – /т/).
Фонетические оппозиции согласных можно варьировать:твердые/мягкие, глухие/звонкие, свистящие/шипящие. Преподаватель показывает игрокамкарточку и произносит написанное слово (гора), первый игрок должен назвать слово изминимальной пары (кора). Если за 3 секунды игрок не называет слово, то он выбывает изигры.12. «Дубль», основанная на правилах игры «Dobble» (или «Spot it!»). Эта играпредназначена именно для использования на занятиях ВФК (после изучения русскогоалфавита). Как известно, запоминание письменных и печатных русских букв представляетопределенные трудности для иностранных студентов, приступающих к изучению русскогоязыка.
В ходе игры у учащихся развиваются навыки идентификации русских букв, чтоспособствует развитию навыков техники чтения (сравнение графического облика букв) и168произносительных навыков (для того чтобы получить карту, необходимо назвать букву).Материал: 21 карта, на каждой написано по 7 букв (см. рис. 1): печатный или письменныйварианты, буквы раскрашены в разные цвета. Игра проводится в парах, в быстром темпе. Вначале игры каждый участник получает по 1 карте, остальные карты лежат в центре (банк).Первый игрок берет карту из банка и открывает ее.
Если на карте одного из игроков естьтакая же буква, как и на карте из банка, то игрок называет букву, забирает карту себе икладет в свою стопку лицевой стороной. Если ни у кого из игроков нет одинаковой буквы,то нужно взять следующую карту, а незадействованную карту снова положить в банк.Выигрывает тот, кто соберет больше карт.Рис. 1. Образцы карточек для игры «Дубль»13. «Аут». Рекомендуется проводить игру после изучения большей части (или всего)алфавита, когда у студентов уже имеется минимальный словарный запас (они должны знатьхотя бы одно слово с заданной буквой/заданным звуком).Вариант 1 (сегментные единицы). В коробке лежат карты, на каждой написано поодному звуку. Первый игрок берёт из коробки карту, называет указанный в карте звук.Студенты хором считают: «Раз! Два! Три!».
За это время игрок должен назвать слово с этимзвуком. Если он не успевает или предлагает неправильный вариант, он выбывает из игры(«Аут!»). Коробку передают следующему игроку. Побеждает игрок, назвавший большееколичество слов.Вариант 2 (буквы). Этот вариант игры, кроме указанных выше навыков, развиваеторфографические навыки и зрительную память. Игроки должны назвать слово, в котороместь буква, указанная на карточке, вне зависимости от её чтения в слове.16914. «Звуковой бой» (по аналогии с хорошо известным «Морским боем»). Описаниеигры: в игре участвуют пары игроков.
У каждого игрока есть карточка, разделенная на 36квадратов (по горизонтали они нумеруются А, Б, В, Г, Д, Е, а по вертикали – 1, 2, 3, 4, 5, 6).Каждый игрок располагает на своей карточке в произвольном порядке 5-6 букв (илизвуков). Поочередно игроки называют предполагаемые места нахождения букв/звуков (А1,Е6 …). В том случае, если игрок угадал местонахождение буквы/звука, второй игрокназывает отгаданную букву/звук.
Задача игроков – как можно быстрее найти все«спрятанные» буквы.15. «Крестики-нолики». Цель – закрепление произносительных навыков. Материалигры – пары букв (например, О и А, Ц и Ч, Ш и Ж и т. д.). Описание игры: игроки, делая ход(пишут букву), должны назвать букву. Особую ценность игра приобретает тогда, когдапредлагаются трудные для артикуляции звуки (или трудные для написания буквы),поскольку необходимость называть, а также писать буквы обеспечивает максимальноеколичество повторений (как в устной, так и в письменной форме), которое требуется дляовладения навыками произношения и техники письма.16. «Собери слово».