Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 68

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 68 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 68 страницы из PDF

В «Сказании…» кратко повествуетсяо самом основателе будущего монастыря иноке Агапите и постигнувшейего болезни («в немощи четыре недели»), о явлении иконы с повелениемотправиться на реку Маркушу: «прогласил глас от образа к старцуАгапиту, жившему у Благовещенской церкви посада Соли Вычегодской120:«Старце,чтолежиш,станиипомолисяНиколечюдотворцуВеликорецкому и будеши здрав, и возми образ Николы чюдотворцаВеликорецкого и понеси тот образ Николы чюдотворца чесно на сузем ипоиде старец со образом от Соли за триста верст…», о самом путешествии,о тяготах, которые довелось претерпеть основателю обители.

…Обосновавшись на реке Маркуше, Агапит поставил там 28 июля часовню.21 августа ее освятил не названный по имени священник: «и пришедсвященник в свою волость, да учал поведати православному христьянствуНиколины чюдеса, и в тои час многия люди пошли молитися к Николечюдотворцю на сузем, на дикой лес, во Агапитову пустыню…».

7 сентября7087 (1578) г. была освящена и церковь во имя Николы Великорецкого.Таким образом, вводная часть к чудесам содержит традиционный набор:120Что позволило составителям «Истории российской иерархии» считатьАгапита «спостником и сотрудником преп. Логгина Коряжемского и сверстникомХристофора» – Амвросий (Орнатский). История российской иерархии.

М., 1813. Ч. V.С. 51, предположение это было, впрочем, аргументированно опровергнуто И.Верюжским (Исторические сказания… С. 540–541, примеч. 3).340видение образа, повеление которого исполняется не сразу, а лишь послевторичного напоминания, указание на место будущей обители, кознидьявола и, наконец, создание пустыни121.

Вторая часть Сказания состоит изкратких записей чудес.Возобновление пустыни составляет сюжет уже изложенного выше(глава 3) Сказания о старице Иулиании. Старица Иулиания принесла ссобой икону Казанской Богоматери, но большую популярность получилавсе таки икона Успения , хотя запись чудес после ухода Мариамны невелась.

Способ изыскания средств: старица Мариамна подавала царючелобитную с просьбой перенести икону в Вологду и устроить там напустом месте у новых ворот храм в ее честь (была полученадозволительная грамота, но после ссылки Мариамны этого не произошло) .На материале псковского сказания о явленных иконах Богоматери вВороначе на Синичье горе хорошо прослеживается как вариативностьтекста в известной рукописной традиции, так и мотив явления иконыотроку (Тимофею), почитаемому юродивым.122121Немаловажным является также видение тяжело больному человеку –подобный же мотив встречается во многих сказаниях о явленных иконах как Севера,так и Центра России, например, в Сказании об иконе Рождества Богоматери и оосновании Сямского монастыря, в котором Богородица является некоему ИоаннуРодионову и велит ему идти на Сяму к попу Конону и передать повеление построитьцерковь Рождества Богоматери.

См. изд.: Суворов Н. Сямский БогородицеРождественский монастырь в Вологодской епархии // Вологодские епархиальныеведомости. Часть неофиц. 1880. № 23. С. 426–434; № 24. С. 448–462; 1881. № 1. С. 4–10).122Серебрянский Н И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковскойземле // ЧОИДР. М., 1908. Кн. 3-4.С. 66-72, 354-357, 552-561; Кириллин В. М. Новыематериалы для истории книжно-литературных традиций средневекового Пскова:Святогорская повесть // Книжные центры Древней Руси. XVII век: Разные аспектыисследования. СПб., 1994. С. 140-162; 2) Сказание о Тихвинской иконе Богоматери«Одигитрия». Литературная история памятника до XVII века.

М., 2007. Приложение III;341Как отмечает Е. К. Ромодановская, «Сказания о чудесах моглииспользоватьсяцерковнойадминистрациейвкачестведокумента,обосновывающего ее политику», что обуславливает стремление кдокументальности в описании. Так, «роспись» допросных речей вдовыМарии, записанных в Тобольском архиерейском доме после явленияАбалацкойиконыБогоматери,123былаприложенакчелобитнойархиепископа Нектария царю об учреждении пашни и денежногожалования священникам вновь созданной церкви с. Абалак: «чтоб,государь, та церковь без службы и бес пенья не была.

И тем, государь,попу, и дьякону, и дьячку, и пономарю твои государевы столник и воеводыкнязь Михайло Михайлович Темкин-Ростовский с товарыщи твоегогосударева хлебного и денежного жалованья, годовые руги, без твоегогосударева царева и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии указуне учиняет».124 При этом литературная обработка росписи в Повести оявлениииконыЗнаменияБогородицывселеАбалакследуетпоследовательности допроса, но исключает конкретные сведения овизионере и о месте ее или его жительства: вместо «Тобольского градавеси, нарицаемыя Сузъгун, государев пашенной крестьянин Еуфимей,прозвищо Коко…» в Повести фигурирует «некий муж земледелец именемЕвфимий, по званию Кока».125Охотникова В.

И. Новые материалы по литературной истории Повести о явлении иконна Синичьей горе // ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 49. С. 376-389.123Летописное известие об этом, в частности: ПСРЛ. Л., 1987. Т. 36. С. 199.Ромодановская Е. К., Шашков А. Т. Сибирские видения 1662 г.в контекстеантиниконовской борьбы // Ромодановская Е.

К. Избр. труды. Сибирь и литература.XVII век. Новосибирск, 2002 С. 317–318.124Ромодановская Е. К. Сказание о явлении и чудесах Абалацкой иконыБогородицы // Ромодановская Е. К. Сибирь и литература. XVII век. Новосибирск, 2002.С. 159–160.125Там же. С. 161.342Е. К. Ромодановская подчеркивает, что документальностью вСказании об Абалацкой иконе отличаются рассказы о поздних чудесах,тогда как рассказ о первом явлении со временем приобретает обобщенныечерты, при этом позднейшие чудеса «четко распадаются на «слои»,связанные с каким-то временем или автором».126Мотив основания монастыря на землях, населенных изначальноязыческими народами или народами, исповедующими мусульманство,нередко сочетается с повествованием об обретении христианской святынинехристианином. Примером может служить Сказание о иконе БогоматериЦаревококшайской, обретенной на поле в 1647 г.

крестьянином АндреемЖелниным. Присутствовавший при явлении иконы черемисин Антуганкоувидев икону, усомнился в чуде, был наказан болезнью и исцелился толькопосле молитвы. Фактический материал для Сказания, как полагает А.Эббингхаус, заимствован из грамоты об отправке найденной иконы вМоскву и о сооружении церкви на месте ее явления.127 Другой примермиссионерской функции иконы можно привести из истории обретенияСемипалатской иконы (списка с Абалакской иконы Знамение, которую «наключе», по преданию, обрел некий татарин.Примеромтого,какобретениесвятынивлеклозасобойстроительство часовни и церкви, может служить несколько сказаний очтимых иконах.Несколько Сказаний об этом сохранила пинежская и мезенскаяагиографическая традиция, прежде всего Сказания об иконах БогоматериВладимирской и Грузинской.126Там же.

С. 166.127АИ. СПб., 1842. Т. 4. С. 52–53; Ebbinghaus A. Die altrussische Marienikonen-Legenden… S. 55, 73.343Нередко среди распоряжений, отдаваемых иконой визионеру – восне или при иных обстоятельств – фигурирует указание на необходимостьпостройки или починки храма/обители.Сказание о явленной иконе св. Троицы, написанное И. Б.Щепоткиным в 1648 г., сообщает, что икона св.

Троицы, обретеннаяжителями села Лампожня на Мезени, вскоре после своего явленияпередала устами дочери одного из нашедших икону крестьян Симеона,Акилины, ряд требований. Одно из них – измыть икону в реке 24 апреля, адругое–помолебненаПамятьПеренесениямощейНиколаяМирликийского выстроить всем миром храм во имя св. Троицы – из леса,срубленного в определенном месте, при этом и без привлечения наемныхработников («кроме наятых делателей здати церковь Святыя Троицывсенародным множеством»). Храм св.

Троицы был построен 1 февраля1603 г. 128Явление иконы или обретение мощей святого – это не только поводдля начала строительства, но, как отмечает на материале пинежской имезенской рукописной традиции Н. В. Савельева, еще и основание длятого, чтобы выделить приход из уже существующего. О борьбе запризнание вновь образованного прихода свидетельствует, в частности,«Книга о чюдесех Спасова Нерукотвореннаго образа чюдотворныяиконы».129Н. В. Савельева отмечает также, что поводом для выделенияотдельного прихода может быть как обретение иконы, так и утверждениестатуса местного святого, например, освидетельствование мощей и записьчудес от них, как это произошло в случае с мощами ПараскевыПиринемской.130128129130Савельева, 2010, с.

244–260.Там же. С. 291.Там же. С. 366: «Поводом для освидетельствования мощей [ПараскевыПиринемской] и записи чудес в том виде, в котором они нам известны, послужило344Явленная, и априори чудотворная икона, впрочем, может кактребоватьперемещениявзаданноеместо(СказаниеоЛеонидеУстьнедумском), так и настаивать на том, чтобы остаться на месте ееявления. Особенно это прослеживается в ситуациях, когда речь идет опереносе в более крупный центр из маленькой церкви.

Ситуация такогорода обыграна в «Повести о чюдесех от образа Пресвятыя владычицынашея Богородицы и приснодевы Мрии нарицаемыя Казанския иже впределех бысть града Суждальскаго в монастыри Покровском селанарицаемаго Иванова бысть явление ея» (МГУ, ОРКК № 302, 2 четв. XVIIIв., л. 810–816 об.). Первое чудо от иконы состоит в том, что чудотворныйобраз Богоматери Казанской архиепископ Иосиф (1626–1634) пытаетсязабрать в Суздаль, однако «Пресвятая Богородица сие преславное чюдопоказа: недошедши града Суждаля на дороге у него архиепископа Иосифаотнялася рука да нога, не владети почал и позна вскоре свое согрешение инача у престыя Богородицы милости просити и исцеления от недуга того, иту чюдотворную икону Пресвятыя Богородицы Казанския с честию изСуждаля возврати вскоре».

Впрочем, конфликт вокруг иконы, или егоотражение в данном Сказании, может быть связано с личностьюсуздальского владыки,131 вызывавшего множество жалоб его паствы.Явление и чудеса от иконы стали основанием для строительствачасовни и церкви в известном своими источниками местечке Куртяево в 35км от Северодвинска почиталась явленная около 1706 г. икона Алексиячеловека Божия.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5167
Авторов
на СтудИзбе
438
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее