Диссертация (Историческая память о допетровской Руси в России второй половины XIX – начала XXI вв), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Историческая память о допетровской Руси в России второй половины XIX – начала XXI вв". PDF-файл из архива "Историческая память о допетровской Руси в России второй половины XIX – начала XXI вв", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Разумеется, что в нашу задачусейчас входит лишь обозначить проблематику современных memory studies –одного из наиболее интенсивно развивающихся направлений в областисоциальных наук 63.Обширная литература посвящена школьным учебникам как источникуформированияисторическогосознанияиинструментуреализациигосударственной исторической политики.
Классической работой, в которойсистематизированоипроанализированоогромноеколичествошкольныхучебников является книга «Как рассказывают историю детям в разных странахмира» М. Ферро64. В отечественных исследованиях изучается целый ряд проблем:образ истории России в учебных пособиях65, процесс формирования содержанияучебников66 и государственная политика в сфере школьного образования67.62Лыскова М.И. Влияние художественной литературы на формирование массового исторического сознания //Современные научные исследования.
2013. Вып. 1. Концепт. Режим доступа: http://e–koncept.ru/article/990/ – Датаобращения: 15.05.2015.63Подробнее о проблематике мемориальных исследований см.: Ростовцев Е.А., Сосницкий Д.А. Направленияисследований исторической памяти в России // Вестник Санкт–Петербургского университета. Сер. 2. 2014. Вып. 2.С. 106–126; Дворниченко А.Ю., Ильин Е.В., Бондарев С.В., Петров И.В. Историческая память, международныйтриалог и продвижение к единому восприятию истории // Вестник Санкт–Петербургского университета.
Сер. 2.2013. Вып. 2. С. 166.64Ферро М. Указ. соч.65См., напр.: Поваляева Н. Е. История Отечества до начала XX века в современных учебниках: автореф. дис. …канд. ист. наук. М., 2004; Потапова Н.Д. Дидактика конфликта: Война 1812 года в школьных учебниках истории //Новое литературное обозрение.
2012. № 118. С.95-113; Шибаев М.А. В поисках утраченного: Учебники последнихлет по отечественной истории // Пушкин. 2009. №3. С.72–75.66См., напр.: Свешников А.В. Борьба вокруг школьных учебников истории в постсоветской России: основныетенденции и результаты // Неприкосновенный запас. 2004. №4 (36). С. 70–77; Пепелина Н.И. Из истории народногообразования в СССР в 1930–х годах: работа над школьным учебником отечественной истории // ВестникМосковского государственного гуманитарного университета им.
М.А. Шолохова. История и политология. 2013. №2. С. 19–32;67Поникарова Н.М. Министерство народного просвещения и школьное образование по русской истории. 1864–1917: автореф. дис. … канд. ист. наук. М., 2005.19В то же время не можем не указать на то обстоятельство, что на фонемассива современных работ, посвященных мемориальной тематике, историческаяпамять о допетровской Руси привлекает внимание весьма небольшого числаисследователей.Остановимсяподробнеенатекстах,посвященныхнепосредственно этой проблематике. Ряд исследований рассматривает процессэволюции образа того или иного персонажа допетровской русской истории висторическом сознании российского общества.
Одним из первых крупных трудовпо этой теме стала обстоятельная монография Ф.–Б. Шенка, в которой изученпроцесс трансформации образа Александра Невского в русской культурнойпамяти. Автор исследует житийную и летописную традиции, художественнуюлитературу, историографию и массу других источников для реконструкции образасвятого благоверного князя Александра Ярославича Невского начиная с XIIIстолетия и до наших дней68.Так, например, процессу создания и последующеговосприятия образа Александра Невского в кинофильме «Александр Невский»посвящена работа петербургских историков Ю.В.
Кривошеева и Р.А. Соколова69.Несмотря на существование работ, направленных на изучение памяти оВладимире Святом70, Александре Невском71, Сергии Радонежском72, ДмитрииДонском и Куликовской битве73, а также некоторых других событиях и героях,68Шенк Ф. – Б. Указ. соч.69Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А.
«Александр Невский»: создание киношедевра. Историческое исследование. СПб.,2012.70Сосницкий Д.А. Владимир Святой в исторической памяти российского общества второй половины XIX —началаXXI века (по материалам нарративных источников) // Научно–технические ведомости СПбГПУ. 2014. № 3 (203). С.100–106.71См., например: Соколов Р.А. Александр Невский в отечественной культуре и исторической памяти: автореф. дис.… д–ра. ист.
наук. СПб., 2014; Толочко П. П. В защиту Александра Невского // Вестник Российской академии наук.2013. Т. 83. № 2. С. 120–123.72См., напр.: Смурова К.Р., Подольская И.А. Преподобный Сергий Радонежский глазами художников //Традиционные национально–культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России.2013. № 6. С. 173–176; Данилевский И.
Как Сергий Радонежский стал героем Куликовской битвы // Родина. 2014.№ 5. С. 11–15.73См., напр.: Юрганов А.Л. Историческая феноменология: «не объяснять, а понимать» // Россия XXI. 2010. № 1. С.176–187; Петров А. Память о Куликовской битве как образ российских трансформаций // В мире науки.
2011. № 7.С. 76–87.20наибольшее количество исследований исследующих память о персонажахдопетровской русской истории связано с Иваном Грозным. Рассмотрениюэволюции образа Ивана Грозного в русской культуре и искусстве XIX–XX вв.посвящена монография Н.Н. Мутьи «Иван Грозный: историзм и личностьправителя в отечественном искусстве XIX–XX вв.». Эта работа представляетсобой развернутую характеристику образа Ивана IV в фольклоре, архитектуре,литературе,театре,живописи,историографии,скульптуре,музыке,кинематографе России XIX–XX в. Автор подробно проанализировал большоеколичество художественных произведений, сценариев и рецензий на театральныепостановки, полотен исторической живописи и т.д. Н.Н. Мутья описываетпроцесс «смены лидера» среди видов искусства по степени влияния на широкиемассы общественности: от художественной литературы до кинематографа.
Авторподробно характеризует как процесс создания образа идеального правителя испасителя отечества, так и меры по дегероизации Ивана Грозного74.Образ Ивана Грозного (наряду с Петром Великим) рассматривается в книгеО.Б. Леонтьевой «Историческая память и образы прошлого в российской культуреXIX – начала XX вв.»75. О.Б.
Леонтьева в параграфе, посвященном Ивану IVпытается проследить эволюцию его образа в культуре и искусстве России XIX –начала XX столетия, делая упор на изучение популярных историческихисследований,открытыхлекций,театральныхпостановок,историческойживописи. Автор указывает на взаимовлияние источников – официальнойисториографии на художественные произведения, театральных постановок наинтерес к личности правителя профессиональных историков.76 В работах О.Б.Леонтьевой (разработкой этих вопросов также активно занимается Т.А. Сабурова)большое внимание уделяется таким сюжетам, несомненно оказывающимсерьезное влияние на национальную историческую память, как формирование74Мутья Н.Н. Иван Грозный: историзм и личность правителя в отечественном искусстве XIX–XX вв.
СПб., 2010.75Леонтьева О.Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX – начала XX вв. Самара,2011.76Там же. С. 209.21исторических взглядов интеллигенции, процесс конструирования историческихпредставленийонациональнойисторииврамкахразличныхтеченийобщественной мысли, становление исторической науки в пореформеннойРоссии77.Трактовке образа Ивана IV в популярном советском фильме «ИванВасильевич меняет профессию» посвящена статья И.Б. Михайловой.
В статьевыявленыпроведенныережиссеромпараллелимеждусоветскойдействительностью и Россией времен опричнины Ивана Грозного78.Одной из последних комплексных работ, посвященных формированиюисторического сознания россиян стала монография А.В. Святославского. В работепод названием «История России в зеркале памяти» одна из глав посвященаматериальной культуре эпохи древней Руси и Московского царства79. Авторвыделяет ряд памятников древнерусской культуры, которые выступали объектамимемориализации в эпоху средневековья.
В их числе А.В. Святославский называетпамятники древнерусской эпиграфики, скульптуры, письменности и т.д. Частичноим также рассмотрен процесс трансформации образов различных деятелейсредневековой русской истории в массовом историческом сознании с древнейшихвремен и до наших дней. Большое внимание автор уделяет монументальнойскульптуре и социологическим опросам (применительно к постсоветской эпохе).Так, анализируя данные социологических опросов о предпочтениях туристов,посещающих Москву и окрестности, А.В.
Святославский приходит к выводу, чтов число первых пяти наиболее желательных для увековечивания объектов памяти77Леонтьева О.Б. Власть и народ в зеркале исторических представлений российского общества XIX века // Образывремени и исторические представления: Россия – Восток – Запад. М., 2010. С.844–884; Личность Ивана Грозного висторической памяти российского общества эпохи великих реформ: научное знание и художественный образ //Диалог со временем. 2007. № 18.
С. 19–34; Сабурова Т.А. «Связь времен» и «горизонты ожиданий» русскихинтеллектуалов XIX века // Образы времени и исторические представления: Россия – Восток – Запад. М., 2010. С.302–331.78Михайлова И.Б. С юбилеем, «Иван Васильевич»! Кинокомедия Л.И. Гайдая: «смешно, но не только…» //Новейшая история России. 2014. № 2. С. 143–156.79Святославский А.В. История России в зеркале памяти.