Диссертация (Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента), страница 6

PDF-файл Диссертация (Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента), страница 6 Философия (47779): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента) - PDF, страница 6 (47779) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента". PDF-файл из архива "Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 6 страницы из PDF

Он отмечает, что феномен гуманизма именно сегодня актуален, поскольку напоминает о том, что принынешней невероятно развитой культуре люди постоянно испытывают влияниедвух упорядочивающих их сил. Эти влияния Слотердайк называет «сдерживающим» и «раскрепощающим»: «Кредо гуманизма составляет убеждение, что люди— это “животные под влиянием”, а значит и что вследствие этого необходимонайти для них правильный способ влияния. Этикет гуманизма, только на первыйвзгляд представляющийся безобидным, напоминает о непрерывной битве за человека, которая осуществляется как борьба между бестиализирующими и обуздывающими тенденциями»54.

Далее Слотердайк уточняет, что в эпоху античности(он говорит об «эпохе Цицерона») каждая из этих сил влияния оказываетсявполне узнаваемой, так как у каждой имеется своя собственная отличительнаяособенность, характерная чарта. Так, для бестиализирующей тенденции характерны римские амфитеатры, внутри которых проводились человеческие и животныесостязания, «спектакли смертной казни»; это и составляло, по мысли немецкогоисследователя, впечатляющую систему средств массовой информации и коммуникации того периода истории: «На неистовствующих стадионах вокруг Средиземноморья раскрепощенный homo inhumanus оставался удовлетворенным какникогда прежде и редко впоследствии».55В дальнейшем, однако, Слотердайк прослеживает возникновение оппозиции этой ревущей толпе в амфитеатре или цирке со стороны того, что он называет53Слотердайк П. Правила для человеческого зоопарка.

Ответ на письмо Хайдеггера о гуманизме. URL:http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/sloterdijk/.54Там же.55Там же.28«античным гуманизмом». Он предлагает, по существу, ницшеанский ход: противопоставление аполлонической («сдерживающей») культуры книги, философии,самоуглубления культуре дионисийской («расчеловечивающей») — стадиону,массовому скоплению жаждущих крови, беснующихся людей. Этот принципиальный конфликт «гуманистической» и «антигуманистической» тенденций в античности очень показателен, поскольку речь здесь идет о готовности человека квыбору одного или другого. Разумеется, ни один из тех людей, которые посещаютместа публичных игр или казней, не может устыдиться или испытать сочувствие ктому, кто оказался для него лишь предметом зрелища — если, конечно, он не получил прежде прививку «гуманизма».

Следовательно, несвободный от этого знания человек уже может (и должен) сделать выбор в пользу одной или другой экзистенциальной стратегии («сдерживающей» или «расчеловечивающей»), тем самым определив себя, определив свою собственную природу. Вывод, которыйСлотердайк делает из этой оппозиции, касается и средств осуществления такоговыбора: «Эти намеки ясно показывают: под вопросом о гуманизме подразумевается больше, чем буколическое предположение, что чтение делает образованным.Речь в нем идет не менее чем о Antropodizee — то есть определении человекаввиду его биологической открытости и моральной амбивалентности.

Но, преждевсего вопрос о том, как человек может стать истинным или настоящим человеком,с этих пор неизбежно ставится как вопрос о средствах, если под средствами(Medien) мы понимаем объединяющие и коммуникативные средства (Mittel), используя которые, люди создают из себя то, чем они могут быть и чем будут».56Хайдеггер, к которому обращается в этой работе Слотердайк, рассматриваетсферу европейской истории как «театр воинствующих гуманистов»: «Это поле, накотором человеческая субъективность с неумолимой последовательностью демонстрирует свой захват власти над всем сущим».57 С этой точки зрения гуманизмоказывается как соучастником того, о чем Слотердайк говорит как о «всех воз5657Там же.Там же.29можных ужасах, которым может быть положено начало под именем человеческого благополучия»,58 так и средством для его и оправдания. Поставленные высокиецели нередко трактовали или в мистическом ключе.

Например, члены оккультныхобществ в нацистской Германии сопоставляли их интерпретацию гуманизма к«высшей древнейшей форме евгеники — возрастания человеческой природы через возрождение традиций предков».59 Хайдеггер считает, что в напряженном поиске истины между большевизмом, фашизмом и американизмом взаимное противостояние осуществляли только лишь три варианта все той же антропоцентрической власти. Однако, фашизм выпадал из этой обоймы, поскольку он гораздо более открыто, чем соперничающие с ним идеологии, презирал сдерживающие ценности мира и образования. По существу, немецкий национал-социализм как философия (по мнению Хайдеггера) представляет собой «метафизику раскрепощения», даже «образ раскрепощения метафизики» (в понятиях Слотердайка): «Сточки зрения Хайдеггера, фашизм был синтезом гуманизма и бестиализма — тоесть парадоксальным совпадением сдерживания порока и раскрепощения».60 Ясно, что как о пороке, так и о добродетели здесь речь идет, исходя из их гуманистического понимания.Из сказанного ясно, что направленность трансгуманизма на постепенное, новместе с тем и радикальное изменение нашей природы представляется гораздоболее устрашающим.

Наряду с прогрессом в области генетических технологийразличия между тем, что произведено и что возникло естественным путем (другими словами — между объективным и субъективным, между природой и культурой) нивелируются, а значит, нивелируются различия и между подходами к ним— технической переработкой материала и «культивирующим, терапевтическим»способом взаимодействия с живым.

Следовательно, это нивелирует значение иценность человека как того, кто творит культуру, так как гения становится воз58Там же.Лист Г. Первооснова. Тамбов, 2009. С. 80.60Слотердайк П. Правила для человеческого зоопарка. Ответ на письмо Хайдеггера о гуманизме. URL:http://www.nietzsche.ru/influence/philosophie/sloterdijk/.5930можным «сфабриковать», но если это окажется принципиально осуществимым, тоэто будет равносильно смерти культуры и искусства, ибо, произведение искусствав качестве побочного продукта евгеники утратит присущую ему подлинность иуникальность как часть культуры.

Отечественный исследователь Ю. М. Шор оценивает сложившуюся в этой области ситуацию следующим образом: «В самомобщем смысле суть гуманитарного знания в том, что оно носит “человекоразмерный характер”, соизмеримо с конкретным человеческим бытием. Гуманитарный мир соотнесен с человеком, с его разумом и эмоциями, с рациональным и иррациональным в нем, с его душой и духом, с его экзистенцией, со всей целостностью его природы. Гуманитарность есть мера присутствия человеческого начала вчеловеке и мире <…>».61Возвращаясь к книге Ю. Хабермаса, следует сказать, что размывание границы между тем, что выросло, и тем, что было сделано, может оказать влияние нато, каким образом сама личность себя осознает.

Тем самым человеческая личность оказывается приведенной к собственному самоотчуждению, или переходу«от перформативной установки, воспринимающей себя в первом лице личностипо отношению к проживаемой жизни к перспективе стороннего наблюдателя, врамках которой собственное тело человека с самого рождения воспринимается имкак объект вмешательства со стороны»62. Эта проблема обсуждается в связи с основополагающим нравственным положением Канта о категорическом императиве, а именно, в связи с его практическим аспектом, согласно которому, во-первых,«разумное естество существует как цель сама по себе», а, во-вторых, необходимопоступать так, «чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же как к цели и никогда не относился бы к нему только какк средству».6361Шор Ю.

М. Некоторые проблемы специфики российской гуманитарной культурологии // Труды СанктПетербургского государственного института культуры. 2008.Т. 181. С. 260.62Habermas J. The Future of Human Nature. P. 53.63Кант И. Основоположения метафизики нравов. / Кант И. Сочинения. М., 1994. Т.4, с. 205.31Обозначенная проблема изменчивости и стремления к изменению человеческой природы вновь требует нашей сосредоточенности на идее человека и вопросе о ценности его жизни. Ведь человек может трактоваться и как один из объектовокружающего мира, и как субъект общественного, культурного и биоэтическоговлияния.Исходя из этого ясно, что первостепенной задачей нашего исследованияоказывается попытка применить к такому явлению как взаимоотношения между«врачом» и «пациентом» культурологический подход, рассмотрев их аксиоматически, то есть с точки зрения идеи ценности человеческой жизни.

Это позволитнам избежать указанной, на первый взгляд непреодолимой бинарной оппозиции.Взаимоотношения врача и пациента нередко провоцируют нас на восприятие этихдвух фигур в экзистенциальном аспекте: «Всякое приспособление возможно лишьи имеет смысл только на основе совместного бытия. При всяком желании помочьврач должен иметь в виду, что дело идет всегда об экзистенции, а не о восстановлении тех или иных функций. Когда ставят целью только это последнее, никакойпомощи бытию не оказывается. О нем, в конечном счете, идет дело.

Человек посвоему существу нуждается в помощи, потому что всегда подвержен опасностипотерять себя, не сладить с собой. Эта опасность неотделима от свободы человека. Весь этот вопрос о возможности заболевания связан с несовершенством егосущества. Всякая болезнь — это утрата свободы, усечение жизненных возможностей»64. Впрочем, даже осмысленная в экзистенциальном ключе эта проблемаединства и двойственности личностей врача и пациента не исключает важностикультурологического подхода к ней.

Подход, прежде использовавшийся при исследовании таких феноменов, как искусство или история,65 в случае с врачом ипациентом предоставляет для нас новый инструментарий и тем самым способствует различению иных смысловых аспектов привычных понятий.64Из бесед М. Хайдеггера с М. Боссом. // «Логос» № 5. 1994. С.112.См., наприм.: Голик Н. В., Шор Ю.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
431
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее