Диссертация (Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента". PDF-файл из архива "Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Ответственность за жизнь тяжелобольного, возложенная на врача, заставляет последнего ощущать амбивалентную природу собственной свободной воли. Ясно, что сражаясь за исцеление ижизнь больного, религиозный и верующий врач может оказаться как разумным,искусным проводником Воли Божьей, так и человеком, противопоставляющимсобственную волю Божьему Промыслу.97Текст клятвы см.: URL: http://www.mma.ru/education/student/oath/.См.: История медицины и хирургии.
М., 2010. URL:http://vmede.org/sait/?id=Istorija_mediciny_mirskii_2010&menu=Istorija_mediciny_mirskii_2010&page=3 – Гл. 2.9Подробнее об этом см.: Хубулава Г. Г. Взаимоотношения врача и пациента: культорологический подход. СПб.,2016.812Коммуникация врача и пациента может быть значительно отягощена различиями в религиозных убеждениях как одного, так и другого. Впрочем, каждый изних должен иметь мужество и мудрость не ставить букву выше духа.
Идеи рождения, болезни, смерти и посмертного бытия занимают особое место в религиозном сознании каждого верующего. Возможно, поэтому первые госпитали, родильные дома и хосписы создавались и курировались верующими врачами и членами монашеских орденов.Уже в XVIII—XIX веках медицина из узкоспециальной науки о болезнях иих излечении трансформируется в гуманитарную дисциплину.
Помимо механистических идеи Ламетри, картезианской «материализации» души (то есть отождествления души и разума), а также идей витализма, подобной трансформациивесьма способствовали учения представителей классической немецкой философии. Так, вопросы медицины венчают натурфилософию Гегеля. Он рассматриваетэти проблемы в конце последнего раздела «Философии природы», названного Гегелем «Органической физикой». В частности, он говорит: «Здоровье есть пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием, есть такое состояние, когда все органы являются текучими во всеобщем <…> в понятие болезни входит диспропорция между его бытием и его самостью, а не диспропорциямежду факторами, которые распались бы внутри организма».10 Следует отметить,что попытки определения понятий «здоровье», «болезнь», «исцеление», которыебыли предприняты Гегелем, несмотря на свою специфическую форму, а порой иочевидную несогласованность с общепринятыми положениями медицины, неутратили своего значения и в наше время в силу важного обстоятельства: дело втом, что ясных и отчетливых определений этих понятий не существует и по сейдень.
Они остаются спорными, как с точки зрения теоретической медицины, так ис точки зрения философии. Вот почему они не могут быть отброшены, а должны10Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1975. Т.2, с. 558.13быть преодолены дальнейшими усилиями по выработке сущностных определенийданных понятий.В конце XIX — начале XX века с появлением психоанализа и категориипсихосоматических заболеваний в медицину (в основном благодаря таким понятиям как «сверх-Я», «архетип» и «бессознательное») впервые со времен раннегоэллинизма возвращается непосредственная связь с мифологией.
Теории, повествующие о том, что понятия болезни, здоровья и исцеления являются не простоследствием эволюции медицины, но и производным цивилизации и культурынаходят продолжение в трудах Ж. Лакана,11 П. Рикера,12 Ж. Делеза,13 М. Фуко,14Ю. Хабермаса15 и других философов. Несмотря на это, современная философскаяантропология уделяет слишком малое внимание таким факторам формированияпредставлений о взаимоотношениях врача и пациента, как, например, классическая литература. Следовало бы также отметить часть Писаний и приданий авраамической традиции, в которых аллегорически отражена идея трансплантациисердца (например, в библейской книге пророка Исайи, Сунне, Хадисе, житиях Св.Катерины Сиенской и Св. Маргариты).
Также вниманием обделяется анализ влияния этих источников на этическую и антропологическую составляющую трансплантологии и феномена донорства.В современной философской антропологии и философии культуры имеетсяряд работ, на которые мы вправе опереться в исследовании вопроса взаимоотношений врача и пациента. Среди отечественных исследователей, занимавшихсяинтересующей нас проблемой, необходимо выделить следующих: Курашова В.И.,16 Маркова Б. В.,17 Силуянову И. В.,18 Зильбера А.
П.,19 Семину Т. В.,20 Юдина11Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию «Я». URL: http://lacan.narod.ru/ind_lak/lac_r6.htm.Рикер П. Справедливое. М., 2005.13Делез Ж. Критика и клиника. СПб., 2002; Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007.14Фуко М. Рождение клиники. М., 2011.; Фуко М. Психическая болезнь и личность.
СПб., 2009.15Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М.,2002.16Курашов В.И. История и философия медицины в контексте проблем антропологии. М., 2012.17Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.18Силуянова И.В. Антропология болезни. М., 2011.1214Б. Г.,21 архиепископа Луку,22 Власову О. А., 23 Погоняйло А. Г.,24 Подорогу В. А.,25Голик Н. В., Шора Ю. М.,26 Дорофеева Д. Ю,27 Кругловой Л. К.,28 Грякалова А. А.,Грякалова Н. А,29 а также работы акад.
Софронова Г. А и Микиртичан Г.Л.Наряду с ними следует отметить зарубежных исследователей, как: Дж. Роум,30 Э. Юнгер,31 Ж.-К. Ларше,32 Л. Бито,33 М. Перло-Понти,34 Н. Хомский,35 П.Ватсон,36 а также некоторых других авторов.В обозначенных работах исследуются исторический, этический, экономический и социально-правовой аспекты коммуникации врача и пациента, впрочем,проблема коммуникации в их изложении лишь косвенно касается важных для наспонятий «ценности человеческой жизни» и тройственного союза врача — болезни— пациента.Методологическую основу исследования составляет философская аналитика трансформации фигур врача и пациента в истории культуры.
В качестве вспомогательных использованы методы теории коммуникации, конфликтологии, фи19Зильбер А.П. Трактат об эйтаназии. Петрозаводск, 1998; Этюды критической медицины. Петрозаводск, 2006;Этюды медицинского права и этики. Петрозаводск, 2008.20Семина Т.В. Социально-юридический конфликт врача и пациента в обществе. М., 2015.21Юдин Б.Г. Введение в биоэтику. М., 1998.22Войно-Ясенецкий В.Ф. Исповедую хирургию. Проповеди врачу. (1933-1937). М., 2000.23Власова О. А.
Рональд Лэйнг: между философией и психиатрией. М., 2012.24Погоняйло А. Г. Философия заводной игрушки, или Апология механицизма. СПб., 1998.25Подорога В. А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М., 1995.26Голик Н. В., Шор Ю. М. К дискуссиям о феномене «культура»: культура как переживание. // Вестник Ленинградского государственного университета им.
А. С. Пушкина. 2015.Т. 2. №1. С. 205—214; Шор Ю. М. Некоторые проблемы специфики российской гуманитарной культурологии // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2008. Т. 181. С. 258—26227Дорофеев Д. Ю. Личность и коммуникация. Антропология устного и письменного слова в античной культуре.СПб. 2015; Дорофеев Д. Ю. Суверенный герой в русской литературе XIX века: философско-антропологический анализ // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина.
2008. №4 (17). С. 127—135.28Круглова Л. К. Человек как проблема философии, философии культуры и культурологии // Человек, культура,образование. 2015. №2. С.33—52.29Грякалов А. А., Грякалов Н. А. Образование в глобальном мире: ценностные константы и транспедагогика // Философия образования. 2013. №2(47). С.63—72.30Роум Джеффри. Клиника Мэйо о хронической боли.
М., 2007.31Юнгер Э. О боли. URL: http://pustoshit.com/08/junger.html.32Ларше Ж.-К. Бог не хочет страдания людей. М., 2014.33Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь — благая смерть. М., 1006.34Мерло-Понти М. Око и дух. М., 1992; Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб., 1999.35Chomsky N.
Deterring Democracy. London, 2006.36Watson P. The German Genius. London, 2010.15лософской антропологии, культурологии. Параграфы, посвященные материалу изистории медицины, дополнены реконструкцией философских, антропологическихи культурных предпосылок, которые определяют трансформацию образов врача ипациента, а также понятий здоровья и болезни, нормы и патологии.В качестве источников привлечена как специальная, так и художественнаялитература. Художественный опыт позволяет взглянуть на проблему взаимоотношений врача и пациента как на литературное и общекультурное явление с позиции третьего лица (автора), который может быть как пациентом (Н.
Гоголь «Записки сумасшедшего», М. Гаршин «Красный цветок») так и врачом (А. Чехов«Черный монах»). Кроме того, опыт художественного осмысления существованияврача, болезни и пациента позволяет читателю осознать, пережить и переосмыслить отношение к собственной профессии, недугу, к страдающим этим недугом,пересмотреть личное отношение к здоровью и болезни и к данным явлениям вообще.Объект исследования: природа и структурное содержание коммуникацииврача и пациента в рамках парадигмы: врач — болезнь — пациент.Предмет исследования: философско-антропологические и социокультурные предпосылки формирования образов врача и больного в европейской культуре.Цельисследованиязаключаетсявраскрытиифилософско-антропологических и культурно-исторических предпосылок отношений врача ибольного, в обосновании концепта ценности человеческой жизни как основногопонятия, определяющего природу взаимоотношений врача и пациента.Философско-антропологический аспект исследуемой проблемы состоит втом, что, являясь межличностной, коммуникация врача и пациента зависит нетолько от компетентности врача, уровня развития медицины, характера заболевания и обстоятельств болезни, но и от уровня личной культуры врача и пациента,16их собственных убеждений, от социального контекста взаимоотношений и дажеот социально-политической ситуации.Для ответа на вопрос о том, как определяется концепт ценности человеческой жизни в его физическом, социальном и личностном аспекте, мы ставим перед собой следующие задачи:1.раскрыть концепт ценности человеческой жизни и его влияниена образ и работу врача в связи с феноменами болезни и здоровья, ответственности, долга, религиозного чувства, врачебной ошибки, эйтаназии,конфликта между врачом и пациентом;2.описать феномен боли в связи с процессом коммуникации и ав-токоммуникации врача и пациента;3.проанализировать этический и экзистенциальный аспекты эро-тических желаний больных и инвалидов;4.проанализировать образы безумия на примере произведенийклассической русской литературы и сравнить их с медицинскими характеристиками;5.раскрыть медицинский, философско-антропологический, куль-турологический, этический и теологический аспекты трансплантации и эвтаназии.Научная новизна исследования состоит в том, что:- осуществлена интеграция философско-антропологического, этического икультурологического подходов к анализу взаимоотношений врача и пациента;- предложена новая концептуализация феноменов здоровья и болезни, жизни и смерти, опирающаяся на осмысление современной медицинской практики,достижений фармакологии и трансплантации;17- уточнены такие понятия современной медицинской этики, как врачебнаяошибка, трансплантация, эйтаназия;- скорректирована дискуссия гуманизма и трансгуманизма, затрагивающаявопрос о возможности искусственного создания идеального человека, не знакомого с генетическими и иными патологиями;- установлены границы субъектно-объектного анализа и предложена трехчленная модель коммуникации.