Диссертация (Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента), страница 2

PDF-файл Диссертация (Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента), страница 2 Философия (47779): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента) - PDF, страница 2 (47779) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента". PDF-файл из архива "Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 2 страницы из PDF

Напротив, судя по количеству обращений всуд, уровень конфликтности возрастает. Конфликтология, профессиональная этика, юриспруденция безусловно вносят свой вклад в пацификацию. Этот вкладследует дополнить и философско-антропологической концептуализацией опытатрадиционной медицины, а также исследованием взаимосвязей между философией и медициной в истории европейской культуры.Медицинская антропология является междисциплинарной областью знанийо социокультурных аспектах здоровья и болезни. Философским основанием клинической медицины оказывается так называемая «философия врачевания», иначе1Кьеркегор С.

Страх и трепет. М., 1993. С. 16.7говоря, теория постановки диагноза, лечения, реабилитации и так далее, которуюспециалисты выстраивают в соответствии с пониманием сущности человека каксущества, объединяющего в своей природе психический, биологический и социальный аспекты. Философская теория ценностей (аксиология) представляет собойфилософский фундамент медицинской этики, деонтологии, клинической практики. Вооруженный системным методом, современный врач всегда должен помнить, что на больничной койке лежит не организм, а человек: врач в данном случае обязан учитывать не только состояние его тела, но и психические, личностныеи индивидуальные характеристики. То же самое можно сказать и о проблеме постановки диагноза, включающего анализ гносеологических проблем диагностики,исследование субъективных и объективных причин диагностических ошибок,учет социальной и культурной причин, которые могли спровоцировать болезнь.Без постоянной опоры на философскую доктрину, которая есть общая методология науки (исследования по философской антропологии, философии сознания, проблемам когнитивных практик и тому подобного), практически невозможно создать единую стройную теоретическую базу современной медицины из многообразия разрозненных эмпирических фактов.Границы философско-антропологических исследований постоянно расширяются.

Ученые говорят о неоантропологии как современной философской дисциплине научного знания. Так, американский антрополог Клайд Клакхон предлагает многоуровневую модель человека, включающую в себя комплекс биологических, психологических, социологических и лингвистических знаний. Антропология, с его точки зрения — это зеркало, смотрясь в которое человек способен увидеть самого себя.2 Современными исследователями принято рассматривать дисциплину философской антропологии в двух ракурсах.

С наиболее общей точкизрения философская антропология представляется комплексом, который включаетв себя все аспекты учения о человеке: его происхождение, природу и сущность,2См. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. - СПб: Евразия, 1998.8познавательную и практическую деятельность в системе бытия, пространственновременное существование.

В более узком смысле философская антропология рассматривается как интегративное учение. Интегративная антропология3 рассматривает самые разнообразные связи человека с географической, природной, биологической и социальной средой, весь комплекс психобиологических наук, в томчисле биомедицинскую антропологию на стыке с профилактической медициной,клиническую, педагогическую, спортивную и другие отраслевые антропологии,включая комплекс социокультурных наук.

Следовательно, осью внимания антропологического философствования является человек в конкретной ситуации — исторической, социальной, экзистенциальной, психологической.На медицинский дискурс идеи философской антропологии оказывают непосредственное влияние в исследованиях различных фаз онтогенеза человека и, следовательно, анализе его физического и психического состояния. Философская антропология способствует переходу медицины от традиционной патерналистскоймодели к новой модели «информированного партнерства» врача и пациента.4Врачи, психологи, физиологи все чаще обращаются к теоретическим положениями методам исследований как интегративной философской, так и медицинской антропологии.Степень разработанности проблемы. В современной европейской традиции проблема коммуникации врача и пациента описывается двумя уже признанными классическими концепциями.

Одна из них восходит к психоаналитическомуучению, которое считает, что коммуникация врача и пациента складывается в соответствии с моделью отношений родителя и ребенка. Пациент, который испытывает нужду, воспринимает врача как ответственную личность родителя, свое альтер-эго, которому больной, выздоровев, обязан соответствовать. Вот откуда, с3См., напр.: Резник Ю.М.

Предметные ракурсы современной антропологии: на пути к интеграции наук о человеке.// Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Философия, социология, культурология,социальная работа. - № 4 / 2010. – с. 93 – 102.4Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. URL:http://www.orthomed.ru/archive/KBE/Textbook/sil1/chap23.htm9точки зрения, например, Ж. Лакана, берет свой исток не столько проблема Другого, сколько проблема «отданности» и вместе с тем недоверия врачу со стороныбольного. Последний склонен перекладывать на обладающего знаниями врачазаботу о своем здоровье, но он же испытывает страх перед медицинским знаниеми той властью, которой обладает врач, но не столько над болезнью, сколько надличностью беззащитного пациента.Противоположная концепция, связанная с именем М.

Фуко, провозглашает«смерть психоанализа» как метода и научной дисциплины. Безграничная властьврача превращает его заботу о пациенте в модель взаимоотношений «надзирателя-заключенного». Пациент оказывается заложником как своего недуга, так и системы здравоохранения, которая воспринимает его не как личность с индивидуальными потребностями и уникальным жизненным опытом, а как «случай изпрактики», пригодный для изучения как лабораторного объекта и совершенствования собственных навыков врача.

Такое положение дел, в частности, имеет место при обращении к технологически и экономически обусловленным средствамдиагностики, фармакологии и терапии.5Также оригинальный взгляд на проблему взаимоотношений врача и пациента предложил Клаус Дернер.6 Согласно его подходу, деятельность врача можетбыть оценена с точки зрения самого врача, профессионального сообщества, к которому он принадлежит, пациента и коммерциализированного общества, от которого зависит как врач, так и пациент.

По мнению Дернера, главнейшая задачаврача заключается в том, чтобы выйти из-под влияния каких бы то ни было оценок и исполнять свой долг вне зависимости от них. Необходимо отметить, что дляэтого не в последнюю очередь врач и пациент должны пройти так называемую«стадию зеркала» — каждый из них должен уметь видеть себя глазами Другого.Необходимой составляющей излечения и его основой должна стать готовность56См.: Фуко М. Рождение клиники. М., 2010.Дернер К. Хороший врач. Учебник основной позиции врача. СПб., 2006.10выйти за пределы собственного «Я», воспринять проблемы Другого не на уровнесентиментального сочувствия, а с глубоким осознанием факта совместного сосуществования, со-бытия собственного «Я» и Другого в едином социальноприродном континууме.На основании сказанного очевидно, что для преодоления этой бинарной оппозиции необходимо применить к феномену врача и пациента философскоантропологический подход, проанализировав их коммуникацию с точки зренияценности человеческой жизни.

Необходимо прежде всего иметь в виду, что врач ибольной не являются натуральными целостностями, которые возникают в ходелечения. Сама болезнь, ее участники и институты представляются отчасти объективными, отчасти субъективными. В многоплановом дискурсе отношений врача ипациента переплетены теоретические, технологические, социокультурные параметры. Их философско-антропологическая аналитика и концептуализация и представляют собой основную задачу диссертационного исследования.Традиционно проблема коммуникации врача и пациента принято рассматривать на примере следующих коммуникативных моделей: патерналисткой, партнерской и механистической.

Первая предполагает «отданность» пациента в рукиврача и безусловное доверие к его знаниям и навыкам; вторая оставляет за пациентом право личного выбора при исполнении рекомендаций врача и подразумевает сотрудничество между врачом и пациентом в их общем деле — борьбе с болезнью. В механистической коммуникативной модели пациент рассматривается в качестве биомеханизма, а врач — в качестве механика, который устраняет поломку.При этом ясно, что ни одна из описанных моделей не является универсальной.Затрагивая историко-культурный аспект исследуемой проблемы, нелишнимбудет напомнить несколько примеров реконструкции специфики античной исредневековой медицины.

Прежде всего, мы имеем в виду клятву Гиппократа, которую по-прежнему приносят современные врачи. Даже формально воспринимая11ее слова,7 нельзя не отметить, что в ней врач характеризуется не как обладательособого умения, и тем более не как человек, владеющий своим ремеслом, но какжрец науки и искусства врачевания, объединяющий и подчиняющий идее спасения человека все известные искусства и науки. Кодекс древнего врачевателя, да исовременного врача, понятый буквально, призывает стремиться не просто к высотам знания и нравственному подвигу, но к осознанию собственного дела в качестве миссии и служения, а не просто работы или образа жизни.Период средневековья в историко-культурном контексте взаимоотношенийврача и пациента отмечен превращением гостеприимных домов паломников в Палестине в места оказания медицинской помощи с особыми пространствами дляраненых и инфекционных больных, иначе говоря, созданием первых госпиталей.Считается, что истоком больничных пространств Западной Европы являютсяримские валетудинарии, организованные для лечения больных и раненых римских легионеров, а также византийские ксенодохии, то есть приюты для путешественников, бедных и больных.8 Вместе с тем период крестовых походов обогатилсредневековую медицину знаниями арабских медиков в области анатомии, хирургии (в частности, военно-полевой хирургии), а также анестезии и антисептики.Восприятие религиозного опыта обращения с болезнью и смертью включаетв себя не только идею греха, исповеди и покаяния.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
427
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее