Диссертация (Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента". PDF-файл из архива "Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
Пусть даже «верующие надеются, что если святой будет сними, будет изображен в их церквах, то он притянет к себе блуждающие стрелычумы – и они поразят его, а не всех остальных». Не сами верующие предлагают84См. подробнее: Хурцилава О.Г., Хубулава Г.Г. Пациент, болезнь, врач — некоторые историко-философские аспекты. // Вестник Северо-Западного Медицинского университета им.
И.И. Мечникова. 2014. Т.6. №4. С. 75—79.85Жирар Р. Козел отпущения. СПб., 2010. С. 102—103.47«святого Себастьяна чуме как самую предпочтительную мишень»86. Это святойВолей Бога, и, подражая Христу, он предоставляет страданиям самого себя. Вотпочему святого Себастьяна и почитают покровителем. В самом деле, никто нетребует, чтобы врач ставил опыты на себе самом, а другой человек постоянно носил при себе карточку донора. Далек, в-третьих, только такого элемента образаСебастьяна, как стрелы, его пронзающие, для сопоставления с Аполлоном явнонедостаточно. Не следовало бы тогда, руководствуясь схожестью атрибутов, разместить в одном ряду с тем, кто сгубивший войско ахейцев, и опытную в искусстве метания стрел Артемиду, сестру Аполлона?Фридрих Ницше в своем творчестве иллюстрирует альтернативу христианской любви к ближнему и обосновываемой им любви к дальнему также обращаясь к фигуре врача. Медик, который перевязывает рану или заставляет хромогосилой опереться на не выздоровевшую ногу, зачастую безжалостен, но такая причиняющая больному страдания жестокость свидетельствует о любви врача к томуновому, вылечившемуся, дальнему, которого врач уже представляет перед собоюв своем сознании.
Ницше, кстати говоря, поступает во многом именно как врач,когда утверждает, что человек всю свою жизнь болен несозревшим разумом. Так,из-за «незрелости разума» каждый человек «претерпевает лишения» (тем самымстановится пациентом). Но излечиться от этой болезни, следуя логике Ницше,может только сам больной, который руководствуется презрением к мнению слабых и собственной волей. Показательна в этом отношении его высказывание в работе «Антихристианин»: «Нет ничего более нездорового среди нашей нездоровойсовременности, как христианское сострадание.
Здесь быть врачом, здесь бытьнеумолимым, здесь действовать ножом, — это надлежит нам, это наш род любвик человеку, с которой живем мы — философы, мы — гипербореи!..»87 Болезнь,неудобство и боль постепенно и неизбежно доминируют в его мыслях, идях, поступках. Кажется, что они заместили собой все, что представляло для больного8687Там же, с. 103.Ницше Ф. Антихристианин.
/ Сочинения в 2-х томах. М., 1990. Т. 2, с. 636.48привычное окружение, мир привычных ценностей. Двойственность природы болезни и природы человека, их трудноразрешимое противоречие рассматриваетсялишь в контексте идеи борьбы с болезнью, но вовсе не как непростая совместнаяборьба врача и больного за возвращение последнему самоуважения и ущемленного чувства собственного достоинства.«Какими бы ни были изыски современной медицины, ее технические возможности, человек всегда будет ждать, и верить врачу, который сумеет выслушать, одобрить, проявить сострадание»88, — не уставал напоминать медикам ещеА. де Сент-Экзюпери.
А в современном медицинском учебнике мы встречаемслова сожаления его автора о том, что «неуклонно увеличивается отчуждениеврача от больного; сокращаются психологический контакт между пациентом имедицинским работником; размышления врача у постели больного; теряется индивидуальный подход к лечению конкретного человека»89.
Помощь пациенту —это взаимный и подчас болезненный процесс, который связан не только с преодолением предрассудков как со стороны врача, так и со стороны пациента. Здесьречь идет о «освобождении» самого врача, терзаемого страданиями больного.Удивительно, но исцеление или облегчение страданий не означает, что пациент,предвзято оценивающего его работу или скованного страхом и недоверием, будетиспытывать безусловную благодарность к своему лечащему врачу.Как бы мы не интерпретировали эту триаду: пациент, болезнь, врач, какойоблик она бы не принимала — будет ли это шкура шаманского наряда, убогиеодежды святого, языческий идол, маска чумного доктора или современный белыйхалат — в любом случае необходимо помнить, что когда мы обращаемся к врачу,мы вступаем в длительное сражение за самих себя. Победа в этой битве во многомзависит от нас лично, от нашего умения слушать, доверять, от желания излечитьсяи способности быть благодарными хотя бы за стремление оказать нам помощь.8889Сент-Экзюпери А.
Сочинения. М., 1997. С. 74.Курашов В.И. История и философия медицины в контексте проблем антропологии. М., 2012. С. 949Важно иметь в виду, что «пациент – не усредненная единица, а живой организм,личность со своими индивидуальными особенностями».902.1.2. Болезнь как субъективная реальностьКаждый живой организм способен «болеть», но только люди склонны видеть в переносимых ими болезнях символическую составляющую. Причины исимволический смысл заболеваний человек зачастую находит в личном пространстве, выражая свое состояние словами вроде: «У меня за тебя болит душа», «С тобой одна головная боль». Верующий (вне зависимости от конфессии) видит в болезни кару, урок или испытание веры.
Такое состояние удачно, на наш взгляд,выражается следующими словами: «Дать точное эмпирическое определение понятию “здоровье” невозможно, хотя бы потому, что нет полностью здоровых людей. Более-менее эмпирическое определение можно дать только самоощущениюздоровья».91Профессор Б. В. Марков92 отмечает, что объективизация и тематизациякультурологической проблематики с точки зрения понятий болезни и здоровьяоказывается одной из основных проблем, в том числе и в творчестве Ницше. Помнению Маркова ницшеанская «воля к власти» есть, по сути, воля к здоровью.Ницше упоминает о прозрении от маниакального желания юности познать и обрести все и сразу, сравнивая это желание с неутолимым голодом и жаждой вме-90Зильбер А.П.
Этюды критической медицины. Петрозаводск, 2006. С. 43.Курашов В.И. История и философия медицины в контексте проблем антропологии. С. 207.92Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб., 2005.9150стить бытие: «Я понял однажды, какие яства я вкушал, и к чему соблазняли меняголод и жажда, буйствующие в моей душе.
Это было летом 1876 г. Рассвирепев отярости, оттолкнул я тогда от себя все столы».93 Увы, и опьянение жизнью иотрезвление от нее оказалось симптомами опасной душевной и духовной болезни— экзистенциального пессимизма. Недуга, от которого Ницше так и не смогнайти способ исцелиться, опять и опять играя в здоровое существование, мужественно и отчаянно симулируя здоровье: «По существу, некая птичья свобода иптичья перспектива, нечто вроде любопытства и презрения одновременно, как этоизвестно каждому, кто безучастно осматривает какую-либо чудовищную всячину,— таковым было наконец достигнутое новое состояние, которое мне пришлосьдолго выносить»94. Отстраненность от болезни, от собственного нездоровья, избранная философом в качестве тактики и стратегии повседневности, не ограничивается одним терпением.
Им подвергается сомнению сама оппозиция здоровья иболезни, поскольку Ницше полагал, что исцеление не есть возвращение к некоей«до-болезненной» отправной точке, но полное преображение исцелившегося. Если и когда такой метаморфозы не происходит, это означает, по Ницше, что, привсем внешнем здоровье, выздоровления не произошло. Здоровый человек – непросто человек, расставшийся с болезнью, но и с прежним самим собой.Б. В.
Марков справедливо отмечает, что то, что в истории или в жизни оказывается необходимым, философии может даже навредить, а грезы о здоровье таки остаются грезами. Невозможно снова стать беззаботным ребенком, и подобнотому, как взрослый человек не способен вернуться в детство, так и больной не всилах снова обрести здоровье: «Этому мешает “злая мудрость”, которая тоже болезненна, и от мизантропии ее может удержать только сильная воля, воля к выздоровлению».
95 Однако, если выздоровление невозможно, есть рецепт того, какже примириться с болезнью и одновременно не подвергнуться ресентименту?93Ницше Ф. Сочинения в 2-ч томах. Т. 1, с. 792.Там же, с. 793.95Марков Б. В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. С. 200.94512.1.3. Медицина как наука о духеМедицина как наука, к сожалению, не осознает порой того, что она такжеверит в то, что возможно раз навсегда победить болезни. Такие дисциплины, какпсихология (механицизм, бихевиоризм), социология (интеракционизм) и культурология едва ли способствуют ей в этом.