Диссертация (Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента". PDF-файл из архива "Философско-антропологический анализ коммуникации врача и пациента", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиХубулава Григорий ГеннадьевичФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗКОММУНИКАЦИИ ВРАЧА И ПАЦИЕНТАСпециальность 09.00.13 –философская антропология, философия культурыДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степени доктора философских наукНаучный консультант:д.ф.н., проф. Марков Б.В.Санкт-Петербург20162ОглавлениеВведение ................................................................................................................................................................
4Глава 1. Ценность жизни как вопрос антигуманизма. Состояние проблемы ................................................ 21Глава 2. Врач ........................................................................................................................................................ 352.1.Образ врача и больного ............................................................................................................................ 352.1.1 Образ больного в истории культуры.................................................................................................
352.1.1. Образ врача ........................................................................................................................................ 392.1.2. Болезнь как субъективная реальность ............................................................................................ 492.1.3. Медицина как наука о духе .............................................................................................................. 512.2.
Норма и патология ................................................................................................................................... 562.3. Культура гуманистического патронажа .................................................................................................. 582.4.
Конфликт между пациентом и врачом ................................................................................................... 632.5. К вопросу об этико-философском аспекте ............................................................................................. 84понятия «врачебная ошибка» ........................................................................................................................ 842.6.
Принцип механицизма в медицине ....................................................................................................... 952.7. Этапы духовной эволюции врача (на примере Н.И. Пирогова).......................................................... 104Глава 3. Болезнь.................................................................................................................................................
1143.1. Болезнь и здоровье ................................................................................................................................ 1143.2. Болезнь и гендер .................................................................................................................................... 1233.3. Феномен безумия в русской литературе .............................................................................................. 129Глава 4. Пациент ................................................................................................................................................
1554.1. Лицо и Личность: онтологический аспект ............................................................................................ 1554.2. Ребенок как воспитанник и пациент в аспекте конфликта ................................................................. 1744.3. Инвалидность. Субъективный опыт ......................................................................................................
1774.4. Благодать желания в мироощущении больного ................................................................................. 1894.5. Нагота в зеркале мира............................................................................................................................ 2004.6. Религиозно-этический аспект трансплантации ................................................................................... 2124.7. Этические аспекты «живого» донорства ..............................................................................................
22534.8. Боль как переживание ........................................................................................................................... 2344.9. Проблема эйтаназии в светской и христианской этике ...................................................................... 248Заключение ........................................................................................................................................................ 275Список литературы: ........................................................................................................................................... 280Приложение.
Иллюстрации к тексту ................................................................................................................ 3074ВведениеАктуальность темы исследования. Феномен взаимоотношений врача ипациента не может быть ограничен только этическим аспектом.
Медицинскаядеонтология (биоэтика) занимается исследованием частных случаев из врачебнойпрактики, в которой возникают вопросы об ответственности врача за принятое имрешение. Также актуальной является философско-антропологическая составляющая этих взаимоотношений. С точки зрения философской антропологии врач ипациент оказываются участниками коммуникации в поле единого медикоисторического и социокультурного дискурса. Интерсубъективный характер коммуникации врача и пациента дает возможность осмыслить границы традиционнойсубъект-объектной парадигмы и предложить субъект-субъектную модель их взаимоотношений.В диссертационном исследовании предпринимается попытка преодолениясубъект-объектного подхода к таким феноменам, как врач, болезнь и пациент посредством введения в исследование онтологической и экзистенциальной константы ценности жизни человека, в равной степени соотносимой как с образом врача,так и с образом пациента.
Врач и пациент, не теряя присущей им универсальнойспецификации, становятся не только субъектами медицинско-этических взаимоотношений, но и людьми, которые находятся в едином социокультурном пространстве.Антропологически ориентированное изучение феномена взаимного общения пациента и врача, рассмотренное сквозь призму феномена болезни, переводитвопрос о человеке в особую медицинскую и культурантропологическую плоскость болезни, нормы и исцеления. В качестве аксиоматического мы можем при-5нять как утверждение о том, что быть человеком — значит болеть, так и утверждение о том, что быть человеком — значит тяготеть к исцелению.
И в том, и вдругом случае речь идет о перемене в сущности человека. Болезнь предполагаетрасщепление нашего сознания на «до» и «после», что является причиной имманентного конфликта, ведущего к утрате целостности человеческой природы. Исцеление предполагает возвращение такой целостности, возвращение к себе, к тому, кем человек был или кем он должен быть.Болезнь как конфликт обладает не только внутренней природой.
При различных обстоятельствах возможно столкновение больного с неприятием его«здоровым» обществом. Выздоровление как избавление от болезни не всегдатождественно исцелению, так как травма, нанесенная болезнью, нередко оставляет след в сознании человека и после того, как он выздоровел. Ценность антропологического подхода к исследованию феномена коммуникации врача и пациентасостоит в том, что такого рода подход рассматривает врача не просто в качествепомощника и посредника пациента в деле исцеления, но личности, человека, который также способен болеть и ошибаться.
Применение антропологического подхода в свою очередь дает врачу возможность увидеть в пациенте, прежде всего,личность и только потом — сложный случай из практики.Отношения пациента и врача — это всегда отношения власть имущего иподчиненного. Врач обладает властью. В этом источник «страха и трепета» (говоря языком С. Кьеркегора), которые испытывает пациент.
Одной из начальных позиций исследования является экзистенциальный корень такой власти. Бог говоритМоисею: «Число дней твоих сделаю полным» (Исх. 23:26). Пациент в свою очередь склонен воспринимать врача как человека, которому известно число егодней. Врач в силах, с точки зрения пациента, это число продлить или сократить.6Один из столпов, на котором основывается наш «страх и трепет», по мнениюКьеркегора — «беспамятство в час нашего рождения и незнание часа смерти».1Существует вопрос, который остается центральным и почти не затронутымв жизни врача.
В условиях военного времени среди множества раненых помощьоказывается тем, кто способен продолжить нести службу. Как этот отбор осуществляется в мирное время? Из нескончаемого потока больных, поделенного навремя и количество коек, врач порой должен выбирать лишь одного. Он встаетперед проблемой этического выбора, который можно было бы сопоставить с искусственным отбором. Кроме того, врач не всегда способен предсказать последствия даже обычной повседневной манипуляции. Вот почему возлагая на себя ответственность за чужую жизнь, врач становится ответственным также и за смертьбольного.Вопрос взаимоотношений между врачом и пациентом выходит за рамкитолько медицины. Опираясь на антропологические, онтологические, этические ирелигиозно-этические категории, взаимоотношения врача и пациента следует выстраивать с учетом «ценности жизни». Это последнее понятие рассматриваетсянами сквозь призму опыта со-субъективной коммуникации врача и пациента.Удивительно, но успехи современной медицины как науки не сделали отношенияврача и больного мягче и гуманнее.