Диссертация (Типологический модус целостности онтолого-культурологический анализ), страница 5

PDF-файл Диссертация (Типологический модус целостности онтолого-культурологический анализ), страница 5 Философия (47777): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Типологический модус целостности онтолого-культурологический анализ) - PDF, страница 5 (47777) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Типологический модус целостности онтолого-культурологический анализ". PDF-файл из архива "Типологический модус целостности онтолого-культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Герда. Вып. 7. СПб., 2008. С. 332.22более живому (приземленному) пониманию Единого, делая различия междучастями и аспектами единого, уделяя внимание определениям, дедукции,классификациям. Так, Прокл показывает не только многое как одно, но иодно как многое 18. Именно Прокл поставил вопрос о динамике эйдоса,который ранее воспринимался как неподвижный. В эпоху эллинизмагностики вырабатывают понятие «плирома», призванное выразить идеюполноты божественного бытия и представляющее собой совокупностьнебесных духовных сущностей, что в дальнейшем будет воспринято иразвито нарождающимся христианством.

В целом на излете античной мыслицелостность уже не воспринимается как самодостаточность, без допущенияналичия некоего сверхсущего определяющего все.Исторический анализ позволяет отметить особенности понимания рядапонятий, характеризующих качественные, целостные образования. Так, еслипонятие«целостность»вклассическойантичностипонималоськаксвоеобразное выражение синкретичности мира, то единое неоплатоников,изначально присутствовавшее в характеристике целостности, стало современемприобретатьзвучание«составности»,«согласованности»образующих его частей, обретая некую «заземленность». Не случайно А.Ф.Лосев,характеризуянеоплатонизм,отмечал:«Неоплатонизмкакидеалистическая философская система сводился к учению об иерархическомстроениибытияиконструированиюегоступеней,последовательновозникающих путем постепенного ослабления первой высшей ступени»19.Поздняя античность демонстрирует нам своеобразное преломлениепонятия целостности.

Если в представлениях раннего и классическогопериодов философии целостность связывалась с неделимостью, чем-тозаконченным и совершенным, то неоплатонизм демонстрирует пониманиеградуированности целостности, которая уже не предстает монолитом.Целостность становится ступенчатой, к ней можно «приближаться». В свете18 Прокл. Первоосновытеологии.

Тбилиси, 1972.19 Лосев А.Ф. Неоплатонизм// Философская энциклопедия: в 5 т. Т. 4. М., 1960. С. 45.23сказанного можно отметить позицию Филона Александрийского. В отличиеот предшествующих мыслителей,допускавшегорасчлененияв первуюцелостности,очередь Парменида,Филоннеполагает целостностьсложноструктурированным единством. Целостность для него конструктивна,а качество как таковое оказалось наделенным делимостью20.Отметим также, что в античности мы встречаем особый вариантинтерпретации действительности, наделенный характеристикой целостности.Он состоял в том, что представление о мире (школа элеатов) оказывалосьлишенным динамизма и операциональных свойств, позволяющих объяснятьчувственно воспринимаемую действительность.

По сути, чувственный мирэлеатов был лишен всяких онтологических оснований, что правомерноприводило к его непознаваемости. Противоположное представление (или покрайней мере двойственное) мы встречаем у Демокрита, связывавшегоразвитие и механическое движение21. Атомистическая концепция Демокританаделялаатомыкакматериальными,такиумопостигаемымихарактеристиками. Атомы Демокрита, с одной стороны, были субстратнойосновой мира, с другой, оказывались его смысловой характеристикой.

Такоераздвоениевосмыслениисущностногоначаламирабудетэволюционировать, получать новые «насыщения» и приведет в Новое времяк утверждению приоритета субстратного состояния мира («состоит и з .» ) ,возможности его операционального манипулирования, отринув на времяумозрительную трактовку представлений о сущностном начале.Поискпредставленийоцелостностиинеизменностикакхарактеристиках совершенного становится ведущим в духовных исканияхСредневековья. Исключительное внимание уделялось анализу понятиясубстанции.Этопредставлениембылоосвязаноцелостностискаксодержащимсябожественномвэтомпонятииначале,высшейсамостоятельной сущности, шла ли речь об отдельных вещах или о мире в20Шенк К.

Филон Александрийский: введение в жизнь и творчество. М., 2007.21 Лурье С.Я. Демокрит. Тексты. Перевод. Исследования. Л., 1970.24целом. В философии Средневековья разрабатывалось учение о целостностибытия, соотносимым с характеристикамицелокупности и неизменности,тогда как сущность единичных вещей, рассматривавшаяся как проекциябожественного начала, оказывалась наделенной подвижностью.Сакральный характер средневековой культуры формирует особоевосприятие единого и многого. Двойственность мира, выраженная впротивостоянии мира дольнего и мира горнего, приводит к негативномуотношению к изменчивости и множественности как атрибутам дольнегомира, связанного с обманчивой кажимостью, что и порождало оструюнеобходимость в неизменном, едином, целостном, соотносимом с миромгорним. Уже в раннем христианстве формируется иерархизация мира,связанная с представлением о «небе небес», о запредельной целостностимира, соотносимой с высотой божественного совершенства, ставится вопросо явленности части в целом, об истоках целого.

Указанные проблемы иварианты их разрешения мы находим у неоплатоников, Августина, позднее уБонавентуры,АгриппыНеттесгеймского,святогоИринеяЛионского.Христианское мышление пытается осмыслить мир не сам по себе, но лишьпо его причастности к божественному началу. В связи с этим идея части ицелого становится в средние века способом концептуализации мира, однимиз вариантов которого выступает символизм как основополагающее духовно мировоззренческоеначало.Вуказанныйпериодутверждаетсяпантеистическая идея присутствия целого в каждой из его частей.Иллюстрацией сказанного служил выработанный в христианстве обрядевхаристии, который утверждает, что Бог целиком присутствует не только вхлебе (гостии), но и в его малой крошке, части хлеба.Длясредневековыхмыслителеймирбылнесовокупностьюконкретных сущностей, а иерархией, связанной с богом, проекциями единойбожественной сущности, определившей полноту и целостность мироздания.Не случайно в 1210 году по постановлению парижского собора былаприговорена к сожжению работа Давида Динантского «О частях, то есть о25разделениях», допускавшая, как следует уже из названия, нарушениепредставления о мире как неразъемлемой целостности, определяемойбожественной полнотой.

Положения, сходные с положениями ДавидаДинантского и идущими в разрез с установлениями схоластики мы находимв учении Иоанна Скота Эриугены. Рассмотрение всеобщего у Эриугенысоотносимо с делимостью, возможностью различных проявлений духовногоначала, что и послужило основанием для многочисленных осуждений,которымподвергласьразделенииего22природы»)22.работа«Перифюсеон»(«ОСемантико-символическийприроде»,код«Окультурысредневековья в отношении означаемого и означающего ищет предельныхзначений-абсолютов, соотносимых с неизменностью, а провозглашаемаянеизменностьоказываетсянаполненнойсимволическимизначениями.Учение о символизме было разработано в XII веке Иоахимом Флорским.Примечательно,чтовсесимволыуИоахимасвязаны,пронизаны23 Флорскийзакономерностями, образующими гармоничный, цельный мир23.неукоснительно придерживался максимы Анаксагора «все во всем», полагая,что в каждом проявлении жизненного мира воспроизведен весь мир.Определенное развитие понятие целостности получает в восточнойсредневековойкультуре.Всвоевремясторонникамимышления,пронизанного идеями целостности, были такие мыслители как Ибн-Сина,Бируни,аль-Фараби,еврейскиймыслительМ.Маймонид.Всвоихрассуждениях они основывались на идее пантеизма, полагая тварный мирцелостностью.

Так, предметом философского рассмотрения Фараби явилосьИзначальное, т. е. первое необходимо-сущее, не нуждающееся ни в какихдругих представлениях и характеристиках24. Такого рода сущее, предстаетцелостностью,неявляющейсярезультатомсоставности,егонельзяопределить и отграничить через какие бы то ни было понятия. В арабской22Иоанн Скот Эриугена. Оразделении природы// Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. М., 1969.23Бицилли П.М.

Элементысредневековой культуры. Одесса, 1919.24Фараби. Существо вопросов // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока.М., 1961.26философии XIII века мысли, связанные с представлением о мире каксовершенном творении, мы находим в работах Махмуда аль-Казвини25 .Мыслитель указывал на единство живой и неживой природы и, какследствие, признавал целостность бытия.Период схоластики предоставляет нам своеобразные варианты подходак понятию целостности. Прежде всего это знаменитый спор об универсалиях— преломление вопроса о единичном и общем.

Как известно, универсалиирассматривались как неизменные, вечные формы, образцовые вербальныепрототипымира,отличающиесяпостепениихприближениякбожественному началу. Фома Аквинский — ключевая фигура этого спора,провозглашает значимость общего, которое выступает сущностью бытия, иэто общее, — не что иное, как божественная идея, определяющаясуществование предметностей мира.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
431
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее