Диссертация (Типологический модус целостности онтолого-культурологический анализ), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Типологический модус целостности онтолого-культурологический анализ". PDF-файл из архива "Типологический модус целостности онтолого-культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Так, в древнегреческойфилософии мы встречаем как статичную (пифагорейцы, Парменид), так идинамическую целостности (Гераклит). Главное, что этот ранний этап вразвитии философии утвердил значимость логико-содержательного предела13как условия познания, каких бы предметностей мира он ни касался. Этотпредел, будь то вода Фалеса или Единое Парменида, оказывался способомпостижения и выражения мира в его целокупности. Именно греки заложилиустановку «если вещь познаваема, она должна быть определенной». Умыслителей античности в поисках первоначала мира присутствует исходнаяориентациянаегосинкретизмикаждая«конкретность»и«умопостигаемость» оказывается для них не чем иным как своеобразнойцелостностью,способнойвыступитьбеспрекословнымкритериемсовершенства сущего.Мы видим, что античные мыслители пытаются зафиксировать иопереться на константы, служащие ключом к осмыслению и пониманиюбытия.
Поиск устойчивых состояний мира, фундаментальных структурмироздания, стоящих за хаотичностью и многообразием мира, не мог непривести к осознанию значимости смыслового инварианта, закрепленного втеоретическом понятии5. Все это вело к появлению и последующемуосмыслению универсального понятия, фиксирующего многоликое сущее. Врусле поисков глубинных структур мироздания вырабатываются понятия,стремящиеся выявить идею мирового порядка и вбирающие общностьразличных форм.
Постепенно формируется круг понятий, призванныхвыразить сущностное начало мира: понятия логоса и архэ в древнегреческойфилософии, дао и дхарма в восточных культурах.В древнегреческой философии мы встречаем поиски единства, котороеполагалось не только в смысле тождественности его вещественногопервоначала, но и всеобщей взаимосвязи, упорядоченного космическогоцелого, соотносимого с понятиями «строй», «порядок», «красота». В этомряду понятию «космос» принадлежало одно из ведущих мест, ибо для грековпостижение мира не что иное, как постижение единого и неделимого5 В свете анализируемого нельзя не назвать одну из последних работ К. Поппера «Мир Парменида» [Б.г.],где Поппер отмечал, что уже в античности была заложена установка, указывающая на то, что средствомпознания изменчивого мира выступают инварианты.14космоса, вбирающего все проявления бытия.
Именно гармоничный, вечный инеизменный космос стал основой античного восприятия мира, в соответствиискоторымнужнобыловыработатьпредставлениеоземнойупорядоченности. Для античного человека мир представлялся космическимцелым, наполненным разумной гармонией, а мера и соразмерность —понятия, определившие эту гармонию.
Постепенно начинает формироватьсяидея, что единое дано через многое и это многое обладает различнымипоказателями.Развитиепредставленийобупорядоченностиприродызаставляло выработать принцип, объединяющий в себе как единство, так имногообразие бытия. Выход был обнаружен в понятии количества какединства в многообразии. В древнегреческой атомистике происходитпереход на позиции признания значимости количественных показателей, аконцепция атомистов станет позднее моделью для элементаризма имеханицизма нововременной науки.Анализ древнегреческой философии позволяет отметить постепенноепродвижение от представлений о качественной определенности мира(которыемывстречаем,вчастности,уЭмпедокла)кфиксацииколичественных параметров бытия.
Постепенно изначальное признаниеприоритета качества перемежается с количественными представлениями освойствах мира. «Это был период начала осознания наиболее общего вдействительном мире, отделенном от непосредственного чувственноговосприятия, которое впоследствии сформировалось в понятие числа —обобщенного представления о “количестве”, и множества — обобщенногопредставления о качестве определенной совокупности предметов»6. Поискпринциповорганизациипорядкас неизбежностьювелк усилениюзначимости количественных показателей.
Так, понятие меры, столь значимоедля античных мыслителей, со временем оттеснялось понятием количества,положениями о логико-рациональном устройстве мира,6Попов В.Г. Природа и разум. СПб., 2005. С. 45.приводившими к15мысли о математизированном характере Вселенной, признанию значимостиквантитативных приемов познания 7.В классический период развития греческой философии своеобразноерассмотрение проблемы единства мы находим у Сократа.Объектомисследования Сократ делает мир общих понятий, ищет в мысли сущностное,абсолютное начало.
Огромная заслуга Сократа состояла в открытии импонятия — субстанциальной формы мышления. И если в досократовскойфилософии существовали только общие положения о значимости дляпознания ограничений через предел, то Сократ делает это незыблемымусловием познания.Констатация повторяемости, наличествующей в мире, поиск ееоснований приводили античных мыслителей к признанию значимостинеизменных первосущностей, выражающих эту повторяемость, что вконечномсчетеприводилокэйдетизациимышления,признанию«предзаданности» реального в мире идей.Первым, кто раскрывает проблему эйдетизации мышления, былПлатон, пытавшийся осмыслить познавательный опыт предшественников впоисках «начала всего».
Стремление выявить первооснову, определяющуюматериальный мир и сохраняющую свое постоянство при любых егопреломлениях, находит у него оформление в понятии идеальных сущностей,независимых от хаоса материального мира. Онтология Платона утверждаеттакие нематериальные сущности, как идеи-эйдосы, которые и определяютмир вещей. Общее для Платона есть то вечное бытие, из которого«проистекают» вещи как целостности. Рассматривая позицию Платона, мыдолжны отметить, что именно у него мы встречаем попытку ввестисвоеобразный медиатор между миром идей и миром чувственных вещей.Известно,чтоПлатондопускаетсамостоятельностьсуществованияматематических объектов, по образцам которых создаются чувственные7ЛосевА.Ф.
Диалектика числа у Плотина. М., 1928.16вещи. Их онтологическое «отпечатывание» в материи происходит благодаряналичию геометрической определенности, которая способствует рождению«законченности» вещи и в то же время обладает отстраненностью отчувственного мира.Восновепознаниявсегосущеголежит,поПлатону,опытсамопознания, основывающийся на обращении к глубинам познания, кумопостигаемому миру, отличному от чувственного мира, а цель познания —нахождение знания, соответствующего заложенному в душе, котороепредставляет «слепок» мира идей, лишенных примеси чувственного.Примечательно, что если на начальном этапе своей теории Платон говоритоб идеях как о самотождественных, неделимых и не содержащих различия,то констатация бытия как множественного заставляет выделить различие,противоположность единого и многого, ибо, как полагал предшественникПлатона Парменид, единое, чтобы «быть», должно стать многим.Постижение сущего у Платона делится на два этапа.
Один из них —путькединомукак началу всегоипутьот указанногоначала,характеризующийся попытками перейти к познанию чувственного мира.Познание как природного, так и социального мира немыслимо, по Платону,вне связи с идеально-обобщающим понятием, проявлением которогооказываются предметности реального мира. Тем не менее, это познаниеопирается еще и на своеобразного посредника в виде идеальных сущностей,геометрических форм.
Природные отношения и связи, формирующиеструктуру мира, выступают у Платона как мир отдельных структур, вкотором математика представляет собой учение о соразмерности частейцелого и об их тождестве. В контексте нашего рассмотрения примечателенфакт введения «посредника» между чувственным миром и миром идей. Какмы увидим далее, типологические построения во многом оказываютсяопосредующим звеном между конкретным явлением и его теоретическимосмыслением.
Платон одним из первых выделяет положение о том, чтополновесное познание мира не только невозможно вне опоры на идеальное17понятие, но и затруднено при отсутствии посредника (какую бы форму он нипринимал), содействующего сопряжению чувственного и логического.В контексте анализа проблемы типологии отметим, что в рядедиалогов, таких как «Тимей», «Критон» и особенно «Парменид», идеяизначальной гипостазирующей формы бытия, развитая Платоном, можетбыть проинтерпретирована как своеобразный вариант архетипа, некоейизначальной духовной формы.
Так, в диалоге «Тимей» мы встречаем мысль оедином идеальном прообразе животного, частными проявлениями котороговыступают все животные реального мира. Это положение будет повторено впоследующие века в исследованиях естественнонаучной направленности.Теоретическое наследие Платона демонстрирует, как «умопостигаемое»продуцирует чувственный мир, который порожден, зависим и производен отмира идей. Уже краткий анализ учения Платона позволяет отметить, чтобазовый аппарат его философии тяготеет к идее целостности и влияниеплатонизма будет проявляться как в натурфилософских исследованияхтипологическойнаправленности,такипопыткахметафизическогоосмысления типологической проблематики.Идеи Платона, направленные на выявление скрытых оснований мира,онаходят преломление в учении Аристотеля .