Диссертация (Антропология предела и стратегии формирования субъективности), страница 31
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропология предела и стратегии формирования субъективности". PDF-файл из архива "Антропология предела и стратегии формирования субъективности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 31 страницы из PDF
Вопросы: «где?» и «когда» перед лицом равнодушиядействительного мира вновь становятся важными». Кампер Д. Тело. Насилие. Боль.:Сборник статей / Пер. с нем; сост., общ. ред. и вступ. ст. В.В. Савчука. – СПб.: Изд-во РХГА,2010. С. 53-54.234Gallagher S., Watson S. (eds) Ipseity and alternity: interdisciplinary approaches tointersubjectivity. – Rouen.: Publications de l'Université de Rouen, 2004. P. 7.149общее поле формирования ответственной и утверждающей существованиесубъективности.Принципиальную роль при выходе из социальной изоляции играетсамостоятельное преодоление страха перед неопределѐнным. Становитсяважным изобретение личных стратегий понимания и принятия иного –восстановление внутренней открытостижизненных впечатлений.многообразию и непредсказуемостиПоказательным в этом смысле является опытженщины-аутиста Уильямс, которая вырабатывала («тренировала») целостноепонимание речи другого человека через восприятие передаваемых смыслов вкачестве собственных мыслей (Williams D.
Somebody somewhere).Таким образом, именно с учетом субъективной компоненты феноменасоциальнойизоляциимогутбытьнамеченывозможныестратегииреабилитации и топологически выстраиваемой социализации. Такие стратегииподразумевают комплексный подход: понимание значимости устойчивости истабильности в индивидуальном опыте, выработка программ адаптациичеловека к существованию в ситуации неопределенности, повышениезначимости доверия в стратегиях социализации и образования, обучениеличным стратегиям понимания и принятия иного – восстановление внутреннейоткрытости многообразию и непредсказуемости жизненных впечатлений.Подводя итоги главы «Я-центрация как субъективная практика ваутизме» необходимо выделить следующие ключевые позиции.Во-первых, аутизм представляет собой феномен социальной изоляции,которая связана с субъективным стремлением к ней индивидуума.
Аутизмвыражаетнесовпадениесубъективныхусловийссоциальнойдействительностью.Во-вторых, формирование субъективности в аутизме происходит поддействием таких причин, как особенности сенсорного восприятия, психическийсклад, которые порождают травматичное существование субъекта и которомупоследний противопоставляет особый порядок и организацию своей жизни.150Организация жизни аутиста может быть обозначена через структурирование, входе которого связывается мир вещей и предметов с жестко фиксируемымсимволическим порядком. В ходе структурирования аутист противопоставляетстратегиям складывания субъективности свое личностное раскрытие.В-третьих, аутист в качестве определения себя в качестве субъектавынужден испытывать травму при встрече с Другим, которыйнарушаетсамотождественность субъекта.
Аутист в качестве сохранения условийсобственного существования отделяет себя от Другого, что выражается насенсорном уровне в упорядочивании предметов, а на социальном уровне – вотстранении от коммуникации. При этом отстранение от Другого не означаетисчезновение экзистенциального напряжения.В-четвертых, практики реабилитации и образования аутиста должныпроводиться с учетом его субъективных особенностей и быть направлены науменьшение травматичного существования аутиста. На этом пути преодолениепредела и трансгрессия опыта охарактеризованы не с позиции деструкции Я, ас позиции формирования субъективности в пространстве взаимодействия сДругим.
Уменьшение травматичности этого взаимодействия связано споследующим включением опыта аутизма в стратегии ответственногоформирования субъективности, где должны быть учтены опыт и рефлексияпредела.151ЗаключениеОснованиемдля формированияантропологиипределаявляетсяисследование радикальной субъективности и раскрытие человека в целостностиего жизненных проявлений. Символическийхарактерпределасоотноситсубъективность человека с порядком Космоса и Абсолютом, а в рамкахрационализма указывает на формирование субъекта исключительно в границахразума,которое фиксирует центральное положение человека в мире.Понимание корреляции устойчивого — разумного — символического порядкакультуры и трансгрессивного действия человека, выявляет проективныепространства социального и индивидуального воображаемого, а также телесночувственные практики субъективности.В силу того, что предел выступает представлением телесно-предметногои воображаемого планов бытия человека, аналитика стратегий радикальнойсубъективности восполняет негативные определения субъекта, что позволяетввестипонятиепределавпространствоантропологическойсовременности.
Таким образом, в ходе исследованиямыслиобозначены стратегииформирования радикальной субъективности, связанные с рефлексией предела,осуществлена концептуализация предела в предметном поле философскоантропологического знания.Прояснениеидеипределавкатегориальномполефилософско-антропологической мысли, касающейся темы субъективности, осуществленона материале античной мысли. Так, организация субъективности с позициипредела имеет исток в античности и связана с учреждением активнодействующего и знающего человека в порядке Космоса. Именно рефлексияпределаоказаласущественноевлияниенаосмыслениеантичныхобразовательных стратегий. Пайдейя ориентирована на идею предела, в рамкахкоторой человек подлежит образованию в соответствии с порядком космоса,мысли и действия.Выявление исторического этапа становления идеи предела потребовало152обращения к соотносящейся с ним идеи беспредельного, а также исследованияконкретныхпрактикреализацииэтойидеивапофатическомопыте.Формирование субъективности выступает как отказ человека от утверждениясебя и мира в слове, что подразумевает такжеактуализацию опыта вне-символического переживания.
Обращение к идее беспредельного показывает,что формирование человека в символическом порядке не является единственновозможным,осуществлениеапофатическогоопытатребуетотказаотсуществующего в культуре и обществе знания и порядка действия. Прояснениеидеи беспредельноговыявляет стратегии формирования субъективности,которые указывают на экстатичную природу человека.Расширенное представление о пределе возникло в ходе выявления логикистановления радикальной субъективности в символическом и ценностномуниверсуме.Обращение к генезису символического с позиции утверждениясубъекта показывает, что предел в качестве разумно устанавливаемого порядкавыявляет в субъекте способность сопротивления природному миру ичувственно-телесному началу (И.
Кант). Установление предела в границахразума ведет к утверждению мощи познающего, действующего и выносящегосуждение субъекта.Понимание опыта возвышенного, несводимого кразумномусубъекта,порядкунапротив,обнаруживаетнедостатоксимволического и, тем самым, указывает на апофатичный план бытия человека.Предел субъективности,позициитого,ктоне заданный мыслью и не сводимый к устойчивойвыноситсуждение,выявляетсявопределенныххудожественных практиках, где утверждение субъективностикоррелирует сапофатическими формами постижения мира. Таким образом, формированиерадикальной субъективности в творчествевыявляетпредел, которыйобразован за счет схождения символического порядка и субъективного опыта,переопределяющего внеличностный порядок понимания и представления.Аналитика соотнесенности телесно-пространственного, воображаемого исимволическогоплановбытиячеловекапозволяетпроизвести153концептуализацию предела. Пределобозначает формирование радикальнойсубъективности, которое происходит через диссонанс между мыслью и телом,чувством и пространством, силой конкретного места и индивидуальнымсуществованием.воображенияСпозициибудущегоколлективноготрансгрессивноеосуществлениябытиеотдельногопроектаичеловекахарактеризуется трансформацией тела и сознания, деструкцией и трансгрессиейорганического.Важно отметить, что концептуализация предела происходитпосредством выявления сил, которые оказывают воздействие на человека всимволическом и бытийном планах его существования.
Знание о человеке спозиции предела схватывает выражение субъективности, представляет ее какфеномен и позволяет обозначить рефлексивное пространство, в которомчеловек может быть представлен в его целостности.В социальном аспекте концептуализация предела осуществленачерезанализ структурной организации радикальной субъективности. Предел в этомплане предстает как символическое пространство, которое особым образомтрансформируется в силу радикальных действий отдельных индивидуумов.Радикальнаясубъективностьпроблематизируетучреждениенормывсоциальной жизни и возможность нахождения для себя соответствующегоместа в социальном порядке. Именно на пересечении социального порядка ирадикальной субъективности происходит понимание таких феноменов какисключительная норма и аутизм.Таким образом, в диссертации дано понимание формирования человека врамках новейших тенденций философской рефлексии с учетом историкофилософской традиции. Автор показывает, что основанием для актуальногоантропологического знания является выявление стратегий складываниясубъективности с позиции предела.
Указанная позицияпозволяет выявитьстратегии формирования человека в символическом порядке, а такжепроанализировать стратегии сборки и выражения радикальной субъективностипри взаимодействии символического и предметно-телесного планов бытия,154встреча которых происходит в воображаемом.
Исследование формированиярадикальной субъективностиобращает к расширению границ проблемногополя философско-антропологической мысли и созданию соответствующегодискурса, позволяющего рассмотреть предельные состояния человека всимволическом порядке культуры и социума.Перспективным направлениемразработки темы выступает формирование антропологии предела с позициипрояснения радикальной субъективности в условиях трансформационныхпроцессов социокультурной реальности.В качестве основных положений диссертации определены следующие:1.В соответствие с идеями предела и беспредельного существуютпрактики организации субъективности в символическом порядке и при отказечеловека от утверждения себя и мира в слове.2.Территория предела как пространство генезиса символическогоопределена позицией субъекта и его выходом за свои пределы.3.Концептуализацияпределавозникаетприрепрезентациидействующих стратегий формирования субъективности, которые представляютсобой утверждение силы при взаимодействии символического, воображаемогои чувственно-телесного планов бытия человека.4.В социальном аспекте концептуализация предела представляетсобой аналитику радикальной субъективности при ее структурной организации.155СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1.АверинцевС.С.Поэтикаранневизантийскойлитературы/Аверинцев С.С.