Диссертация (Антропология предела и стратегии формирования субъективности), страница 30
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропология предела и стратегии формирования субъективности". PDF-файл из архива "Антропология предела и стратегии формирования субъективности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 30 страницы из PDF
Чтение связногопредложения для аутиста может быть сходно с прочтением несвязанных слов –226Бланшо М. Две версии воображаемого / Пространство литературы / Пер. с фр. Б.М. Скуратова – М.: Логос, 2002. С. 267.227Happé F. Understanding assets and deficits in autism: why success is more interestingthan failure // Psychologist 12 (11), 1999. P. 542-544.144аутист не встраивает слово в контекст, который бы позволил ему устранитьпротиворечия (ситуация с омографами – словами, которые могут обладатьнесколькими значениями). То, чтообеспечивает центральная связь –выявление нужного смысла по контексту – для аутиста оказываетсяпрактически невозможным.
Именно из-за слабого развития центральной связии невозможности отказа от создаваемого порядка детям аутистам трудно игратьв игры, требующие воображения. Исследования по развитию игровойдеятельности в норме и при аутистических нарушениях показывают, чтоигровая деятельность у аутичных детей в основном сводится к однообразнымдействиям: пересыпанию, кручению, верчению, перекладыванию предметов,постукиванию предмета о предмет, обнюхиванию, облизыванию, обсасываниюпредметов.228 Ограниченное действие воображения в аутизме (нежеланиеиграть в игры) происходит вместе с сохранением привычного места, в которомосуществляются стереотипные действия (S.
Baron-Cohen).Так, следовательно, отказ от выхода в сферу воображаемого создаеттрудности в общении с другими людьми. Пространство ограниченноговоображаемого,котороеподдерживаетсяприсоциальнойизоляции,оказывается областью затруднѐнной коммуникации. Согласно установленнымсоциальным практикам для участников коммуникации необходимым являетсявходить в воображаемые ситуации. Но аутисту трудно представлять ментальноесостояние другого человека: возникают проблемы, связанные с совместнымвниманием, притворством или скрываемой ложью.Необходимопри этом отметить, что опыт индивидуального аутизманетождественен ситуации, при которой человек или целое обществозамыкаются на собственных ценностях, целях и оказываются невосприимчивыко всему тому, что отлично от них.
Вслед за американским психиатром228Хаустов А.В. Основные этапы и особенности развития игровой деятельности внорме и при аутических нарушениях // Аутизм и нарушение развития. 2004. № 3. С. 18–24.145С. Барон-Коэном, который определяет аутизм как систематический сбой навыкакоммуникаций, А.К. Секацкий пишет о том, что феномен аутизма выражаетнеприятие социальных стратегий лжи, в том числе и таких, как притворство,вежливость, тактичность.229 Аутисту требуется искренность и неподдельностьчувств. Воспринимая все сильнее, чем обычный человек, аутист оказывается«человеком без кожи»: страдает от аффектов, но при неподдельном чувстве кнему,идетнаконтакт.Уменьшениесимволическогоприусилениичувственного в общении позволяет человеку приблизиться к аутисту.
Аутист,если привыкает к ситуации, включает ее в свой порядок жизни.При трудностях с коммуникацией и играми одной из наиболее стабильныхобластей индивидуального существования, в которой аутист раскрывает себя,является письмо. Творчество подразумевает выход в сферу воображаемого и напервый взгляд письмо не должно быть свойственно и близко аутисту. Нужнотакже иметь в виду тот факт, что письмо аутиста обладает рядом особенностей,ведь символическое, знаковое бытие в аутизме в большой степени «подавлено»спецификойсенсорногоопыта.определенногосимволическогосубъективногоопытаиАутизмпорядкаактуализацией–предполагаетонсвязан«телесности».формированиесрасширениемПисьмоаутистаоказывается зависимым от особенностей восприятия. Через письмо аутистпередает свое состояние.
Письмо приближено к внутреннему опыту, в немминимизировано воображаемое: аутист записывает то, что непосредственноесть.Письмо, прежде всего, предстает как фиксация предметного порядка. Присокращении выхода в пространство воображаемого письмо аутиста связано собразованием символического порядка через вещи. Аутист воспринимает вещькак данность в противоположность ее рассмотрениюсимволического, в котором предметное утрачивается.в пространствеДля аутиста вещи229Аутисты и общество: аутизм как болезнь ХХI века [Электронный ресурс]:http://www.svoboda.mobi/a/2193315.html (Дата обращения: 09.03.2016).146обладаютценностью соразмерности – восполняется видение вещи в еенепосредственном переживании.
Письмо аутиста характеризуется повышеннымвниманием к тому, что находится перед ним.Эстетический взгляд,формируемый в символическом пространстве,которое развертывается как игра значений, обнаруживает свою «фиктивность»по отношению каутистическому опыту, в котором знак соотнесен спредметностью. В работе «Диссеминация» Ж. Деррида указывает на знак какдополнение, которое уводит от простой альтернативы присутствия-отсутствия.Знак постоянно обращен к иному – знак разрушает самотождественность вещи.Знаковое повторение – и истина (воспроизведение сущности), и не истина(исчезновение вещи).230 В письме аутиста преодолевается исчезновение вещи взнаке.Восприятиеаутиставосстанавливаетвещное,топологическуюразмещенность – соотносит знаковое с антропологическим.Таким образом, пространство, где может быть увидена субъективностьаутизма, ― это, с одной стороны, пространство дознакового, неопределенноговнутреннего опыта, а с другой стороны – возможное воображаемоепространство символического.
Именно на пересечении символического ителесного становится видно сближение чувственного переживания какэстетического отношения к миру, истоки которого заложены античностью, состремлением к внутренней организации субъективности предела. Ведь то, чтов событии выступает как телесная или предметная данность, не естьсовершеннонеопределеннаявоздействиями.Опыттелесность,символическогокотораяпронизанасамовыражениявнешнимисмещенопытомвнутренней организации, которая приобретает форму отстранения от внешнегомира, погружения в себя, молчания.
Эстетика молчания обращает кцелостности и к пределу выразимого, выступает как возможность рождения230Деррида Ж. Диссеминация. – Екатеринбург: У-Фактория, 2007. С. 213-214.147новой формы и условие ее существования.231 Соответственно, субъективностьаутиста связана с внутренним усилием, с определенной логикой тела – срежимомавтономнойсамоорганизациииспецифическимиформамиупорядочивания окружающего мира. Эта особенность внутреннего опыта ваутизме в топологической соотнесенности с опытом его выражения создаютактуальное пространство формирования субъективного опыта.Письмо в этой проекции выступает как описание видимого, предметногомира, того, что есть.
В письме аутист максимально стремится избегатьвоображаемого и дозирует неопределенное. Важно отметить, что в ситуациисильного переживания письмо становится невозможным, при налаживаниикоммуникации, контакта оно оказывается «избыточным». Письмо замещаеткоммуникацию, образуя пространство, где оказывается возможным обойтисьбез экзистенциального переживания.232 Письмо облегчает коммуникацию,поскольку не требует непосредственного экзистенциального переживания.Письмо аутиста есть выражение предельной субъективности – той, котораясоотносится с миром вещей и предметов, которая позволяет ему обнаружитьсебя самого – остановить воздействие чуждых для него сил и интенсивностей.Именно с учетом субъективной компоненты феномена социальнойизоляции могут быть намечены возможные стратегии реабилитации итопологически выстраиваемой социализации.
Прежде всего, речь должна идтио значении места присутствия при формировании субъективности. Важнуюроль играет сохранение устойчивости и стабильности в индивидуальном опыте(Т. Питерс), нарушение которого ведѐт кнепониманию,дезориентациивзамешательству, агрессии,индивидуальномопыте.Отсутствиестабильности для аутиста является опасностью разрушения найденного имспособаупорядочиваниясвоегоопыта,возвращениектравматичной231Михайлова М.В. Эстетика молчания: Молчание как апофатическая формадуховного опыта. – М.: Никея, 2011.
С. 170.232Н. Дилигенский не может говорить (хочет), но может писать на руке отца.Дилигенский Н. Слово сквозь безмолвие. – Москва.: Центр лечебной педагогики, 2000. С. 90.148субъективности. Поиск возможностей осуществления личностного развития вомногом связан с первичной субъективной адаптацией к жизненной среде.Соотнося опыт аутиста сактуальными проблемными областямифилософской антропологии и философии культуры, правомерно говорить, чтоаутист создает плотный чувственный опыт, который не свойственен человеку,погруженному в знаковую культуру.
Но феномен аутизма, разворачивающийсякак социальная изоляция, заставляет обратиться к болевым точкам социальнойреальности. Аутист обращен на завершение действия, медлительность,внимание к вещам. При работе с аутистом возникает потребность в неспешновещной организации образа жизни и понимание того, что она необходима дляполноты понимания субъективности. Необходимо внимание к происходящему,сохранение перед миром того удивления, которое может быть утрачено впрактиках повседневности.
Необходимо возвращение из мира сверхскоростейк четко структурированному времени и пространству («тело как стоп-кран»)233с восстановлением плотности видения и сохранением переживания.Важно при адаптации аутиста показать, что открытость другому неозначаетсамоутрату–«впрактическомиэтическомпредставлениисамопознание не есть то, что может быть обнаружено в изоляции от других». 234Таким образом, пребывание на пределе и рефлексия предела, какитрансгрессивный опыт существования, могут быть охарактеризованы как спозиции деструкции Я, так и с позиции формирования субъективности впространстве взаимодействия с Другим. Уменьшение травматичности этоговзаимодействия связано с последующим включением субъективного опыта в233«Стоп-кран функционирует прежде всего следующим образом: н подготавливаетрекуперацию (возвращение на Землю), возрождение пространств и времѐн, которые поглупости были преданы забвению.