Диссертация (Антропология предела и стратегии формирования субъективности), страница 29
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Антропология предела и стратегии формирования субъективности". PDF-файл из архива "Антропология предела и стратегии формирования субъективности", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 29 страницы из PDF
Отторжение от коммуникации указывает на желание избежатьнеизведанного, непредсказуемого, неопределенного, т. е. всего того, чтосвойственноДругому.Обращениекдругомучеловекувыступаетпространством опасности и непредвиденной травмирующей коммуникации,которая нарушает закрытый порядок существования аутиста.Порядок вещей закреплен аутистом и выступает для него неизменным.Другой выступает угрозой, поскольку для аутиста созданный им порядоквыступает условием существования. Опыт отчуждения и страх неизведанногосоотносятся с привычным местом существования, которое удерживает субъект(«место отчуждения»). В этом смысле опыт аутиста отдаленно напоминает теархетипы поведения, которые сложились в античности, где беспредельное222Лакан Ж.
Этика психоанализа (Семинары: Книга VII (1959-60)) / Пер. с фр. А.Черноглазова. – М.: Гнозис, Логос. 2006. С. 75.140рассматривалось как то, что угрожает космическому порядку.223Именносоздание аутистом собственного порядка поведения можно характеризоватькак предельный опыт. Это тем более конструктивно, что по ряду позицийформирование предельного опыта аутиста аналогично процессу становлениясубъективности в феноменологической психиатрии, где особо подчеркиваетсясоотношение динамики и открытости к другому человеку. Движение«свойственно человеку, поскольку он всегда стремится выйти за свои пределы,всегда направлен к другому… Человек не смог бы встретить Другого кактакового, если бы не обладал определѐнными границами, но он не мог бы бытьопределѐнным, если бы в отношении к нему не проявлялась активность… ».224В случае с удержанием социальной изоляции, речь, напротив, идет оботсутствии у субъекта стремления к выходу за пределы своего места – опытосуществляетсянеопределенности,какнекотороенеизвестности.не-действиеВсоциальной–нежеланиеизоляциириска,происходитустановление предела за счет структурирования аутистом субъективногоопыта.
Конкретно предел в опыте аутиста раскрывается через сопротивлениепрактикам социализации: речь идет о субъекте, который сам устанавливаетсебе границы в силу особой организации своего опыта, определяет его какобособленный по отношению к существующему социальному порядку.Следовательно, отказ от встречи с Другим в аутизме раскрывается какизбегание новых ситуаций, общения, смыслов, которые могут нарушитьсозданный аутистом порядок и связаны с нежелательностью выхода субъекта за223Ср.: «Понимание болезни как нарушение взаимосвязей космического порядка вмасштабе отдельного тела принуждало медиков контролировать все состояния, чтопотенциально несут данный разлад.
…Доблесть мышления управляла и всем корпусомгреческой медицины. Врачуя конкретное тело, медик приводил в правильное напряжениеотдельный фрагмент ткани жизни. Ясно, что данная операция невозможна без пониманиянаилучшей формы согласованного круга всего живого». (Куксо К.А. Сакральные основыантичной греческой медицины // Картина человека.
СПб., 2016: Изд. РГПУ им. А.И.Герцена.С. 309-310).224Власова О.А. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ:История, мыслители, проблемы. – М.: Территория будущего, 2010. C. 275.141свои установленные пределы. Другой выступает угрозой установленногоаутистом для себя предела формирования субъективности: встреча выступаеткак нарушение самотождественности. Как замечает в сходной позиции В.А.Подорога, когда «правила тождественности, регулирующие различия, большене действуют, инаковый мир вторгается в нашу экзистенциальную ситуацию инашенарциссистскоеЯлишаетсясвоегопоследнегоубежища–Внутреннего».225 Таким образом, при социальной изоляции значимостьприобретает именно ограничение антропологического бытия, поскольку встречас Другим есть возвращение в травматичное существование, в которомустановление предела субъективности выступает трансгрессией.Как может спастись человек в ситуации чувства опасности перед встречейс неизведанным и непредсказуемым другим?Практики аутистов свидетельствуют о том, что изоляция является для нихспасением от непонятного и чуждого мира, вызывающего непонимание,недоверие, пугающего многообразием непредсказуемым отношений.
Уход отформирования субъективности под действием Другого происходит черезсозданиеограниченной территории со смыслами, значениями,которыесоздает сам субъект и к которым он привыкает. Но вместе с тем, этоограничениесохраняетсякакэкзистенциальноенапряжение,котороеосуществляется в своей имплицитной форме в качестве отчужденности отсоциума: устанавливается социальная пассивность. И даже не-встреча субъектас тем, что является неопределенным, оказывает на него деструктивноедействие. Обобщая, можно сказать, что опыт, который разворачивается прифеномене социальной изоляции как страх столкновения с неопределенным,устремлен не к своему утверждающему проявлению, а в большей степени кэмоциональной и коммуникационной скованности, где субъективность, можносказать, фрустрирована предельным переживанием страха неопределенности.225Подорога В.А.
Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии. – М.: AdMarginem, 1995. C. 19.142Соответственно, избегание пространства Другого выступает для человекааутиста уменьшением травматичного опыта. Но в этой ситуации при жесткомопределении субъектом своих границ впоследствии возникает риск егопроявления в спонтанных и опасных для социума формах. Вследствиевынужденногосоциальногоне-действия,такойопытможеттрансформироваться во внезапную интенсивность и получать экстремальноевыражение (крик, утрата самообладания, деструктивные действия), чтоочевидно обнажает сверх-интенсивный модус переживания предела.Итак, ограничение пространства Другого позволяет субъекту уйти оттравмирующегораспадениясимволическогопорядка ираспаденияЯ.Ограничение собственного пространства от вторжения Другого, свойственноепри социальной изоляции, в целом выступает областью поддержания субъектомсобственного устойчивого символического порядка и сохранения пределасубъективности.
Закрытость от Другого, тем не менее, не избавляет аутиста отэкзистенциального напряжения. При травматичной встрече с Другим человекусопутствует страх столкновения с неопределенным. Этот страх из скованностив коммуникации переходит в отрицание общения с другим человеком. Принеобходимости принятия решения у находящегося в отчуждении от социумасубъекта могут преобладать насильственные способы решения конфликтов,посколькуоказываютсяненайденнымистратегиикоммуникацииивзаимодействия с Другим.При полагании аутистом собственного неизменного порядка возникаетпроблема, которая уже связана не столько с травмой существования субъекта,сколько с травмой его представления себя в социуме. Речь идет опротивопоставлении в опыте аутиста фиксированного места присутствиярасширяющемуегопространствувоображаемого.Данноепротивопоставление имеет большое значение для прояснения возможногосуществования аутиста в социальном пространстве.143Проясним сам факт данного противопоставления: субъективность ваутизме характеризуется наличием территории, на которой аутист создаетсобственные смыслы и упорядочивает свой опыт.
Воображаемое выступаетпротивостоящей этой закрытой организации сферой ― воображаемое можетпредставлять выход за пределы устойчивых смыслов, соотнесенность сконкретными вещами, подразумевает пребывание субъекта в ситуацииизменения, игры, вариативности смыслов, выхода за свои пределы. Так,характеризуя воображаемое, М. Бланшо пишет: «Пережить событие в образе незначит иметь образ этого события или же наделить его беспочвенностьвоображаемого. То, что происходит, схватывает нас, как схватывал бы насобраз, т. е. лишает нас его и нас самих, держит нас вовне, превращая,превращая это внешнее в некое присутствие, где «я» не узнает «себя».226 Но дляаутиста выход в область воображаемого оказывается крайне затруднительным,поскольку требует отдаления от созданных самим же аутистом приемлемыхусловий существования.
Отказ от соединения чувственно-предметного мира иприписываемых ему смыслов, с помощью которых аутист организуетсобственный опыт, оказывается во многом нереализуемым.Невозможность для аутиста отказа от создаваемого им порядка спомощью упорядочивания вещей и приписывания им значений коррелирует сособым восприятием аутистом смыслов. Отмечено, что в восприятии аутистомокружающего мира является характерным слабое развитие центральной связи(central coherence),которая обуславливает невозможность целостноговосприятия.227 Именно центральная связь позволяет выявлять в привходящейинформации главное и оперировать информацией в обобщенном виде.Опыт аутиста свидетельствует как раз об обратном.