Диссертация (Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автостоп»)), страница 9

PDF-файл Диссертация (Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автостоп»)), страница 9 Культурология (47228): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автосто2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автостоп»)". PDF-файл из архива "Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автостоп»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

ОБОСНОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕВОЗМОЖНОСТИ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО (СТРУКТУРНОАНАЛИТИЧЕСКОГО) ПОДХОДА К ИЗУЧЕНИЮ СУБКУЛЬТУРРазвитие культуры сегодня во многом обеспечивается повышениеммобильности, в осмыслении которой важен кросс-культурный опытсопоставления и синтеза концепций и повседневных практик. Этоактуализирует разработку новых методик и исследовательских подходов,учитывающих данную характеристику. Пространственная, культурная исоциальная мобильность в настоящее время не только символизируетсвободу, но обретает черты сакральности, поскольку «движение человека пожизни» воспринимается как процесс, направленный на преобразование еговнутреннего и внешнего мира.

Кроме того, будучи свидетелем и участникомразвертывания культуры во времени современный человек, как и сотни летназад, интерпретирует свою жизнь и ее отдельные аспекты как путь, какболее или менее осознанную реализацию собственного мифа.Особенность разрабатываемого структурно-аналитического подходазаключается в том, что «мобильность» представляется в нем стрежневойконцептуальной характеристикой современных субкультур. При этоммобильность понимается как изменчивость, подвижность, как синонимпостоянного развития.

На уровне личности в рамках субкультурыпроисходит изменение человека (инкультурация и социализация). На уровнесообщества субкультуры являются динамичными системами (переживаютстадии возникновения, роста, «расцвета», гибели, дробления или, наоборот,слияния). На макроуровне субкультуры становятся источником развитиякультуры. Такая ситуация обуславливает необходимость исследоватьсубкультуры как процессуальные явления, а не их статичные «срезы».Мобильностьприводитдеятельности,решениюкизменениюосознанных47илиучастниковсубкультурнойнеосознанныхпроблемидостижению их целей, что позволяет говорить о ней не как о бессмысленномдвижении, а как о реализации мифологемы пути.Предлагаемыйподходсодержитпредставленияоструктуресубкультуры и опирается на психоаналитические традиции в изучениисубкультурной деятельности, поэтому и назван структурно-аналитическим.Благодаря данному подходу появляется возможность: классифицировать субкультурную деятельность как определенный типмобильности; обозначить этапы осуществления этой мобильности каждым конкретнымпредставителем субкультуры и сопоставить их с процессом еговнутренней эволюции; выявитьиохарактеризоватьархетипическиероли,исполняемыеучастниками субкультурной деятельности; выделитьструктурныекомпонентысубкультуры,определяющиеперспективы ее развития и влияние на культуру в целом.2.1.

Выявление структурных оснований субкультурОдним из определяющих для настоящего исследования признаноположение о неоднородности культуры. Благодаря множеству причин иследствий, она имеет сложный, постоянно обновляющийся состав. В еёстановлении и формировании значительную роль играют компоненты,которые принято называть субкультурными. А.Л.

Висленко пишет, чтоизучениесистемыкультуры«необходимопроводитьсучётомеёдинамического состояния, принимая во внимание эволюцию состояния всейсоциокультурной системы в целом и её отдельных составляющих» [17, 3].Среди многообразия современных субкультур уже имели местосубкультуры«однодневки»,выделилисьсубкультуры,десятилетиянаходящие последователей и влияющие на развитие основной культуры.Каким же образом можно отличить первые от вторых? Что могло бы помочь48предугадать судьбу субкультур, выделить среди них долгожителей? Поискответов на эти вопросы осуществлялся в разных теориях культуры. Ведь еслисубкультурыестьэлементыкультуры,распространенныесредиограниченной части общества, то имеющиеся теории культуры должны бытьприменимы и к ним.

Близкую нам идею об условиях, обеспечивающихстабильность и перспективы культурного развития, содержит концепциякультурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, изложенная в труде«Россия и Европа» (1869). Он выделяет четыре возможных основаниякультуры:деятельностьрелигиозная,культурная,политическаяиобщественно-экономическая. Деятельность религиозная видится ученым как«понятие человека о судьбах своих как нравственного неделимого вотношении к общим судьбам человечества и Вселенной», как «народноемировоззрение» [30, 566].

Под деятельностью культурной подразумеваетсяпреобразование внешнего мира применительно к нуждам человека. Онавключаеттеоретическое(научное)отношениеквнешнемумиру,художественное отношение и техническое (промышленное). Деятельностьполитическая состоит из отношения членов одной народной целостностимежду собой и отношения этой целостности к другим народам. Деятельностьобщественно-экономическаяпредставляетотношениямеждулюдьми,связанные с пользованием предметами внешнего мира.

В зависимости оттого, какое количество основ развивается культурой, они делятся наодноосновные, двуосновные, трехосновные и четырехосновные типы.Культуры,существованияпоН.Я. Данилевскому,переживаютпериодынапротяжении«роста»,своего«цветения»и«плодоношения», после чего истощенные гибнут. И чем больше основ укультуры, тем продуктивнее была (есть) ее жизнь. Не смотря на то, чтокультуры определяются Н.Я.

Данилевским как замкнутые структуры, онвыделяетнесколькотиповвзаимодействиямеждупараллельносуществующими культурами. Он выделяет «пересадку», «прививку» и«удобрение». «Пересадка» представляет собой распространение культуры49одних народов на другие, не сопротивляющиеся этому. «Прививка» состоит впередаче культуры одного народа другому, без учета особенностейпоследнего.

«Прививка», в отличие от «пересадки», не меняет культуры«прививаемого» народа. «Дичок остается по-прежнему дичком, яблоня –яблоней, груша – грушей. Привитая почка или черенок также сохраняютсвою природу, только почерпают нужные им для роста и развития соки черезпосредство того растения, к которому привиты, и перерабатывают ихсообразно своему специфическому и формационному образовательномуначалу [30, 123]», – иллюстрирует примером из растительного мира этотпроцесс Н.Я.

Данилевский. И «пересадку», и «прививку» он считалнепродуктивными типами взаимодействия. А вот «удобрение», напротив,рассматривается как плодотворное взаимодействие. Развитой культурноисторический тип воздействует на молодой так, будто растение получаетпочвенное удобрение. Молодая культура перерабатывает достижения зрелой,не теряя своей специфичности. «Результаты выходят великолепные; притомвсякий раз – результаты своего рода, вносящие разнообразие в областьвсечеловеческого развития, а не составляющие бесполезного повторениястарого [30, 124]», – пишет Н.Я. Данилевский. Каким образом концепцияотечественного культуролога более чем через век может быть адаптирована кизучению субкультур? Исследуя субкультуры, можно выделить их признакии одновременно составляющие: картину мира (в узком смысле), ценности,стиль и образ жизни, роли и статусы, социальные институты, системы норм,процедурное знание, потребности и склонности [130].

По аналогииисследованиякультурныхоснованийН.Я. Данилевскогопредлагаетсявыделить четыре основания субкультуры и предположить, что чем большееколичество их раскрыто, тем устойчивее и влиятельнее субкультура.Итак, первое основание – мировоззренческое. Сюда относятсясубкультурные ценности, представления о мире, о месте человека в нем,представления о целях и миссии субкультуры. Второе основание –творческое. Оно включает фольклор, литературу, все, что свидетельствует о50художественном преобразовании внешнего мира. Третье, социальноеоснование проявляется в наличии социальных институтов, ролей, статусов имоделей поведения. Последнее, коммуникативное, заключается в наличииособыхспособовкоммуникациивнутриколлективов,атакжевзаимоотношений с другими субкультурами или базовой культурой.В качестве примера, рассмотрим с этой точки зрения субкультуру«эмо», яркую, но промелькнувшую буквально за десятилетие.

Более всего уэмо было развито творческое основание. Субкультура сложилась на базепоклонников музыкального стиля «эмо», выделившегося из панк-рока. Эмослушали и создавали лиричные и в тоже время экспрессивные музыкальныекомпозиции. Поэзия эмо сочетала романтические мотивы и описаниегиперболизированныхощущенийипереживаний.Изобразительноетворчество эмо проявлялось в виде специфических граффити.

Основнымииспользуемыми цветами были черный и розовый. Черный символизировалдепрессию, отверженность и другие негативные аспекты жизни, а розовый –радостные моменты. Люди изображались стилизованно под героев аниме. Изсимволических изображений преобладали сердца (в том числе треснутые иразбитые) и крылья, подчеркивающие чувствительность эмо и положение «неот мира сего» в обществе.Социальное основание субкультуры было представлено моделямиповедения эмо-кидов.

«Кид» в самоназвании означает ребенок (с англ. kid),поэтомунеудивительно,инфантилизмом.чтоОдобряемымисубкультурноечертамиповедениеповеденияотличалосьэмобылинепосредственность и искренность. Использование коротких розовых юбокпачек, футболок и толстовок с яркими «принтами», полосатых гольфов,значков и заколок, ношение длинных рваных челок«детскость» поведения. Существовалиподчеркиваломодели поведения и одежда,подчеркивающие принадлежность как к мужскому или женскому полу (эмобой и эмо-гёрл), так и андрогинные (обтягивающие джинсы, бесформеннаятолстовка на несколько размеров больше обладателя).

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее