Диссертация (Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автостоп»)), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автостоп»)". PDF-файл из архива "Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автостоп»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
В их мифологиитворец Маленгфунг, создав мир и человека, удалился на покой на край света.Каждый раз, когда он ворочается во сне, происходят землетрясения.Однажды, когда создатель проснется и встанет на ноги, поврежденное небообрушится на землю, уничтожив все живое.В древнеиндийских текстах на санскрите, пуранах, в конце света жизньуничтожает огонь космического пожарища и вода. Сначала множество солнц,появившееся на небосводе, сожжет землю и высушит моря, затем долгийнепрерывныйливень потопит землю [172, 68–69].
В современнойкиноиндустрии конец света связывается с глобальным потеплением,глобальным похолоданием, применением ядерного оружия, разработкойсмертельного вируса и др. Человечество практически собственноручнонасылает на себя беды. В фильме-катастрофе американского кинорежиссераР. Эммериха «Послезавтра» (The day after tomorrow) в результатеглобального потепления происходит таянье ледников, и от этого понижаетсятемпература мирового океана [113]. Климат на планете резко меняется,происходят катаклизмы. Конец света предвещают затяжные ливни, град,торнадо, снегопады и холод, не щадящий ничего живого.
Рушатся города,гибнет множество людей. В этом примере необходимость обновления истихийные бедствия – историко-генетическая часть мифологемы конца света,а вот активная роль человеческой деятельности – актуальная часть.Большинство работ по исследованию мифологемы в отечественнойнауке сделаны филологами и лингвистами. Но мифологема можетраскрываться не только в текстах.
Ю.Л. Шишова пишет: «Рассматриваемаякак ментальная структура, природно-культурная составляющая человеческой63психики, мифологема существует до текста и вне текста и можетактуализовываться, помимо текста, в иных формах культурной деятельностичеловека (в играх, обычаях, ритуалах)» [167, 7–8].Особенностями мифологемы определяется широкий набор функций,которые она выполняет. Е.Ю. Ильинова выделяет ряд коммуникативныхфункций мифологемы [47, 187]: познавательную(алогично-эвристическоеобъяснениепричинмироустройства); аксиологическую (передачу необходимых для развития социума духовныхценностей); регулятивную (образ запрета-разрешения в социуме); эстетическую (сохранение нарративной традиции и выразительныхвозможностей языковой и фольклорной архаики); номинативную, связанную с «именованием («обживанием мира») ипереименованием субъектов и объектов в постоянно меняющейсякогнитивной картине мира» [47, 187].Кроме упомянутых выше, мифологема выполняет и другие, очевидные, ноот того не менее важные, функции в культуре.
Мировоззренческая функциямифологемы говорит о способности сознания за счет актуализациимифологем в конкретных культурно-исторических условиях конструироватькартину мира. Реализация определенных мифологем позволяет людямприспосабливатьсякменяющимсяусловиямбытия,используямодифицированные шаблоны действий, в чем проявляется адаптивнаяфункция мифологемы. Функция смыслополагания мифологемы заключаетсяв возможности человека вписать себя в определенный смысловой,социокультурный контекст. Интегрирующая функция за счет пониманиямифологемскаким-либоколоритомобеспечиваетнациональноесамосознание, целостность общества, коллектива.Мифологема пути играет важную роль в символизме мифа. Онаотражает процесс реализации «самости» и в значительной мере влияет на64деятельность индивида.
По словам Н.В. Васильевой, «мифологема путиможет служить метафорой блуждающей души человека в поисках истины»[15, 16]. Следовать пути означает выйти навстречу собственной судьбе,осуществить «возможное» или предначертанное. Неотъемлемые свойствапути – трудности, преодоление всевозможных опасностей. Путь всегда полоннеясностей, неопределенностей, неожиданных препятствий. Но в концепройденного пути происходит разрешение внешней или внутреннейконфликтной ситуации, находится верное решение, открываются истинныеценности.Путьнейтрализуетпротивопоставления:«свой–чужой,внутренний – внешний, близкий – далёкий, видимый – невидимый,сакральный – профанический» [146, 352]. Путь может лежать «от точки доточки» в реальном пространстве, его границы могут быть выраженыпредметно – «от дома до берега моря» или изменением статуса персонажа,достигшего конца пути.
«Мифологема «путь» имеет множество ракурсов: этопреодоление пространства, в процессе которого рождаются все различныевиды путешествий – от физического «обживания» пространства с самымиразличными целями или бесцельно до духовного, до той вечно-чаемойвстречи творения и Творца – путь к вечности, Богу, к Истине [85, 189]», –пишет Н.И. Лишова.Такимобразом,терминмифологемаобозначаетконкретнуюинтерпретацию универсальной модели коллективного бессознательного(архетипа) в любой форме человеческой деятельности, в том числе исубкультурной.Дляэтойинтерпретациихарактерныотсутствиефабульности, ретроспективность, региональные особенности и широкийнаборфункцийэстетическая,смыслополагания,(познавательная,номинативная,интегрирующая).аксиологическая,регулятивная,мировоззренческая,адаптивная,Мифологемапутивсимволизмесубкультурного мифа обозначает процесс саморазвития и ее важнейшаяфункция – конституирование деятельности человека.652.3. Аналитика и типология современной социокультурной мобильностиМобильность – одна из основных характеристик культуры Новейшеговремени.
Мобильность классовая и профессиональная, должностная итерриториальная, экономическая и политическая; семейно-бытовая, духовнаяи информационная, – все это неотъемлемые части жизни современногообщества. Мобильность как подвижность, способность к быстрому переходуиз одного состояния в другое становится к концу XX века почти чтоидеологией.
Мобильность ассоциируется с успешностью и свободой.Мобильность претендует на роль нового стратификационного критерия. Какпровозглашает британский социолог Зигмунт Бауман, «на первое местосреди вожделенных ценностей выдвигается мобильность, то есть свободапередвижения, этот вечно дефицитный и неравномерно распределяемыйтоварбыстропревращаетсявглавныйфакторрасслоениянашейпозднесовременной или постсовременной эпохи» [8, 11].Несмотря на значительную степень исследованности мобильности вкачестве атрибута нынешних общества и культуры, до сих пор остаетсяактуальным рассмотрение мобильности как ценности, как социальноодобряемого явления и свойства объектов.
В большей или меньшей степениэта тема затрагивалась в теориях З. Баумана, Дж. Урри, Ж. Делеза иФ. Гваттари. Предпосылки этой идеи содержатся в теории социальноймобильности русско-американского социолога и культуролога ПитиримаСорокина. Он сравнивает общество с живым организмом, мобильностьвнутри него – с циркуляцией крови, необходимой для здоровья.
В рамкахприведенного сравнения ученый допускает, что «социальный организм,старея, становится все более и более неподвижным, а перемещениеиндивидов–менееинтенсивным»[135,391].Подобнаяметафорасправедлива и для культуры. Мобильная культура – культура, у которой естьбудущее. Ведь в «мысли о том, что культура – это нечто ... ставшее и66определившееся, скрыто содержится сообщение, что она уже не на многоеспособна» [3, 124].Сорокин выделил подвижные и неподвижные типы обществ (наопределенном этапе их развития) в зависимости от возможности илиневозможности, а точнее, от легкости или затрудненности перемещения вних человека из одного социального слоя в другой.
Ученый определилгоризонтальныйивертикальныйтипымобильностивсоциальномпространстве. Горизонтальное движение в его теории предполагаетперемещениеобъектаизоднойсоциальнойгруппывдругую,расположенную на том же уровне. А под вертикальной мобильностьюпонимается социальный подъем или спуск, соответственно, восходящая инисходящаямобильности.Мобильностьвобществеинституционализирована, и основными каналами социального перемещенияявляются армия, церковь, школа, семья, профессиональные, политические иэкономические организации. П.
Сорокин выделял три основных типамобильности: экономическую, политическую и профессиональную. Исследуяметодологическую значимость ценности для социальных наук, П. Сорокинне рассматривал мобильность как таковую, в его работах она предстаетскорее средством для достижения различных целей.Впредставленияхо«текучейсовременности»З. Бауманатеоретизируются не только представления о социальной мобильности, но и отерриториальной, и осуществляется взаимосвязь мобильности со свободой.Его теория повествует о переходе от «тяжелой современности» (hand wake) к«легкой». «Тяжелой современностью» ученый обозначил время, когдаприобретение, завоевание и активное использование территорий являлисьосновной целью, обусловленной тем, что капитал был привязан кпространству, в котором находились гигантские постройки, громоздкиемашины, проживали многочисленные работники.