Диссертация (Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автостоп»)), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автостоп»)". PDF-файл из архива "Исследования современных субкультур эвристические возможности структурно-аналитического подхода (на примере изучения субкультуры «автостоп»)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Омельченко упоминает:1.виртуальность;2.«комнатность»;3.«опопсовение культурного протеста» [103, 169].В отношении современной молодежи Е.Л. Омельченко использует имя«Поколение TEXT», поколение, находящееся на постоянной «подзарядке»,имея в виду привязанность молодых людей к мобильному телефону. Быть«на связи» для них исключительно важно, то же, что и быть принятым,независимым, контролировать собственные жизнь и время [102, 108].Значительная часть субкультурного общения осуществляется виртуально припомощи мобильных гаджетов. Возможность общаться виртуально, удаленноснижает роль группового опыта субкультурной деятельности: совместныхсборов, посиделок, выездов на природу и т.п. И молодежь, когда-то40«вышедшая на улицу» и заявившая о себе как социальной группе, сновавозвращается в «комнаты».Разделяя выявленные характеристики, мы не только соглашаемся, чтосубкультурная деятельность осуществляется в «реальном» и «виртуальном»пространстве, но и считаем, что существуют полностью виртуальные иполностью «комнатные» субкультуры.
Примером последней выступаетсубкультура хикикомори. Хикикомори – японский термин, обозначающийоструюсоциальнуюсамоизоляцию.Такжеимназываютлиц,отказывающихся покидать дом более полугода, практически не имеющихдрузей и зачастую проживающих на родительском обеспечении. Первомупоколению японских затворников уже более сорока лет.
Явление хикикоморив Японии носит патологический характер. Так называемые хикки в России –люди, чье пребывание дома осуществляется принципиально, в силунежелания иметь дело с большим коллективом, соблюдать правилаприличия, из соображений самодостаточности и т.п., но за свой счет.Российские хикикомори работают удаленно, в сети Internet и общаются другс другом на форумах, обсуждая темы трудоустройства, развлечения,сложностей реального общения и т.п.
Как считают некоторые исследователи,явление «хикикомори в России носит скорее характер субкультуры, нежелиличностного расстройства» [111, 180].В качестве примера «виртуальной» субкультуры можно привестисубкультуру геймеров, сформировавшуюся из компьютерных «онлайн» (вподавляющем большинстве на сегодняшний день) игроков. Массовыемногопользовательскиевзаимодействоватьролевыеонлайн-игрыобъединеннымобщими(MMORPG)позволяютинтересамизнакомым,малознакомым и вообще незнакомым людям. Они могут собираться в кланы,воевать или заключать союзы с другими объединениями.
Виртуальный миригры поддерживается издателем и продолжает существовать после выходаигрока. У представителей субкультуры геймеров есть собственные ценности,сленг, модели поведения и т.п., причем общие для любителей разных игр.41«Интересно обратить внимание на тот факт, что, несмотря на различие вхарактере и основе, на которой построена каждая игра, лексикон,используемый в игровом процессе и при обсуждении игры, содержит общие... единицы [65, 76]», – пишут М.А. Кропачева и Е.С.
Литвинова.«Опопсовениекультурногопротеста»молодежныхсубкультурпроявляется в сокращении времени существования культурного андеграунда.Следует отметить, что имидж «молодежности» (мобильность, склонность криску, сексуальность, эпатажность, энергичность и здоровое тело) сегодняохотнопримеряютизрелые,ипожилыелюди.Неформальныесубкультурные практики стремительно приобретают «попсовый» вариант.«Субкультурное предложение вписалось в широкий потребительскийсупермаркет, где можно выбирать нечто похожее на «субкультурнуюклассику», однако смысл и контекст ее использования формируетсяпроизвольно [103, 170]», – пишет Е.Л.
Омельченко.М.А. Жаркова также изучала культурные процессы, происходящиесреди молодежи. Она оценивала влияние субкультуры на различные сферыжизни человека и их характеристики. Социолог произвела типологизациюсубкультур XX–XXI вв., выделив [42, 381-382]:1. Субкультуры, не отвечающие современному этапу развития общества,которые включают исчезнувшие субкультуры прошлого века (моды, стилягии др.); реанимированные субкультуры 60–90–х гг.
XX в. (хиппи, готы и др.);криминальные субкультуры (гопники,хакеры и др.); ретретистские(алкоголики, наркоманы и др.); сексуальные субкультуры (БДСМ, свингерыи др.); религиозные субкультуры (субкультуры восточных религий,тоталитарные секты и др.). Эти субкультуры отличаются протестностью,постоянством, высоким уровнем приверженности.2.Современные молодежныесубкультуры,включающие имиджевыесубкультуры (кибер-готы, нудисты и др.); субкультуры, связанные с ярковыраженными интересами, хобби (субкультуры реального коммуникативногопроцесса и виртуального); игровые субкультуры и субкультуры образа жизни42(хип-хоп,серферыидр.).Утакихсубкультурнизкаястепеньприверженности, они стилистически разнообразны, но не устойчивы.Членство в одной субкультуре не исключает членства в другой.
Они неявляются асоциальными, носят аполитичный характер. Эти субкультурыкоммерциализированы, взаимодействуют с массовой культурой, являются еёпотребителями и производителями.3. Молодежные субпотоки, включающие игровые субпотоки (коллективныеролевые игры, флешмоб и др.), клубные субпотоки (гоу-гоу-дэнс, хаус и др.),рейв потоки (техно, джанг и др.). Субпотоки представляют собой«посттрадиционную форму субкультурных образований, возникающую врезультате объединения массовых потоков желаний индивидуальностей,обладающихсубпоточнымсознаниемичувствомнаслажденияколлективным единением в пространстве того мира, в который временнопогружены участники данного потока и который диктует свои нормыповедения, отличные от норм повседневной жизни» [42, 380].
Субпотокихарактеризуют временный характер, массовость участников и всеобщееравенство.Субпотокиделинквентныенесодержатэлементы,контркультурные,конкретныйинтерес,девиантные,сформированныемировоззрение и идеологию [41, 11].Постсубкультурный подход к изучению субкультур призван осмыслитьизменения,происходящиекомпьютеризациейсгородскихнимисегодняжителей,свсвязибыстрымсивсеобщейглобальнымраспространением информации. В рамках этих подходов осмысливаютсяпричины, условия и механизмы возникновения различных субкультур,отличающихся постоянством, уровнем приверженности, длительностьюсуществования и др.
признаками. Проводятся исследования субкультурнойидентичности, ее влияния на жизнь членов сообщества. Кроме «полевых»для этих подходов особенно характерны исследования виртуальнойактивностипредставителейсубкультур.43Например,дискурс-анализписьменных форм речевого общения на сайтах и в группах, на форумахсоциальных сетей.Вывод: Многообразие подходов к изучению субкультур отражаетсложностьэтогофеноменакакобъектаисследования.Результатыисследований субкультур в рамках семиотического, аксиологического ипостсубкультурного подходов содержат их значимые характеристики.Согласносовременнымнаучнымподходамсубкультурынепротивопоставляются культуре как некой монолитной целостности, атрактуются как часть большой мозаичной культуры.
Выявлено, чтосовременные субкультуры носят не протестный, а альтернативный характер.Человек примыкает к субкультурам в поисках идентичности. В рамкахсубкультуры им реализуются процессы инкультурации и социализации,человек осознает свое сходство с представителями избранного сообщества(типизация) и/или отличия от остального окружения (автономизации). Напротяжении жизни человек может участвовать в деятельности различныхсубкультур: профессиональных, неформальных, религиозных и т.д. Такимобразом,онобретаетмножественнуюидентичность,свойственнуюпредставителям информационного общества. Субкультуры имеют границы,но не являются замкнутыми образованиями.
Ценности, модели поведения,информация,любоесодержаниесубкультуристорическиизменчиво,поскольку находится в межкультурном взаимодействии, испытывает влияниеиных ценностей, моделей поведения и информации. У большинствасовременных субкультур часть деятельности осуществляется в виртуальномпространстве. Более того, существуют полностью виртуальные субкультуры.Субкультуры зарождаются, развиваются и исчезают.
Их разнообразиеслужит основанием для культурных обновлений и эволюции культуры вцелом.Исторически сложилось так, что научный интерес к субкультурампроявился в исследованиях молодежных сообществ, противопоставлявшихсебя остальному обществу, с помощью преимущественно социологических44методов. Эта ситуация стала основой традиций «проблематизации» и«маргинализации» субкультур и ряда стереотипных представлений о них, втом числе и об их «молодежности». Однако существуют субкультуры, неимеющие отношения к возрасту. Профессиональные и религиозные,например. Участники субкультур, изначально молодежных, история которыхнасчитывает несколько десятков лет, успели постареть, но сохранилисубкультурные ценности.
Возрастные границы молодости на сегодняшнийдень весьма условны. Современная глобальная культура в принципе«молодящаяся», поэтому молодежный образ жизни ведут люди любыхвозрастов. Поэтому в дальнейшем в работе внимание на «молодежности»субкультур акцентироваться не будет.Изучая исследования, посвященные субкультурам, порою трудно несогласиться с Э. Тоффлером, который утверждал, что: «наше стремлениерассматривать выдернутые из контекста количественные детали при всеболее и более точном исследовании все более и более мелких проблемприводит к тому, что мы узнаем все больше и больше, о все меньшем именьшем» [147, 103]. На наш взгляд будущее за синтезом и обобщающимитеориями во всех отраслях знаний. Эта тенденция служит вектором развитиякультурологической мысли, которая «утверждается как интегративная, и темсамым способствует переосмыслению сложившейся классификации наук сострого дифференцируемой методологией» [117, 12].Вопрос избегания излишней «проблематизации» и «маргинализации»современных субкультур решается разработкой нового подхода к ихисследованиям.
М.М. Соколов пишет, что разностороннему и реальномуисследованиюсубкультурспособствует«отказотсоциально-инженеристского виденья реальности, соединение структурного, культурногои социально-психологического подходов, внимание к трансформациямидентичности, отказ от унифицирующих категорий и признание спецификиразныхсоциальныхмиров,изучениепространственно-временныхособенностей взаимодействия» [134, 183]. Несмотря на то, что критерии45требуемогоподходаизвестны,поискиконкретнойметодологиипродолжаются. Следует обозначить еще один момент: важно, чтобы новыйподход не обратился к другой крайности – исключительному вниманию кпотребительским паттернам и покупательным способностям представителейсубкультур.Учитывая вышесказанное, при разработке методологии нового подходак исследованию субкультур, опорными моментами становятся: концентрациянаформированииидентичностиличности,ееинкультурации и социализации в процессе субкультурной деятельности; внимание к особенностям и закономерностям существования субкультур; переосмысление влияния субкультур на культуру.46ГЛАВА 2.