Диссертация (Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии), страница 11

PDF-файл Диссертация (Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии), страница 11 История (47221): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии) - PDF, страница 11 (47221) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии". PDF-файл из архива "Исторические памятники Древней Руси в дореволюционной отечественной фотографии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

La tour de Soucarieff. Moscou. 1855; Э ФТ63/4–М821, Эф10089//. Бианки И.К. Escalier Imperial. Moscou. 1855; Э ФТ63/5–М821, Эф 1711//. Бианки И.К. Une vue du KremlinMoscou. 1855.48ра 1866 года94, выполненный неизвестным фотографом снимок Спасской башниМосковского Кремля95, а также трѐхкадровая панорама площади перед Большимтеатром в Москве (авторство снимка также не установлено)96.Из перечисленных выше снимков Джованни Бианки, особый интерес представляют два, посвященные Московскому Кремлю. На фотографии, представляющей Ивановскую площадь Московского Кремля97, видны часть КолокольниИвана Великого, Царь-колокол и угол Архангельского собора (см.

Прил. 2, рисунок 1). Автор не сосредотачивает своѐ внимание на конкретном памятнике, не пытается подать какую-либо архитектурную группу в еѐ целостности и композиционной завершенности. Памятники, запечатленные с нормальной98 точки съемки,будто предоставлены сами себе, разбросаны вокруг пустынной площади. Представляет интерес снимок Грановитой палаты и Красного крыльца (см. Прил.2, рисунок 2). Известные историко-культурные памятники представлены не целостно,с расстояния, а запечатлены «изнутри»: камера фотографа находилась у дверейГрановитой палаты и была направлена вдоль неѐ, выше Красного крыльца, открывая вид на здания Кремля.

При дальнейшем анализе работ этого периода мыувидим, что фотографы крайне редко подходили к памятнику настолько близко –характерны панорамы, общие планы зданий, либо нечастые съемки интерьеров.Еще одна особенность снимка: на первом плане рядом с дверью, опершись остену, стоит мужчина. Это первое из известных нам включение в кадр человека вкачестве полноправного героя снимка, участника диалога с памятником культуры.Человек на снимке становится частью историко-культурного пространства, какимоно было в момент создания фотографии. Но характерна и поза, в которой запечатлен мужчина: она расслаблена, возможно, несколько нетерпелива, руки скрещены на груди.

Сам человек отстранен от окружающей его истории, погружен в94ОЭ РНБ. Э ФТ63/4–М821, Эф 1709//. Бианки И.К. La porte du T.S. Sauveur. Moscou. [не ранее 1866].ОЭ РНБ. Э ФТ63/1–М821, Эф 10104. Неизвестный фотограф. [Спасская башня Московского Кремля]. [не позднее 1866].96ОЭ РНБ.

Э ФТ63/4–М821, Эф 10087. Неизвестный фотограф. La place du Grand Theatre a Moscou <…>. [1856].97Э ФТ63/5–М821, Эф 1711. Бианки И.К. Une vue du Kremlin Moscou. 1855.98Нормальной точкой съемки в теории фотографии принято считать положение камеры, обуславливающее привычное для человеческого глаза перспективное изображение объекта, то есть чаще всего – уровень глаз стоящегочеловека: Дыко Л.П., Головня А.Д.

Фотокомпозиция. М., 1962. С. 78.9549себя. Взгляд фотографа-художника Джованни Бианки, «первого светописца Петербурга», отличается и на московских снимках своеобразием и талантом в художественной подаче культурных объектов.Интерес к древнерусской культуре стал охватывать все более широкие кругифотографической общественности. Объектом их внимания становятся различныегорода России с их памятниками. Так, древним памятникам культуры России были посвящены исторические очерки в периодической печати о Тверских монастырях – Отроче, Желтикове, Рождественском девичьем, Оршине, а также в целом обистории Твери.

Эти очерки, иллюстрированные фотографиями, были подписаныредактором-издателем журнала «Фотографическая иллюстрация» П. Архангельским99. Фотографии по-прежнему не отличались хорошим качеством: они оченьбледны, представляют собой общий план монастырей, снятых с удаленной точки.Появляются материалы и о других городах России и их памятниках. Рассказыо городах и памятниках иллюстрируются фотографиями. Так, очерк Москвы сопровождается фотографией Спасских ворот100; рассказ о соборе Василия Блаженного и Сухаревской башне в Москве снабжен фотографиями, сделанными самимП.

Архангельским и фотографом Шатовым (имя и отчество последнего нам установить не удалось)101; исторический очерк о Смоленске и Минске, история Яблочинского монастыря в Варшавской епархии, основанного еще до Брестской унии1595 г., иллюстрируются фотографиями «Древняя стена в Смоленске» и «Вид г.Минска», представляющих собой общие виды102.По своему качеству очень немногие фотографии в «Фотографической иллюстрации» отличаются в лучшую сторону от иллюстраций в журнале «Светопись»:фотография Спасских ворот бледная, с плохой прорисовкой деталей.

Фронтальноеизображение даѐт классическое представление об этой постройке. Следует отметить, что тексты – исторические очерки – существенно отличались от фотографий99Фотографическая иллюстрация. 1863. № 5.Там же. № 7.101Там же. № 7.102Там же. № 8 – 9.10050своим качеством: они написаны довольно живо, так, что могли заинтересоватьчитателя.Главное же достоинство этих публикаций состояло в том, что их материалыпреследовали благие цели ̶ просвещатьчитателей с помощью историческихсправок и иллюстраций. В рассказе о Яблочинском монастыре Варшавской епархии, в очерках по истории Твери, Смоленска, Минска ясно просматривается намерение авторов пробудить интерес к истории своей страны.

К тому же в материалах журналов, в частности, в журнале «Фотографическая иллюстрация» всѐбольше внимания уделялось истории и культуре России, в том числе стремлениюпознакомить читателей с памятниками древнерусской культуры, с их историей ивнешним видом. Ценным было и то, что в периодике появлялась информация, касающаяся общеевропейских культурных ценностей. Хотя, конечно, приоритетным было намерение привлечь внимание читателей с помощью слова и фотографии к культурным ценностям именно России, причѐм не только к таким широкорастиражированным памятникам, как собор Василия Блаженного в Москве, но и кмногими забытым или малоизвестным уголкам России, таким как Желтиков, Отроч и другие Тверские монастыри.1.5.

Творчество М.П. Настюкова и Д.Г. Биркина;«Найденовские альбомы»(1860-е – 1870-е гг.)Мастера ранней русской светописи сохранили на своих снимках облик и других русских городов. Так, в 1867 году известный фотограф, владелец фотоателье вНижнем Новгороде, Москве и Костроме М.П. Настюков отправляется в путешествие по Волге. Результатом этого путешествия стал альбом «Виды местности порекеВолгеотТверидоКазани,снятыемосковскимфотографом51М.П.

Настюковым в 1867 году»103. Хорошо известен также его «Альбом фотографических видов памятников древнерусского искусства», созданный в 1873 г. позаказу Императорской Академии художеств.В начале 1870-х гг. М.П. Настюков и Д.Г. Биркин независимо друг от другасовершили путешествие по Киевской земле, оставив после него ряд снимков.Для исследователей русских древностей особый интерес представляет деятельность Дмитрия Гавриловича Биркина. Д.Г. Биркин – личность интересная.Как и М.П. Руднев, он был генералом, военным инженером-строителем. Формально его нельзя отнести к группе профессиональных фотографов, но, будучиувлечѐнным светописцем, Д.Г.

Биркин внѐс значительный вклад в развитие фотоискусства в России. Работы его были выполнены на высоком техническом уровне.Кроме того, генерал был одним из основателей и первым Председателем первогоотечественного фотографического объединения – V Отдела Императорского русского технического общества (ИРТО)104. Как сообщает сотрудница музея ГНИМАим.

А. В. Щусева Мария Георгиевна Рогозина, «общее количество снимков, сделанных в 1872 году Д. Г. Биркиным неизвестно; в Музее архитектуры хранится 17фотографий, на которых можно видеть Софию Киевскую, Десятинную церковь,Киево-Печерскую лавру, Михайловский Златоверхий, Выдубицкий и Братскиймонастыри и другие объекты древнего Киева»105. Исследовательница отмечаеттакже, что фотографии интерьеров Софийского собора и Михайловского Златоверхого монастыря являются первыми из известных в русской фотографии снимков внутренних помещений в России.Как сказано выше, Д.Г.

Биркин и М.П. Настюков в один и тот же период путешествовали по Киевской губернии. Михаил Петрович Настюков был фотографом Его Императорского Величества государя наследника цесаревича, будущегоимператора Александра III, в разное время был владельцем фотоателье в Москве,Нижнем Новгороде, Костроме. В истории отечественной фотографии Настюков103Настюков М.П. Виды местности по реке Волге от Твери до Казани, снятые московским фотографомМ.П. Настюковым в 1867 году. М., 1867. 32л.104Бархатова Е.В.

Указ. соч. С. 188.105Рогозина М.Г. Указ. соч.. С. 774.52известен своими альбомами видовых снимков и памятников древнерусского искусства. Киевские снимки М.П. Настюкова, кроме собственной ценности, интересны нам возможностью сопоставить их с фотографиями работы Д.Г. Биркина,представляющими одни и те же памятники культуры.На первом плане одной из фотографии М.П.

Настюкова «Киев. КиевоПечерская лавра (с юга)»106 (см. Прил. 2, рисунок 3) мы видим городской пейзаж скрышами домов, который отделяет взгляд зрителя от возвышающегося на дальнем плане монастыря. Каменная стена Лавры, расположенная параллельно нижнему краю фотоснимка, делит композицию на два плана, затрудняя зрительныйпереход от бытового сюжета городских крыш к возвышенной теме храма, делаяпоследний обособленным от городской среды.Снимок того же автора «Киев.

Церковь Дальних пещер (с юго-запада)»107представляет общий план церкви. Включение в кадр тропинок, идущих по склонухолма, на котором стоит храм, и деревянной лестницы, ведущей по холму к церкви, а также плетеного забора на первом плане кадра, близко от точки съемки, придают композиции романтизированный вид: белые тропинки на черноте земли подобны молниям на ночном небе, и сходятся они у основания церкви. Д.Г. Биркинсделал снимок этой церкви практически с того же места, не вводя в кадр разве чтоплетня, однако более мягкое освещение и меньшая контрастность изображения недали такой образности, оставив зрителю только композиционно верный, качественный снимок108.Сравнить почерк двух мастеров, работавших над запечатлением одних и техже памятников с разницей в несколько лет, можно на примере еще одного снимка– Десятинной церкви в Киеве. У Настюкова композиция разбивается деревяннойсторожкой на переднем плане, отвлекающей внимание от главного объекта109.

Построение кадра Биркиным более гармонично: светлая на фоне темной земли дуга106ГНИМА им. А.В. Щусева Р11-2782/1.ГНИМА им. А.В. Щусева Р-11-2783/2.108ГНИМА им. А.В. Щусева Р-11-2783/1109ГНИМА им. А.В. Щусева Р-11-2778/1.10753дороги ведет к церкви, стоящей на возвышении; косо падающий свет подчеркивает детали экстерьера древнего памятника церковного зодчества110.Виды г. Киева запечатлели также на многих снимках Франц де Мезер и Иосиф Кордыш, владевшие в этом древнем городе фотографическими заведениями.Помимо киевских снимков, М.П. Настюков известен уже упомянутым альбомом «Виды местностей по реке Волге от Твери до Казани, снятые московским фотографом М.П. Настюковым в 1867 году»111. Особенности авторского взгляда,выявленные в фотографиях киевской серии, заметны и в более ранних снимкахволжского мастера.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее