Диссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм". PDF-файл из архива "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Geneve, 1952. T. 1-2.93 Angulo Iniguez D. 1) Pintura del Renacimiento / Ars Hispaniae. Madrid : Plus Ultra, 1954. Vol. 12 ; 2)Pintura del siglo XVII // Ars Hispaniae. Madrid : Plus Ultra, 1971. Vol. 15 ; 3) Ars Hispaniae. Pintura delRenacimiento. Madrid : Plus Ultra, 1954 ; Camon Aznar J. 1) La pintura Espanola del Siglo XVI // Summa Artis :Historia General de Arte / Dirigido por Jose Pijoan. Madrid : Espasa Calpe, 1970.
Vol. 24 ; 2) La pintura Espanoladel Siglo XVII // Summa Artis. Historia General de Arte / Dirigido por Jose Pijoan. Tercera edicion. Madrid :Espasa Calpe, 1983. Vol. 25.94 Angulo Iniguez D., Perez Sanchez A. E. 1) Historia de la pintura Espanola. Escuela madrilene del primertercio del siglo XVII. Madrid : CSIC, 1969 ; 2) Historia de la pintura Espanola.
Escuela toledana de la primeramitad del siglo XVII. Madrid : CSIC, 1972 ; 3) Historia de la pintura Espanola. Escuela madrilene del segundotercio del siglo XVII. Madrid : CSIC, 1983.95 Каптерева Т., М алицкая К. Искусство Испании // Всеобщая история искусств. Т. 2 : искусствосредних веков.
Кн. 1 / под ред. Б. В. Веймарна и Ю. Д. Колпинского. М. : Искусство, 1960. С. 386-387 ;Каптерева Т. Искусство Испании // Всеобщая история искусств. Т. 3 : искусство эпохи Возрождения / подред. Ю. Д. Колпинского и Е. И. Ротенберга. М. : Искусство, 1962.31Т. П. Каптерева написала большой обобщающий труд по истории испанского96искусства с древности до современности96.Особое значение имеет публикация источников. К ним в 1930-е гг.обратился Санчес Кантон, под редакцией которого были изданы пять97томов97,которые сразу же оказались в поле зрения наших отечественныхиспанистов. К. М.
Малицкая по изданию Санчеса Кантона перевела отрывкииз трактата Ф. Пачеко для книги «Мастера искусства об искусстве» 1937 г., апозже сделала перевод фрагментов трактатов Х. Мартинеса и А. Паломинодля издания «Мастера искусства об искусстве» 1960-х гг., куда также вошлии фрагменты из трактата Пачеко98.В соответствии с внутренней логикой развития искусствоведческойиспанистики первоначально был освоен наиболее яркий художественныйфеномен творчества выдающихся мастеров Золотого века.
После этого внаучный оборот была введена испанская архитектура национальных стилейисабелино,платереско99,чурригереско100. Постепеннобылизученисистематизирован материал по испанской живописи и скульптуре эпохиВозрождения101, по скульптуре эпохи барокко102. Активно начало изучатьсяготическоеискусство103.Безусловно,ужевследзазападнымиисследователями и русские авторы стали писать не только о живописи96 Каптерева Т. П. Испания. История искусства. М. : Белый город, 2003.97 Sanchez Canton F. J. Fuentes literarias para la historia del arte espanol.
Madrid : Junta paraampliation de estudios e investigaciones cientificas, 1923-1941. Т. 1-5.98 М алицкая К. М. 1) Переводы и комментарии к разделу «Испания» // Мастера искусства обискусстве. Избр. отрывки из писем, дневников, речей и трактатов : В 4 т. / под ред.
Д. Аркина и Б.Терновца. М. ; Л. : Гос. изд-во изобразительных искусств, 1937. Т. 1. С. 403-436 ; 2) Перевод,предисловия и примечания к разделу «Испания» // Мастера искусства об искусстве : избр. отрывки изписем, дневников, речей и трактатов : В 7 т. / под ред. А. А. Губер и др. М. : Искусство, 1967. Т. 3. С.111-139 ; Т. 4. С. 15-21.99 Chueca Goitia F. Arquitectura del siglo XVI // Ars Hispaniae. Madrid : ed. Plus-Ultra, 1953. T.
XI ;Camon A znar J. 1) La arquitectura plateresca. Madrid : CSIC, 1945. 2 vols. ; 2) La arquitectura y la orfebreriaespanolas del siglo XVI // Historia general del Arte / Dirigido por Jose Pijoan. Summa Artis. Madid : Espasa Calpe.,1982. T. 17.100 Chueca Goitia F. Barroco en Espana.
Madrid : Dossat, 2000.101 Angulo Iniguez D. Pintura del Renacimiento. Ars Hispaniae. Madrid : Plus-Ultra, 1954 ; Azcarate J. M.de. Escultura del siglo XVI. Ars Hispaniae. Madrid : Plus-Ultra, 1958 ; Camon A znar J. La pintura Espanola delSiglo XVI // Historia general del Arte / dirigido por J. Pijoan. Summa Artis. Madrid : Espasa Calpe., 1983.
T. 24.102 Gomez Moreno M. E. Escultura del siglo XVII // Ars Hispaniae. Madrid : Plus-Ultra, 1963 ; M artinGonzalez J. J. Escultura barroca en Espana. 1600-1770. Madrid : ed. Catedra, 1998.103Azcarate J. M . , de. Arte gotico en Espana. Madrid : Catedra, 2007.32Золотого века, но и об искусстве XV-XVI столетий и о скульптуре иархитектуре Испании.Отечественная искусствоведческая испанистика и сама внесла многонового (достигнутого в том числе и по причине идеологической спецификисоветского строя) в «копилку» мировой науки. Это, прежде всего, глубокоеизучениереалистической(К. М.
Малицкая,И. М.составляющейЛевина,Т. П.испанскойЗнамеровская),живописиисследованиеиспанского портрета (Л. Л. Каганэ), истории коллекционирования испанскогоискусства в России (Л. Л. Каганэ), анализ испанских подлинников вотечественных собраниях (К. М. Малицкая, О. Д. Никитюк, Л. Л. Каганэ),новая интерпретация творчества Гойи в контексте искусства романтизма (В.Н. Прокофьев), новая интерпретация эрререска в контексте национальныххудожественных традиций (К.
М. Малицкая), глубокое изучение не толькосамой «художественной ткани» творчества Мурильо, но и культурноисторической среды, в которой он создавал свои произведения (Е. О.Ваганова), новая интерпретация творчества Веласкеса в контексте культурноисторической эпохи (А. К. Якимович) и еще целый ряд значимых научныхоткрытий и завоеваний. И это как новый фактологический материал, так иноваторские интерпретации, сделанные на основе охвата более широкихнаучных горизонтов, выбора новых аспектов рассмотрения материала иновых научных методов и подходов.
И, конечно, это глубина концептуально теоретического осмысления испанского искусства (Е. И. Ротенберг, Т. П.Знамеровская, Л. И. Тананаева и др.). Но без опоры на труды западныхколлег указанные достижения отечественных ученых, которым посвящаетсяданное сочинение, не были бы возможны.33Г л ава 1.
О сновные этапы эволюции искусствоведческойиспанистикиГлава 1 посвящена выявлению, анализу и изучению этапов зарожденияиразвитияотечественнойискусствоведческойиспанистикивеесоциокультурном и идеологическом контексте.§1. Ф ормирование искусствоведческой испанистикиВ первом параграфе исследуется первоначальный этап формирования иразвития отечественной искусствоведческой испанистики, датирующийсяXIXв.ихарактеризующийсяпреимущественнымвлияниемнанеехудожественных исканий того времени.1.1.1. Ф ормирование дискретного подхода А. И. С омова к оценкеиспанского искусства (первая половина XIX в.)В пунке 1.1.1.
раскрыта ситуация в испанистике, сложившаяся в первойполовине XIX в.104 Испанское искусство (особенно испанская живопись так104Анализируя публикации, посвященные освещению истории испанского искусства, мы неостанавливаемся на каталогах (в том числе и первом каталоге Картинной галереи Эрмитажа, составленном иизданном ее хранителем Ф. И. Лабенским), которые подробно рассматриваются в трудах Л. Л.
Каганэ. См. :Kagane L. La pintura espanola del Museo del Ermitage. Siglos XV a comienzos del XIX. Historia de una coleccion.Traduccion: Aquilino Duque. San Petersburgo ; Sevilla : Fundacion El Monte, 2005 (en espanol y ruso). (ОLivret... Ф. И. Лабенского см. с. 19 указанного издания) ; Каганэ Л. Л. Картины старых испанских мастеровв частных собраниях Санкт-Петербурга. СПб. : Изд-во ГЭ, 2014. 408 с.34называемого Золотого века — конца XVI — XVII вв. — и Г ойя) может бытьпоставлено в один ряд с искусством итальянского Ренессанса и античнымискусством. Но постижение испанского искусства в Европе шло значительнотруднее, чем освоение искусства античности или итальянского Возрождения.Гравирование в Испании было не развито.
В европейских коллекцияхиспанская живопись до начала XIX в. была представлена единичнымипроизведениями. В европейской литературе по искусству до рубежа XVIII—XIX вв. приоритетным направлением оставался классицизм. Реалистическоетечение оценивалось как непрофессиональное. Поэтому вплоть до началаXIX в. в Европе на испанское искусство смотрели как на худшуюразновидностьитальянского,подчеркиваявнемпреждевсегонатуралистическое начало.
Среди испанских художников предпочтениеотдавали Мурильо как наиболее близкому к академическим художественнымвкусам105.В Европе первой половины XIX в. интерес к испанскому искусству былподготовленширокимпотокомиспанскихкартин,хлынувшихнахудожественный рынок в результате сложных политических и социальноэкономических событий, пережитых в это время Испанией. Интересу киспанскомуискусствуспособствовалиитенденциикреабилитацииискусства XVII в., которые вызвали восхищение Рубенсом, Рембрандтом,Рёйсдалемвсредеромантиков.Французскиеромантикипервымивотношении испанской живописи XVII в. формулируют тезис «синкретизмаспиритуализмаинатурализма»,которыйстанетобщепринятойхарактеристикой испанского искусства в искусствоведческих кругах напротяжении всего XIX в.
Романтики полностью приняли как образную, так истилистическую составляющую испанского искусства. Ближе всего имоказался аскетический образ «Св. Франциска» Сурбарана из Испанскогомузея Луи Филиппа. Романтики, однако, не создали стройной истории105Каганэ Л. Л. Эрмитажные картины Мурильо. История собрания // Музей 7 : Художественныесобрания СССР. 1987. С.
263.35испанского искусства, ограничив себя жанром художественной критики, вкотором наибольшее внимание уделяли характеристике выразительностиобразов. Фундаментальные истории искусства в первой половине XIX в.продолжаливыходитьиз-подпераклассицистов.Соответственно,иобразный строй, и композиция, и стилистика испанской живописи в них чащеосуждались, чем восхвалялись. Но усилия романтиков не пропали даром.Даже «закоренелые» классицисты игнорировать испанскую живопись в XIXв. уже не решались.В России знакомство с испанским искусством синхронно Европеначинается в XVIII в., а в основном идет уже на протяжении XIX в.
Этотпроцесс развивался под влиянием художественных вкусов эпохи.Европейский романтизм оказал большое влияние на русскую культуру.Как романтик, Испанией и ее искусством был покорен Василий ПетровичБоткин (1811— 1869).В.литературнымП. Боткин был человеком разносторонне образованным, близким ккругам.Емупринадлежатодниизпервыхведвазарождающемся российском искусствоведении высказываний об испанскомискусстве, содержащиеся в его «Письмах об Испании» (впервые былиопубликованы в журнале «Современник» в 1847-1851 гг., отдельной книгойвышли в свет в 1857 г.).
Так же, как и находящиеся под гипнозом эстетикиромантизма немецкие авторы, например, историк искусства Ф. Куглер, В. П.Боткин считает, что «два предмета остались испанским художникам —природа и религия»106. Природа, по мнению В. П. Боткина, нашлавоплощение в творчестве Веласкеса. По справедливому замечанию Х.