Диссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм". PDF-файл из архива "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
А. Беруэте24 (1909) и А. Майер25(1924) посвятилиВеласкесу монографии. Фундаментальный каталог его работ был изданА. Майером в 1936 г.26 В 1940-е гг. свою лепту в изучение творчества18 Curtis Ch. B. V a z q u e z and Murillo : A Discriptive and Historical Catalogues o f the Works. London ;New York : J. W. Bouton , Sampson low, Marston, Searle, and Rivington, 1883.19 См.
об этом : Harris E. Velazquez. Oxford : Phaidon, 1989. P. 185.20 Beruete y M oret A. , de. 1) Velazquez. Paris : H. Laurens Year published, 1898 ; 2) Velazquez en elMuseo de Prado. Barcelona : Hijos de J. Thomas, 1914.21 Stirling-M axwell W. Velazquez and his works. London : John W. Parker and Son, West Strand, 1855 ;Villaamil Cruzada. Anales de la vida y de las obras de Diego de Silva y Velazquez. Madrid : Libreria de MiguelGuijarro, 1885.22 Justi C. Diego Velazquez und sein Jahrhundert. Bonn : Verlag von Max Cohen und sohn (Fr.Cohen),1888.23 Бенуа А. Н.
История живописи всех времен и народов. СПб. : Шиповник, 1912— [1917]. Ч. 1. Т.1— 4.24 Beruete y M oret A. Velazquez. Berlin : Photographische Gesellschaft, 1909.25M ayer A. Velazquez. Leipzig : Verlag von Seemann und Co., 1924.26 M ayer A. Velazquez. A catalogue raisonne o f the pictures and drawings. London : Faber and Faber,1936.24Веласкеса внесли Э. дю Ге Трапье27 (1948), Е.
Лафуэнте Феррари28 (1943), А.С. Риггс29 (1947). В 1960 г. в Севилье прошла выставка, посвященнаяВеласкесу и севильской художественной школе30. Одновременнобылопубликован сборник документальных и исследовательских материалов оВеласкесе31. В издании приняли участие ведущие испанисты Е. ЛафуэнтеФеррари, С. Пеман, Р. Лонги, Х.-А. Гайя-Нуньо и др. Многое для уточнениякруга работ Веласкеса сделал Х.
Лопес-Рей32, а также М.-А. Астуриас и П.-М.Барди (1969)33. В 1964 г. вышел фундаментальный труд о Веласкесеиспанского искусствоведа Х. Камона Аснара34. В 1974 г. монографияХ. Гудиоля35. В 1980-е активно выходят книги Дж. Брауна по живописиВеласкеса36.КрупнейшиеотечественныеспециалистыпотворчествуВеласкеса Т. П. Каптерева37, В. С. Кеменов38, Т. П.
Знамеровская39, А. К.Якимович40 опирались на исследования своих западных коллег.Творчество Эль Греко привлекло к себе внимание в конце XIX в. В1902г.вПрадопрошлапосвященнаяемувыставка.Первыйфундаментальный труд о художнике - книга М. Коссио (1908)41, которыйвключил в свое издание каталог произведений Эль Греко. Испанский ученый27 Gue-Trapier E . , du. Velazquez. New York : Trustees o f the Hispanic Society o f America, 1948.28 Lafuente Ferrari E. Velazquez. London : Phaidon , 1943.29Riggs A. S. Velazquez. Painter o f Truth and prisoner o f the King. New York : Bobbs-Merrill Co., 1947.30 Velazquez y la Escuela sevillana : catalogo de la exposicion.
Sevilla : Academia de Bellas Artes de SantaIsabel de Hungria , 1960.31 Varia Velazquena : Homenaje a Velazquez en el III Centenario de su muerte : 1660-1960. Madrid :Ministerio de Educacion Nacional , 1960. T. 1-2.32 Lopez-Rey J. 1) Velazquez. A catalogue raisonne o f his oeuvre, with an introductory study. London :Faber and Faber, 1963 ; 2) Velazquez’work and world.
London : Published by New York Graphic Society, 1968.33A stu ria sM .-A ., Bardi P.-M. L ’opera completa de Velazquez. Milano : Rizzoli, 1969.34 Camon A znar J. Velazquez. Madrid, 1964. V.1-2.35 Gudiol J. Velazquez. New York : Viking Press ; Studio Book, 1974.36 Brown J. 1) Velazquez. Painter and Courtier. New Haven ; London : Yale University Press, 1986 ; 2)Painting in Spain 1500-1700.
New Haven ; London : Yale University , 1998 ; Brown J., Elliott J. H. A Palace for aKing. The Buen Retiro and the Court o f Philipe IV. New Haven : Yale University Press, 1980.37 Каптерева Т. П. 1) Веласкес. М. : Изд. Ак. Худ. СССР. 1961 ; 2) Веласкес и испанский портретXVII в. М. : Искусство, 1956.38 Кеменов В. С. 1) Картины Веласкеса.
М. : Искусство, 1969 ; 2) Веласкес в музеях СССР. Л. :Аврора, 1977.39 Знамеровская Т. П. Веласкес. М. : Изобразительное искусство, 1978.40Якимович А. К. 1) Диего Веласкес. Художник и дворец. М. : Советский художник, 1989. 272 с. ;2) Портреты Диего Веласкеса. Искусство отважного знания. М. : Галарт, 2012. 464 с.41 Cossio M. El Greco. Madrid : Suarez, 1908.25Франсиско Сан Роман42 (1910) изучил архивные материалы о жизни итворчестве мастера в Толедо. В 1910 г. в этом городе состоялось открытиеДома-музея Эль Греко.
Крупный немецкий искусствовед Ю. Мейер-Грефепоехал в Испанию для изучения творчества Веласкеса и, «открыв» для себяЭль Греко, «изменил» Веласкесу43. Интерес М. Дворжака к Эль Греко44реализовался в отдельной статье44,инспирировавшей усиление внимания кманьеризму.Синхронно Эль Греко вызвал интерес и у русских авторов.
Э. К.Липгарт, хранитель картинной галереи Эрмитажа и один из организатороввыставки «Старые годы», где экспонировались работы из частных собраний,обнаружил, что Эль Греко является автором полотна «Апостолы Петр иПавел»45, которую владелец спустя некоторое время подарил музею. Об ЭльГреко писали А. Н. Бенуа и К. М. Малицкая. Но если на Западе интерес к ЭльГреко, вспыхнув в начале XX в., уже не угасал, в России фундаментальныепубликации об Эль Греко стали выходить только в 1960-е гг.В1982-1983гг.в двух испанских(Мадрид, Толедо) и двухамериканских (Толидо, Даллас) городах прошла выставка Эль Греко. На ееоснове был издан капитальный труд46, авторами статей стали крупныеискусствоведы Джонатан Браун, Уильям В.
Джордан, Ричард Л. Каган,Альфонсо Е. Перес Санчес. В 1981 г. вышла книга о ренессансныхтенденциях в творчестве Эль Греко Ф. Мариаса и А. Бустаманте47. Как всеисточники по творчеству Эль Греко, так и научные труды, в том числе42 San Roman y Fernandez, Francisco de Borja de. El Greco en Toledo o nuevas investigaciones acerca dela vida y obras de Domenico Theotocopuli. Madrid : Suarez, 1910.43 Meier-Graefe J. Spanische Reise.
Berlin : S. Fiscker Verl. , 1910 ; ом. : История европейскогоискусствознания / Под ред. Виппера Б. Р. Вторая половина XIX в. М. : Наука, 1966. С. 150.44 D vorak M. Uber Greco und der Manierismus // Dvorak M. Kunstgeschichte als Geistesgeschichte.Munchen : R. Piper & Co, 1928. S. 261-276.45 Липгарт Э. К. Испанцы XVI и XVII веков // Старые годы. 1908.
Ноябрь-декабрь. С. 717-719 ; см.также : Ковальские К. и О. Воскресший художник // Студия. 1911. № 11. С. 17-18.46 Brown J., Jordan W. B., Kagan R. L., Perez Sanchez A. E. El Greco de Toledo : Catalogo de Exposition.Madrid : Ministerio de Cultura, Fundacion Banco Urguijo, The Toledo Museum o f Art, 1982.47 M arias F., Bustamante A. Las ideas artisticas de El Grecco. Madrid : Catedra, 1981.26последние, изучены крупнейшим отечественным искусствоведом, пишущимоб Эль Греко, - Т. П. Каптеревой48.Образы кающихся монахов Сурбарана были очень популярны уромантиков. Но подлинный интерес к этому мастеру проснулся только вэпоху кубизма.
В 1905 г. в Мадриде прошла выставка Сурбарана, к которойбыл издан иллюстрированный каталог49. Отдельным картинам и проблемамтворчества Сурбарана были посвящены статьи известного испанскогоисторика искусства Элиаса Тормо50. Особенно значима роль в возрождениинаучного интереса к Сурбарану книги Хосе Каскалес-и-Муньоса 1911 г.51Ученый уточнил биографию Сурбарана, открыв имя его учителя П. ДиасаВильянуэвы, нашел сведения о деятельности Сурбарана в Льерене и вМадриде, издал ряд документов по творчеству Сурбарана, составил каталогего работ и обзор посвященной ему на тот момент литературы. Отдельноеисследование о Сурбаране и Рибере около 1911 г.
издал Поль Лафон52. В1918 г. вышла монография о Сурбаране Гуго Керера53, в которой прослеженаэволюция его живописи. До начала 1920-х гг. творчество Сурбарана восновном рассматривалось в аспекте религиозной тематики. Впоследствииисследователям удалось расширить представление о жанровом диапазоне егоискусства, введя в научный оборот натюрморты и исторические картины. Вделе поиска не известных ранее произведений Сурбарана много былосделано Авг.
Майером54, Д. Ангуло Иньигесом55, П. Гинаром56, С. Пеманом57,48Каптерева Т. 1) Эль Греко. М. : Искусство, 1965 ; 2) Эль Греко Доменикос Теотокопулос.1541-1614. М. : ГАЛАРТ, 2008.49М алицкая К.М. Франсиско Сурбаран. 1598-1664. М. : Искусство, 1963. С. 33.50 Tormo y M onzo E. El monasterio de Guadalupe y los cuadros de Zurbaran. Madrid : Impr. de J. Blass yCia, 1905.51 Cascales y M unoz J. Francisco de Zurbaran.
Su epoca, su vida y sus obras. Madrid : Libreria deFernando Fe, 1911.52 Lafond P. Ribera et Zurbaran (Les grands artistes). Paris : Librairie Renouard, Henri Laurens, editeur,s.a.53 Kehrer H. 1) Francisco de Zurbaran. Munich : H. Schmidt, 1918 ; 2) Spanische Kunst. Munich : H.Schmidt (Druck von F.
Bruckmann), 1926. S. 181-222.54 M ayer A. L. 1) Die Sevillaner Malerschule. Leipzig : Klinkhardt & Biermann, 1911 ; 2) Geschichte derSpanischen Malerei. Leipzig : Klinkhardt und Biermann, 1913. Bd. 1-2 ; 3) Geschichte der Spanischen Malerei.Leipzig : Klikhardt und Biermann, 1922. Bd. 1-2.55 Angulo Iniguez D. Cuarenta dibujos espanoles : dibujos de la Real Academia de San Fernando.
Madrid :Real Academia Bellas Artes de San, 1966.56 Guinard P. Zurbaran et les peintres espagnoles de la vie monastique. Paris : Le Temps , 1960 ; GuinardP., Frati T. Zurbaran. Paris : Edite par Flammarion , 1975.27Р. Х. Санчесом Кантоном58. М. Л. Катурла59 нашла в архивах и опубликовалазначительный ряд новых документов о Сурбаране. Полностью все найденныеМарией Луисой Катурлой архивные материалы по Сурбарану были изданыуже после смерти исследовательницы французским искусствоведом О.Делендой60.
Все известные к концу 1940-х гг. материалы о Сурбаране нашлиотражение в монографии Х. Л. Гайа Нуньо61. Следующий по времени итогизучению и прояснению творчества Сурбарана был подведен в 1953 г. вкниге М. Сориа «Живопись Сурбарана»62. В этом труде учитываются новыеатрибуционные изыскания, исследован вопрос о влиянии маньеристическихгравюр на творчество Сурбарана.Таким образом, в течение всей первой половины-середины XX в.последовательно шло накопление и осмысление новых фактов о творчествеСурбарана.БезэтихтрудовнесостояласьбыфундаментальнаякнигаК. М.