Диссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм". PDF-файл из архива "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
это по преимуществуфакторы художественно-эстетические, после 1917 г. — идеологические.— Художественная практика и эстетические предустановки (академизм)середины — второй половины XIX в. определили оптику интереса киспанскому искусству, которая позволила выделить среди художников впервую очередь Мурильо и обусловила восприятие испанской живописи как«спиритуалистическогонатурализма»,втовремякакконецвекаодновременно с усилением в русской живописи позиций реалистическогонаправления выдвинул на первый план Веласкеса, Риберу и Сурбарана и,соответственно,характеризовалиспанскоеискусствокак«героическийнатурализм».— Объективная попытка осмысления испанского искусства XVI—XVIIвв.
могла состояться только в начале XX в. (А. Н. Бенуа).—Формированиеираспространениеконцепта«реализма»ивоинствующего атеизма в 1930-е гг., а также интерес к испанской культуре,возникший под влиянием сочувствия и помощи испанским антифашистам вгодыГражданскойвойнывИспании1936— 1939гг.,привеликпереориентации интереса в области испанского искусства на Гойю с его,трактовавшейся прежде всего как антиклерикальная, серией «Капричос» и18Веласкеса с его произведениями демократической направленности (бодегоны),атакжекинтерпретациипортретноготворчестваВеласкесакакантимонархического.— С изменением концепта «реализма», произошедшем в 1946/47 гг. иприведшем к включению в последний не только демократической тематики, нои линеарно-пластической трактовки формы, из поля зрения исследователейбыли исключены многие авторы, термины, понятия (живопись Эль Греко,термины«импрессионистичность»,«живописность»ит.д.),произошлаочередная перекодировка исследовательского поля.— В 1950-е— 1960-е гг. в отечественном искусствоведении происходитрасширение концепта «реализма» как в стилистическом, так и в тематическомаспекте, увеличение диапазона исследуемых явлений и мастеров, в том числе ииспанских(были«реабилитированы»ЭльГреко,Сурбаран,Мурильо,архитектурный ансамбль Эскориала).— Во второй половине 1960-х— 1980-е гг.
предпринимается попыткаотказаотжесткихдифференциацииидеологическихискусствоведенияпредустановок,чтона популяризаторствопривелоиксобственнонаучные разработки, интенсификации исследований по истории испанскогоискусства и, соответственно, расширению проблемного и тематического поляисследуемых явлений.— С конца 1980-х гг. отечественная искусствоведческая испанистиканачинает развиваться в русле ведущих тенденций мирового искусствоведения.Теоретическаязначимостьисследованиясостоитв прояснениимеханизмов взаимодействия культуры в целом и исследований по искусству; вформированиицелостногопредставленияоместеискусствоведениявконтексте российской культуры; в выявлении и анализе этапов развитияотечественнойисторииискусствавцеломиотечественнойисториииспанского искусства в частности, неразрывно связанных с явлениями видеологии и культуре своего времени; в дифференциации в историографииизобразительного искусства Испании XV—начала XIX вв.
научных выводов19объективного характера и субъективных гипотез тенденциозного плана,продиктованныхвременемиидеологией.Крометого,теоретическаязначимость настоящей работы заключается в расширении методологическойбазы культурологии и развитии междисциплинарных практик; в разработке иапробировании методологии, построенной на включении в себя элементовсоциологического подхода и позволяющей понять главные факторы развитиянаучной и научно-популярной литературы по испанскому искусству.
Выводыавторамогутлечьвосновутрудовпоисторииотечественногоискусствознания; на них могут базироваться историографические очерки поистории изучения того или иного мастера испанского искусства; они могутпомочьискусствоведамвпроцессеосвоенияотечественногоискусствоведческого наследия. Результаты данного исследования окажутсяполезныкультурологам,взаимодействияиизучающимкросскультурныеразрабатывающимпроблематикупроцессыимежкультурныхкоммуникаций. Основные положения диссертации могут быть положены воснову научных и научно-популярных трудов по истории культуры, историииспано-российскихкультурныхсвязей,историиизученияиспанскогохудожественного наследия в России.П ракти ческая значимость исследования.
Материалы проведенныхавтором исследований, сделанные на их основе выводы и заключенияпозволяютвыработатьотечественногоадекватноеискусствоведенияпредставлениеиоботечественнойиспанистики, происходящего под влияниемэтапахразвитияискусствоведческойсоциокультурныхфакторов.Результаты исследования можно использовать в лекционных курсах, читаемыхдля студентов,специализирующихся по историикультурыи историиискусства, как бакалавров, так и магистров, а также для аспирантов.Собранные материалы могут лечь в основу как отдельных лекций ипрактических занятий по специальным курсам истории культуры, литературы,искусства Испании, так и в основу целостных курсов по Источниковедениюистории культуры и Источниковедению истории искусства, Историографии20истории культуры и Историографии истории искусства, Методологии историикультуры и искусства, Истории российской культуры, Истории испанорусскихкультурныхвзаимосвязейидругих.Результатыпроведенногоисследования могут быть использованы в процессе руководства аспирантами,магистрами и бакалаврами в их работе над квалификационными сочинениями,в ходе подготовки и проведения научно-исследовательских семинаров поисториографии истории культуры и искусства.
Основные положения и выводыдиссертации могут лечь в основу специальных докладов на научных форумах.Промежуточные итоги и окончательные выводы диссертации могут бытьиспользованы при написании учебных и учебно-методических пособий поистории российской культуры, истории испанской культуры, истории испанороссийских культурных взаимосвязей. Результаты данного диссертационногосочинения могут быть также использованы в музейной работе при составлениикаталогов,подготовкевыставокпотематикеиспанскогоискусства ииспанской культуры.
На их основе могут быть созданы научные и научнопопулярные передачи на радио и телевидении по проблематике изученияиспанской культуры и искусства в России. Они могут быть использованы длянаписаниянаучныхинаучно-популярныхтрудовпоиспанистикеикультурологии.Апробация.Итогиизученияэволюцииотечественнойискусствоведческой испанистики нашли отражение в опубликованных 36статьях (общим объемом15 п. л.), в том числе 19 в изданиях из перечняведущих рецензируемых ВАК научных журналов и изданий, и 2 монографиях(13,22 п. л. и 23 п.
л.). Различные аспекты работы и результаты проведенногоисследованиябылипредставленынанаучныхфорумах:XXXIСервантесовских чтениях (26—29 мая 2009, С.-Петербург, Эрмитаж); XXXIIIСервантесовских чтениях (26-27 апреля 2011 г. С.-Петербург, СПбГУ, ИРЛИ(Пушкинский Дом) РАН); Международной научной конференции «Испанскиетемы и формы: искусство, культура и общество» (26—27 ноября 2013 г.,СПбГУ, Исторический ф-т); IV Международном конгрессе испанистов России21(18— 19 сентября 2013 г., Москва, МГЛУ); XXXVI Сервантесовских чтениях(28—29 апреля 2014 г., С.-Петербург, СПбГУ, ИРЛИ (Пушкинский Дом)РАН); XXXVII Сервантесовских чтениях (27—28 марта 2015 г., С.-Петербург,СПбГУ,ИРЛИ(ПушкинскийДом)РАН);международнойнаучнойконференции «Актуальные проблемы теории и истории искусства» (27—31октября 2015 г., Москва, МГУ); международной научной конференции «Россияи Ибероамерика в глобализирующемся мире: история и современность» (1—3октября 2015 г.
С.-Петербург, СПбГУ, ф-т международных отношений);XXXVIII Сервантесовских чтениях (21—22 апреля 2016 г. С.-Петербург.СПбГУ,ИРЛИ(ПушкинскийДом)РАН);Международномконгрессеиспанистов (апрель 2016 г., Москва, ВШЭ); VIII Международной научнойконференции «Иберо-романистика в современном мире: научная парадигма иактуальные задачи» (24—25 ноября 2016 г., Москва, Филологический ф-т МГУим. М. В.
Ломоносова); Международном конгрессе «Образ власти и властьобраза: в искусстве, литературе и истории» (2 - 3 марта 2017 года, Москва,ГМИИ им. А. С. Пушкина, ГИИ); XXXIX Сервантесовских чтениях (27—28апреля 2017 г., С.-Петербург, СПбГУ, ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН);международнойнаучнойконференции«РоссияиИбероамерикавглобилизирующемся мире» (2—3 ноября 2017 г., С.-Петербург, СПбГУ, ф-тмеждународных отношений).Н а основе открытых закономерностей взаимодействия идеологии иискусствоведения были подготовлены и читались курсы для специалистов,бакалавров и магистров кафедр истории русского искусства и историизападноевропейского искусства Института Истории (б. Исторического ф-та)СПбГУ: «Историография истории искусства» (2003—2017), «Методологияистории искусства» (2013—2017), «Источниковедение истории искусства»(2003—2017).
Также были подготовлены циклы лекций по историографииистории искусства, вошедшие в общие курсы, читавшиеся как в ИнститутеИстории, так и на филологическом ф-те СПбГУ: «Зарубежная скульптура»(2014—2017), «Искусство Испании»(2006—2017), «История искусства»22(2014—2017),«Историяхудожественнойкритики»(2005—2008)идр.Результаты исследований прошли апробацию в статьях, написанных дляэнциклопедического издания «Культура Возрождения» (Т.
2. М., РОССПЭН,2011), в учебно-методических пособиях «Историография истории искусства»и«Источниковедениеисторическогомагистральныхисторииискусства»,подготовленныхфакультета СПбГУ и изданныхвыводовисследованияв 2007строятсянаг. Н азанятиябазеосновенаучноисследовательского семинара для магистров (2014—2017) и аспирантов(2014—2017) кафедры истории западноевропейского искусства.Соответствие диссертации паспорту научной специальности.
Данноедиссертационное исследование соответствует следующим пунктам паспортанаучной специальности 24.00.01 — «Теория и история культуры»: п. 1.10.Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитиикультуры, п. 1.13. Факторы развития культуры, п. 1.15. Роль культурногонаследия в жизнедеятельности общества, п. 1.17. Компоненты культуры(наука,мораль, мифология,образование, религия, искусство),п.1.28.Культурные контакты и взаимодействие культур народов мира.О течественная искусствоведческая испанистика в контекстемирового искусствознанияОтечественную науку об испанском искусстве нельзя рассматривать визоляцииотмировогоискусствознания.Зарубежнымисследователямпринадлежит первенство в открытии и накоплении фактического материалакак по ключевым, так и по второстепенным фигурам испанского искусства ив целом испанской культуры. Колебания в росте или убывании интереса ккрупным испанским мастерам Золотого века, которые наблюдались взападной науке и которые были обусловлены спецификой художественнойжизни прежде всего Европы в те или другие десятилетия XVIII-XX вв., во23многом определили и «колебание» маятника научного интереса в нашейстране.Как известно, в XVIII в.
произведения Мурильо в Европе ценилисьвыше, чем работы Веласкеса. Соответственно еще в XVIII в. картиныМурильо появились в коллекции Эрмитажа.Здесь значительна рольД. Дидро, имевшего большое влияние на художественные вкусы ЕкатериныII. Романтикам XIX в. нравилось в творчестве Мурильо сосуществованиеидеального и обыденного. К середине этого столетия слава Мурильодостигает зенита18. Вместе с тем растет слава Веласкеса.
Первым заново«открыл» Веласкеса в XVIII в. Антон Рафаэль Менгс19. Под сильнымвпечатлением живописи Веласкеса находились романтики. В последнейчетверти XIX в. много для возрождения интереса к Веласкесу сделалиимпрессионисты20. Во второй половине XIX в. появились первые серьезныемонографии о Веласкесе21, прежде всего это труд К. Юсти «Диего Веласкес иего время» (1888)22. О живописи Веласкеса в своей «Истории живописи всехвремен и народов» с восхищением пишет А. Н. Бенуа23, хорошо знавшийтруды своих западных коллег.Н а протяжении всего XX в. Веласкес оставался в центре вниманиязападных искусствоведов.