Диссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм), страница 3
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм". PDF-файл из архива "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
К этой группе относятся трудыВ. Г. Арсланова, Б. Р. Виппера, А. С. Кантор-Гуковской, Е. Ф. Кожиной, Ю. Д.Колпинского, М. Н. Соколова, В. П. Шестакова и др., а также О. Бенеша, Г.Вельфлина, М. Дворжака, Г. Зедльмайра, Э. Панофского. Третью группуобразуют публикации западных искусствоведов-испанистов. Это работы Д.Ангуло Иньигеса, А. Беруэте, Дж. Брауна, Э. дю Ге Трапье, М. Гомес-Морено,Х. Гудиоля, О. Деленды, Х. Каскалеса-и-Муньоса, Г.
Каблера, Х. КамонаАснара, М. Л. Катурлы, Г. Керера, П. Лафона, Авг. Майера, А. Е. ПересаСанчеса, Р. Х. Санчеса Кантона, В. Сориа, Э. Тормо и других ведущихспециалистов в области искусствоведческой испанистики. Четвертую группуисточников составляют сочинения (статьи, монографии, тезисы докладов,12архивные материалы) отечественных испанистов-искусствоведов. К этойгруппе принадлежат труды как ведущих испанистов, так и менее известныхавторов. Это публикации М. В. Алпатова, А. Н.
Бенуа, В. П. Боткина, Е. О.Вагановой, Н. Н. Врангеля, П. П. Гнедича, П. В. Деларова, Т. П. Знамеровской,Л. Л. Каганэ, Е. О. Калугиной, Т. П. Каптеревой, В. С. Кеменова, И. М.Левиной, К. М. Малицкой, А. А. Неустроева, О. Д. Никитюк, В. Н.Прокофьева, Е. И. Ротенберга, О. Е. Русиновой, С. К. Савватеева, Ю. Ю.Савицкого, А. И. Сомова, Л. И. Тананаевой, Г. В. Томирдиаро, А. К.Якимовича и других исследователей. Пятую группу источников представляютсобой издания документов изучаемых испанистами эпох — главным образомтрактатов историков и теоретиков испанского искусства XV—XVIII вв. Д. деВильяльты, Х.
Мартинеса, А. Паломино, Ф. Пачеко и др. Например, этопубликации фрагментов их сочинений в «Мастерах искусства об искусстве»,подготовленных к изданию К. М. Малицкой, и в трудах по эстетике. Шестаягруппа источников образована сочинениями по культуре Испании и России,выходившиминапротяженииисториирусско-испанскихкультурныхвзаимосвязей. Это, например, работы М. Кольцова, М. А. Лифшица, П. Л.Мордовцева, Вас.публикацииИ.помогаютНемировича-Данченко, И.понятькультурныйЭренбурга и др.контекстисследованийЭтиобиспанском искусстве.Седьмую группу источников составляют произведения испанскогоискусства, исследуемые учеными.
Это картины Д. де Веласкеса (в первуюочередь его бодегоны, циклы, посвященные шутам и карликам, знаменитые«Пряхи» (ныне «Миф об Арахне»), «Вакх», «Кузница Вулкана», «Менины»,королевскиепортретыипортретычленовкоролевскойсемьииприближенных короля), картины, графика и офорты Х. де Риберы (преждевсегодемократическитрактованныеобразыантичныхфилософовихристианских святых, его «Хромоножка»), произведения Ф. Сурбарана(реалистически решенные образы монахов), Б. Э. Мурильо (особенносозданные им детские образы представителей севильской улицы), Эль Греко13(в первую очередь его портреты), Л.
де Моралеса, холсты, рисунки, гравюры(особенно «Капричос» и «Бедствия войны») и монументальные росписи Гойии других ведущих испанских мастеров in situ и в собраниях Испании (впервуюочередь в Прадо), Западной Европы(в Лувре, Дрезденскойкартинной галерее, Лондонской национальной галерее и др.), России(собрания отечественных музеев и музеев бывшего СССР: ГосударственногоЭрмитажа, Государственного музея истории религии, ГМИИ им. А. С.Пушкина, Киевского музея западного и восточного искусства имени ВарварыиБогданаХаненко,ТашкентскогомузеяизобразительныхискусствУзбекистана и др.).
Кроме того, это, разумеется, произведения испанскойживописи XV—XVI вв., испанской скульптуры и испанской архитектуры, вменьшей степени произведения испанского прикладного искусства. Этомногочисленные выставки испанских картин из собраний отечественныхмузееввразныхгородахРоссииизаграницей(«Шедеврызападноевропейской живописи XVI—XVIII веков»: выставка произведенийГосударственного Эрмитажа в музее Прадо 29 апреля — 29 июня 1981 г.;«Мурильо и художники Андалусии XVII в. в собрании Эрмитажа»:Государственный Эрмитаж, 1984 / куратор Л. Л. Каганэ; «ИспанскоеискусствовсобранииГосударственногоЭрмитажа»:Саратовскийгосударственный художественный музей им.
А. Н. Радищева: 29 июня-21ноября2010года,Государственныйисторико-архитектурныйихудожественный музей-заповедник «Казанский Кремль», центр «ЭрмитажКазань»: 24 ноября 2011-27 мая 2012 года, Выставочный центр «Эрмитаж —Выборг»: 19.04.2013 — 27.10.2013 / автор концепции и куратор выставки С.К. Савватеев) и выставки испанской живописи из иностранных музеев вРоссии («Шедевры испанской живописи из собрания Национального музеяПрадо» в Государственном Эрмитаже: 2 сентября — 15 октября 1980 г.;«”Махи” Ф. Гойи в Эрмитаже»:1998 / куратор выставки Л. Л. Каганэ;«”Менипп” и “Эзоп” Веласкеса из музея Прадо»: выставка из музея Прадо вГосударственном Эрмитаже 21 октября 2008 — 21 декабря 2008 / куратор14выставки Л. Л.
Каганэ; «Прадо в Эрмитаже»: выставка из музея Прадо вГосударственном Эрмитаже 26 февраля 2011 — 29 мая 2011 / авторконцепции и куратор выставки С. К. Саватеев; «Диалоги: Живопись бароккоиз музеев Андалусии»: выставка в Государственном Эрмитаже: 24 июня 2011— 25 сентября 2011 / автор концепции и куратор выставки Л. Л. Каганэ;«Сюрреализм в Каталонии.
Художники Ампурдана и Сальвадор Дали»:выставка из музеев Каталонии в Государственном Эрмитаже 28 октября 2016— 5 февраля 2017 / кураторы А. Виньяс Паломер, С. Савватеев, Ю.Савельев); «Испанские мастера из Эрмитажа в Амстердаме»: выставкаиспанских картин Золотого века из собрания Государственного Эрмитажа вфилиале Эрмитажа в Амстердаме, декабрь 2015 — 29 мая 2016 / куратор С.С. Савватеев).О сновны е результаты исследования заключаются в установленииопределенных закономерностей трансляции в сферу искусствоведческойиспанистики идеологических и культурных предустановок эпохи. Конкретнее:—предложенаискусствоведческойпериодизацияиспанистикивееразвитиявзаимосвязисотечественнойсоциокультурнойэволюцией общества, исследованы характерные особенности каждого извыявленных этапов;— выявлены и проанализированы основные этапы истории изученияиспанского изобразительного искусства XV—начала XIX вв.;— исследованы тематические поля и проблемно-методологическиеподходы в изучении отечественными учеными истории искусства вообще иистории испанского искусства XV—начала XIX вв.
в частности;— реконструированы научные биографии крупнейших отечественныхученых-испанистов и изучены внутренние факторы эволюции их научноготворчества;—установленазависимостьэволюциинаучногоискусствоведов-испанистов от социокультурных факторов;творчества15—обозначеныважнейшиедостиженияотечественныхученых-испанистов в изучении испанского искусства, ставшие возможными благодарявзаимодействию внутренних и внешних факторов развития отечественногоискусствоведения;— определены возможные перспективы изучения истории испанскогоискусства XV—начала XIX вв. в дальнейшем.М етодологической основойисследования, в соответствии с егомеждисциплинарным характером, послужил ряд значимых для культурологииметодов,которыедаютавторувозможностькомплексноисследоватьпоставленные в диссертации проблемы, изучить все их аспекты с учетомконкретной исторической, культурной и идеологической обстановки в стране,рассматривая каждый факт истории изучения испанского искусства в России вкаждый конкретный период времени не в отдельности, а во взаимосвязи сдругимифактами,историческими,выявитькультурными,причинно-следственнуюидеологическими,связьмеждухудожественнымииискусствоведческими событиями.Применялисьтрадиционныеисториографическихприемыисточников.научнойДиссертациякритикиосновананаисточниковедческом анализе текстов публикаций, изучении методологииисследователей, сравнительном рассмотрении разных подходов и методов, ихклассификацииотечественнойивыяснениинаукисоциокультурнымииобихискусствесвязисвцеломхудожественныминаправлениямивоявлениями.развитиявзаимодействииВедущимсостаетсясобственно культурологический метод с привлечением общенаучных методовисторизма, системности, научной объективности.
В процессе работы наддиссертацией автор опирался на научный диалектический метод познания,включающий в себя такие методы исследования, как: историко-генетический,сравнительно-исторический,проблемно-хронологический,историкосистемный, ретроспективный.
В качестве одного из важнейших выступалпринцип историзма, который позволил рассматривать историю изучения16эволюции испанского искусства в контексте смены культурных парадигм.Широкоприменяетсясоциологическийподход,позволяющийувидетьзависимость между этапами развития отечественной культуры и идеологии иэтапами, переживаемыми отечественной наукой об искусстве в целом иотечественной искусствоведческой испанистикой в частности. При анализенаучных выводов и открытий отечественных искусствоведов в том числеиспользовалисьиспециальноискусствоведческиеметоды:«теорииотражения», формальный, иконографический, иконологический, структурный.Автордиссертацииширокопользуетсябиографическимметодом,позволяющим реконструировать творческие научные биографии крупнейшихученых-испанистов и рассмотреть их в контексте эпохи.Н аучная новизна исследования заключается в том, что в нем:— предложен подход, позволяющий изучать отечественную историюискусства и отечественную историю испанского искусства в социокультурноми идеологическом контексте;— установлена периодизация отечественной науки об испанскомискусстве и дана развернутая характеристика этапов развития отечественнойистории испанского искусства XV—начала XIX вв.
в зависимости от сменыкультурных парадигм;— определена и изучена степень влияния современной художественнойпрактики России и существующей на том или ином этапе идеологии натематику и методологию исследований по истории искусства в целом иистории испанского искусства в частности на каждом отдельно взятом этапеих эволюции;— доказано, что отечественная искусствоведческая испанистика на всехэтапах своего развития артикулировала вне ее лежащие культурные иидеологические предустановки;— прослежена обусловленная самим материалом исследования, т.е.собственно испанским искусством, внутренняя логика, присутствующая в17работах и взглядахкрупнейших ученых-испанистов, позволяющая лучшепонять их методы и подходы к изучению испанского искусства;— подвергнуты критическому анализу устоявшиеся и требующиеуточненияконцепции,выводы,суждения,определения,формулировки,содержащиеся в отечественных работах по истории искусства в целом иистории испанского искусства в частности;— выявлены основополагающие векторы развития исследований поиспанскому искусству на данный момент.О сновны е положения исследования, вы носим ы е на защ иту:— Отечественная история испанского искусства эволюционировала поддействием внешних социокультурных факторов, определивших направление,проблематику и методологию исследований: до 1917 г.