Диссертация (Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм". PDF-файл из архива "Искусствоведческая испанистика в контексте российских культурных парадигм", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
... канд. искусствоведения. М., 2001; 2) Мурильо и Веласкес в русской художественнойкультуре XIX-начала XX вв. : Дис. ... канд. искусствоведения. М., 2001.4 Каганэ Л. Л. (Kagane, L.) Испанская живопись в Эрмитаже. XV-начало XIX в. История собрания.La pintura espanola del Museo del Ermitage. Siglos XV a comienzos del XIX. Historia de una coleccion.Traduccion : Aquilino Duque (en espanol y ruso).
СПб.; Севилья, Фонд Эль Монте : Изд-во ГЭ, 2005. 602 с.5Каганэ Л. Л. Эрнст Карлович Липгарт и Элиас Тормо-и-Монсо // Эрмитажные Чтения 2003 : тез.науч. докл.. СПб.: изд-во ГЭ, 2003. С. 12-15.6 Каганэ Л. Л. Картины старых испанских мастеров в частных собраниях Санкт-Петербурга. СПб. :Изд-во ГЭ, 2014. 408 с.8Липшац «Испанская живопись и французские романтики»7 (1972). Онапосвящена изучению этапов освоения испанского искусства во Франции сXVII в. до завершения эпохи романтизма, т.
е. до середины XIX в. Этоисследование важно, поскольку отечественная испанистика «запаздывала» посравнению с общеевропейской, и в первую очередь с французской, иподпадала под влияние Франции как пионера в освоении испанскогохудожественного наследия. Ученый, тщательно и кропотливо проанализировавхудожественную,художественно-критическую,научно-теоретическуюлитературу XVII-XIX вв., показывает, как постепенно под влиянием эстетикиромантизма рождалось то понимание испанского искусства, которое ляжет воснову европейской испанистики XIX в.Впоследниеразмышлениямдесятилетияпоявилисьсочинения,посвященныео развитии советского искусствознания и культуры.
Восновном это мемуарная литература. Особую ценность в плане проблематикидиссертации представляют книги М. В. Алпатова «Воспоминания. Творческаясудьба. Семейная хроника. Годы учения. Города и страны. Люди искусства»8(1994), Т.П.Каптеревой-Шамбинаго«Арбат, дом 4»9 (2006), Б.М.Бернштейна «Старый колодец: книга воспоминаний» 10 (2008), М. Ю. Г ермана«Сложное прошедшее.
Passe compose» 11 (2006), И. Н. Голомштока «Занятиедля старого городового. Мемуары пессимиста» 12 (2015) и книга Л. З. Лунгиной«Подстрочник: жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме ОлегаДормана»13(2009).Авторы-искусствоведы(илилюди,близкиекхудожественным кругам) включают автобиографический материал в контекст7 Lipschutz I. H. Spanish painting and the French Romantics // Harvard studies in romance languages.Harvard : publ.
under the direction o f the Dep. o f French and other romance languages and litertures, 1972. Vol. 32.8 Алпат ов М. В. Воспоминания. Творческая судьба. Семейная хроника. Годы учения. Города истраны. Люди искусства. М. : Искусство, 1994. 255 с.9Каптерева-Ш амбинаго Т. П. Арбат, дом 4. М.
: Новый хронограф, 2006. 271 с.10Бернштейн Б. М. Старый колодец: книга воспоминаний. СПб. : изд. им. Н. И. Новикова, 2008. 405с.11 Герман М. Ю. Сложное прошедшее. Passe compose. СПб. : Печатный двор, 2006. 696 с.12 Голомшток И. Н. Занятие для старого городового. Мемуары пессимиста. М. : Аст : Ред. ЕленыШубиной, 2015. 346 с.13 Лунгина Л. З. Подстрочник: жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме ОлегаДормана. М. : CORPUS Астрель, 2009. 381 с.9эпохиимастерскисоединяютописаниесвоих личныхпереживаний,исторические факты и внимательный анализ происходивших перемен.Проблему взаимодействия искусствоведения и политики затрагивал всвоих исследованиях Ф.
И.Шмит, занимавшийся изучением научногонаследия Н. П. Кондакова14 и, соответственно, рассмотревший в светепоставленной проблемы только научное творчество этого последнего ученого,представляемогонастраницахстатьикакмонархистивыразительполитических амбиций царской России15.Необычайно важными являются труды, посвященные изучению развитиярусской литературы и русской литературной критики в контексте эпохи.Особенно значимыми явились сочинения, выходившие под авторством илиредакцией Е. Добренко16. Тенденции, раскрытые в литературе советскогопериода, очень близки к тем, которые присутствуют в искусствоведении.Критика рассматривается Е. Добренко как социально-культурная институция,в советский период нашей истории функционировавшая в условиях тотальногоконтроля со стороны государства.
«Только теперь, когда советская эпохазавершилась и стали различимы пути развития постсоветской критики, пришловремя истории,понимаемое здесь как время концептуализации»11, —справедливо считает Е. Добренко.Таким образом, несмотря на то, что в отечественной и мировой научнойлитературе достаточно широко освещаются вопросы истории изученияиспанскогоискусства,работы,котораяисследует,какимобразомформировались концептуальные векторы развития исследовательской мысли в14 Шмит Ф. И.
Политика и византиноведение // Сообщения ГАИМК. 1932. №7— 8. С. 6— 23 ; ШмитФ. И. Византиноведение на службе самодержавия. С. 556— 595.15 Вступительная статья Г. И. Вздорнова к статье Ф. И. Шмита. Византиноведение на службесамодержавия: Н. П. Кондаков. С. 558.16 История русской литературной критики : советская и постсоветская эпохи / Под ред. Е. Добренко,Г. Тиханова. М. : Новое литературное обозрение, 2011. 792 с.
; Добренко Е. Метафора власти : Литературасталинской эпохи в историческом освещении. Munchen, Sagner, 1993 (Slavistische Beitrage; 302). 405 c. ;Добренко Е. Формовка советского писателя : Социальные и эстетические истоки советской литературнойкультуры. СПб. : Академический проект, 1999. 558 с. (Современная западная русистика, т.
25); Добренко Е.Формовка советского читателя : Социальные и эстетические предпосылки рецепции советской литературы.СПб. : Академический проект, 1997. 323 с. (Современная западная русистика).17 История русской литературной критики : советская и постсоветская эпохи / Под ред. Е.Добренко, Г. Тиханова.
М. : Новое литературное обозрение, 2011. С. 9.10процессе этого изучения под влиянием социокультурных, идеологических ихудожественных факторов, не существует, что объясняет своевременностьпоявления данного исследования.Ц ельизадачидиссертации.Ц ельдиссертациив том,чтобыпроследить влияние идеологических и культурных доминант на развитиеотечественнойискусствоведческойиспанистики.Длядостиженияпоставленной цели мы предполагаем сосредоточиться на решении следующихзадач:— выявить и охарактеризовать основные этапы развития отечественногоискусствоведения в его взаимосвязи с социокультурной эволюцией общества исменой культурных парадигм;— проследить основные этапы истории изучения испанского искусстваXV—началаXIXвв.,проанализироватьспецифическиехарактерныеособенности каждого этапа в контексте идеологии и культуры своего времени;—изучить обусловленные социокультурными и идеологическимивоздействиями тематические поля и проблемно-методологические подходы висследовании отечественными авторами истории искусства вообще и историииспанского искусства XV—начала XIX вв.
в частности;— реконструировать научные биографии крупнейших отечественныхиспанистов-искусствоведов,выявитьвнутреннююлогикуразвитияихнаучного творчества;— продемонстрировать, каким образом исследования и концепцииотечественных испанистов-искусствоведов были предопределены установкамикультуры и идеологии своего времени;— проанализировать научный вклад каждого из ведущих отечественныхиспанистов-искусствоведов в изучение испанского искусства;— выявить возможные тенденции исследований испанского искусства,исходя из культурных предустановок современного российского общества.И сточниковая база исследования может быть разделена на семьбольших групп источников.
Первая группа представляет собой публикации11директивного характера, прямо или косвенно связанные с изучением историиискусства.Этопостановлениепостановления1932г.«Опартиииперестройкеправительства.Вчастности,литературно-художественныхорганизаций», сыгравшее для 1930-х— 1940-х гг. определяющую роль вформированиикритериевоценкинастоящего, так и прошлого.явленийкультурыК публикациямиискусствакакдирективного характераотносятся так называемые «передовые» статьи в ведущих искусствоведческихи партийных журналах: «Искусство», «Творчество», «Коммунист» и др. Частоэти статьи выходили без подписи, как бы от имени редакции журнала или отимени партии и правительства.
Подобные статьи могли появляться подфамилией конкретного представителя правительства или руководителя какоголибо крупного культурного учреждения. В качестве публикаций директивногохарактера воспринимались и критические статьи по искусствоведению введущихжурналах.партийныеАвторамифункционерыВ.подобныхС.Кеменов,статейЮ.былиискусствоведы-Д.Колпинский,собойобъемныйБ.Б.Пиотровский, А. Д. Чегодаев, А. А. Штамбок и др.Втораягруппа источников представляеткорпусмагистральных искусствоведческих трудов отечественных ученых и западныесочинения классиков искусствознания, переводившиеся в свое время нарусский язык и издававшиеся в нашей стране.