Отзыв научного руководителя (Подлинность произведения искусства в культуре XX-XXI в. концептуальный и институциональный аспекты)
Описание файла
Файл "Отзыв научного руководителя" внутри архива находится в папке "Подлинность произведения искусства в культуре XX-XXI в. концептуальный и институциональный аспекты". PDF-файл из архива "Подлинность произведения искусства в культуре XX-XXI в. концептуальный и институциональный аспекты", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
ОТЗЫВ НАУЧНОГО КОНСУЛЬТАНТА доктора философских наук, профессора Евгения Георгиевича Соколова на докотрскую диссертацию Александры Николаевны Балаш «Подлинность произведения искусства в контексте культуры ХХ-ХХ1 в.: концептуальный и институциональный аспекты», представленную на соискание ученой степени доктора культурологии по специальности 24.00.01 — теория и история культуры Актуальность отдельной постановки вопроса о режимах подлинности произведений искусства определяется существенными и очевидными трансформациями архитектоники культурного пространства современности. В диссертационном исследовании А. Н. Балаш показано, что изменение обстоятельств создания и репрезентации произведений искусства определяется в контексте «дематериализации» современных художественных медиа, причем не только в связи с развитием цифровых технологий, но и в более широких и глубоких трансформациях культурного пространства в целом.
В диссертации ставится вопрос о том, что эти изменения в наше время уже неэффективно описывать одними лишь представлениями о «симулякрах» и «смерти автора», которые, казалось бы, снимают саму возможность взыскания подлинности. Сегодня эти изменения все очевиднее требуют переосмысления режимов сохранения аутентичного существования человека как субъекта культуры, творческих практик и художественного наследия, которые рассматриваются в данном исследовании в связи с концепцией сингулярности трансформирующейся подлинности. Обосновано, что истоком такого режима во многом выступает философия М.
Хайдеггера и сформированный ею онтологический подход к пониманию подлинности, позволяющий преодолевать институциональные рамки традиционных представлений, девальвированные в современности. На институциональном уровне прослеживается появление интуиции трансформирующейся подлинности в культуре ХХ вЂ” начала ХХ1 в.
в виде оригинальных проектных моделей (идея «воображаемого музея» и ее вариации в культуре ХХ в. и в современности), обосновываются причины локализации феномена фальс ф ф ьсификации в связи с тотальным развитием практик апроприации, значимость проектов персональной валоризации для сохранения аутентичного поля авторства в современной кул ультуре. Показано также, что п и ринятие позиции трансформирующейся сингулярной подлинности особенно актуально для со син ля нои по ля современнои музеологии как прикладной к ль ол у тур огическои дисциплины, дальнейшее развитие которой требует выхода за зко ис у о дисциплинарные рамки и существенных ных для нее понятий и категорйи.'=' изменений некоторых некогда априорных дл сле овательно рассматривается и как Поэтому в диссертации подлинность послед облема как институциональная про лема идея философского дискурса, и как и у м зейных практик валоризации, «художественного мира», и как проблема муз " Р ~ и составляют содержание трех сохранения и репрезентации.
Эти проблемы и сос глав работы. е А. Н. Балаш На всех этапах отличительнои чертои исслед е ования облематика преломляется сохраняется тот факт, что вся рассматриваемая пробл и поэтику конкретных через события и обстоятельства возникновения и п ку т ологический анализ художественных произведений и арт-объектов, культуро ж ающих проводимые которых является одной из веских позиции, подтверждающ Р построения. В связи с чем логичной частью работы является Р ется п иложение с иллюстративным материалом, демонстрирующим пр п оизведения, выступившие «опорными» точками этого анализа.
Диссертация А. Н. Балаш резюмировала многолетний исследовательский интерес автора к проблемам коллекционирования произведений изобразительного искусства, художественного вкуса зрителя и культурологических аспектов репрезентации произведений искусства. Апробация материалов диссертации состоялась как в форме научных публикаций и выступлений на международных конференциях, в том числе организованных музеологическими кафедрами СПбГУ и СПбГИК, так и в рамках педагогической деятельности А. Н. Балаш в рамках учебных курсов «История антиквариата», «Теория и история художественных стилей», «История искусства», «История коллекционирования», «История материальной культуры», <сИстория археологических открытий», «Вещь в контексте культуры», «Коллекционирование в музейной и галерейной практике», читаемых в СПбГИК в 1999-2018 гг.
В связи с чем полагаю, что диссертация А. Н. Балаш «Подлинность произведения искусства в контексте культуры ХХ-ХХ1 в.: концептуальный и институциональный аспекты» является законченным научным исследованием, опирающимся на методы культурологического анализа, соответствует требованиям ВАК, предъявляемым к диссертациям на степень доктора наук, и может быть рекомендована к защите на соискание ученой степени доктора культурологии по специальности 24.00.01 — теория и история культуры.
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой русской философи и культуры СПбГУ м~ Г. Соколов .