Диссертация (Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века". PDF-файл из архива "Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Нафотографиях видно, что куклы довольно примитивны, сделаны из ткани,закрепленной на вешалках, с карикатурными нарисованными лицами.Вероятно, такие куклы могли произвести надлежащий эффект только вполумраке спиритического сеанса и только на заранее подготовленную иготовую поверить в любые чудеса аудиторию.Среди методик спиритов часто использовалось так называемоеавтоматическое письмо. Автоматическим письмом, или психографией,называется процесс и результат письма, которое является результатомбессознательной деятельности пишущего, для предполагаемой возможностиобщениясдухамиумерших,которыесчитаютсяуправляющимиавтоматическим письмом.
Иногда духам облегчали задачу при помощи доскиУиджа, то есть доски с написанным на ней алфавитом, и тогда дух водилрукой медиума не по бумаге, а по этой доске, показывая последовательностьнужных букв. Что-то похожее на автоматическое письмо встречается внекоторых концепциях искусствоведения, когда творческую фантазиюавторов объясняют помощью муз, озарением, вдохновением и томуподобными сложно определяемыми категориями. В таких концепцияхпредполагается, что при полном погружении в творческий процесс людиискусства вступают в контакт с высшими силами, что и позволяет имсоздавать литературные, художественные и музыкальные шедевры.41Виноградова Е. П.
Краткий справочник понятий лженауки // Лженаука в современном мире: медиасфера,высшее образование, школа. - СПб., 2013. - С. 45.321.3. Спиритизм и рациональное мышлениеВ. С. Раздъяконов, рассматривая историю спиритизма в России,высказал соображение, что спиритизм как идеология и практика возникает награнице позитивистского и романтического дискурсов. Он разделяетспиритизм на два типа «религиозный» и «научный».
По его мнению,«научный спиритизм» — это «непризнанная научным сообществомразновидность научной практики, преследующая своей целью изучение мирадухов как естественного мира. По своей сути он представляет «научную»разновидность естественной теологии, стремившейся еще со временантичности рациональными средствами подтвердить существование разныхпредметов веры»42. Раздъяконов полагает, что у русских спиритовсуществовало три вида «научного» спиритизма: «опытный» (А. М. Бутлеров),«теоретический» (А. Н.
Аксаков) и «доктринальный» (Н. П. Вагнер)43.Раздъяконов делает вывод в своей статье, что спиритизм явился«результатом эклектического сочетания классических и неклассическихпредставленийобустройственаучногопознания,котороеотчастипредопределило его поражение в борьбе за обретение легитимности передшироким научным сообществом того времени»44.Особенность мистицизма заключается в том, что он не доступенинтерсубъективному анализу и подтверждению, так как невозможно одномучеловеку пережить мистический опыт другого. Однако спиритизм, хоть и42Раздъяконов В. С.
«Наука» и «религия» в эпистемологии отечественных спиритуалистов: трансформацияклассической науки в конце XIX столетия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.:РАНХиГС, 2015. № 4 (33). C. 190.43Раздъяконов В. С. «Наука» и «религия» в эпистемологии отечественных спиритуалистов: трансформацияклассической науки в конце XIX столетия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.:РАНХиГС, 2015.
№ 4 (33). C. 192.44Раздъяконов В. С. «Наука» и «религия» в эпистемологии отечественных спиритуалистов: трансформацияклассической науки в конце XIX столетия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М.:РАНХиГС, 2015. № 4 (33). C. 178.33является частным случаем мистицизма, претендует на то, что он может бытьподтвержден в результате эксперимента и может быть «научно» доказан.Спиритизм, представленный его адептами как научно подтвержденныйфеномен, воспринимается скептически и рационалистически настроеннымнаучным сообществом как лженаука.СозданнаяД. И. МенделеевымКомиссиядлярассмотрениямедиумических явлений, деятельность которой рассматривается в третьейглаве диссертации, была направлена на противодействие мистическимспиритическимпрактикаминапротиводействиемистическомуспиритическому мировоззрению и, таким образом, представляла собой яркийпример практической борьбы научного и ненаучного мировоззрений.Деятельность Комиссии для рассмотрения медиумических явленийоснована, безусловно, на рациональном подходе, на принципе рациональногомышления.
Потому следует предельно кратко рассмотреть, что это такое.Рациональное мышление — это, прежде всего, мышление логическое.Термин «логика» происходит от греческого слова logos, которое в разныхконтекстах может обозначать самые различные понятия, от «слово» до«закономерность». Но в настоящее время термин «логика» используется какдля обозначения совокупности правил, которым подчиняется процессмышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки оправилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется45.Мышление же — социально обусловленный, неразрывно связанный сречью психический процесс поисков и открытия существенно нового,процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности входе ее анализа и синтеза46.Основными механизмами биологической жизни являются геном инервная система, основным механизмом психической жизни высшихживотных — инстинктивное поведение.
Сознание, в отличие от генома и45Кефели И. Ф. Культурология: основы теории и истории культуры: учебное пособие. - СПб, 1996 . - С. 245.46Огородников В. П. Логика. Законы и принципы правильного мышления. - СПб, 2004 . - С. 12.34инстинкта, является особым образованием человеческой психики, с которымсвязан феномен свободы воли и который лежит в основе человеческойкультуры.
При этом, если биологическая жизнь является некоторойнадстройкой над неживой природой, а психика — над биосистемами, тосознание человека является надстройкой над его психофизиологическойприродой.Существует большое количество классификаций мышления по еговидам. Мышление может быть творческим, образным, диалектическим,логическим, абстрактным, рациональным и иррациональным, объективным исубъективным и т.д. В процесс мышления зачастую вмешиваются эмоции,которые окрашивают, усиливают, тормозят процесс мышления, меняют его.Научное познание имеет своей целью установление истины, ибо, каксправедливо писал Ф.
Бекон, знание — сила, но лишь при непременномусловии, что оно истинно. Истина есть знание, но при этом не всякое знаниеесть истина. Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу рядапричин может включать в себя заблуждения, а порой и сознательноеискажениеистины.Поэтомупринаучном,рациональномподходеобязательно возникает вопрос о том, что есть истина. На протяжении всегоразвития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этотвопрос. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежитпринцип корреспонденции: истина — это соответствие знания объекту,действительности.
Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признакистинного знания — ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает каксогласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точкизрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира. Д. Беркли, апозднее Мах и Авенариус, рассматривали истину как результат совпадениявосприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считаетистинное знание (или его логические основания) результатом конвенции,соглашения.
Наконец, в ряде теорий истиной считается то знание, котороевписывается в систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции35положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо копределенным логическим установкам, либо к данным опыта. Наконец,позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезностизнания, его эффективности47.Разброс мнений достаточно велик, однако наибольший авторитет иширокое распространение получила классическая концепция истины,берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции,соответствию знания объекту48.Концепция неопозитивизма определяет цель науки как формированиебазы эмпирических данных в виде фактов науки, которые должны бытьописаны ясным и недвусмысленным языком, в качестве такого языкапредложен логико-математический понятийный аппарат49.Один из самых авторитетных и цитируемых философов двадцатоговека К.
Поппер предложил свою концепцию научного знания50. Еслисформулировать ее кратко, можно сказать, что под удовлетворительнойнаучной теорией ученый видит новую теорию, способную выполнитьнесколько условий:— объяснить факты двоякого рода — с которыми успешно справлялисьпрежние теории, а также те, которые прежние теории объяснить не смогли;— найти удовлетворительное объяснение опытным данным, всоответствии с которыми были фальсифицированы существовавшие теории;— интегрировать в одну целостность проблемы гипотезы, несвязанныемежду собой;Помимо перечисленных условий, по мнению ученого, новая теориядолжна содержать проверяемые следствия, а также выдерживать процедурустрогой проверки.47Философия: курс лекций (модульный аспект) - М.-Берлин, 2016, С.
144.48Чудинов Э. М. Природа научной истины. - М., 1977, с. 55 и далее.49Мартынович С. Ф. Факт науки и его детерминация. - Саратов, 1983. - С. 62.50Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1983. - С. 364-378.36Всянаука,поК. Попперу,являетсядинамическойсистемой,предполагающей непрерывное изменение и рост знания. В качествеосновногометодологическогоинструментавводитсяпринципфальсификации, смысл которого сводится к проверке теоретическихутверждений эмпирическим опытом51.Деятельность Комиссии для рассмотрения медиумических явленийД.
И. Менделееваразворачиваласьвсерединевторойполовиныпозапрошлого века, это был период наивысшего развития классическойпарадигмы в развитии научного познания. Все члены Комиссии, как иподавляющее большинство ученых того времени, безусловно разделяли идеиклассического научного подхода, идеи детерминизма. Этот подход лежал воснове их мировоззрения и их научной этики.Начало классического периода в развитии науки условно определяетсяв XVI-XVII веках, когда наука собственно и стала обретать черты науки всовременном понимании. Именно к этому времени математика становитсяуниверсальнымязыком(Р. Декарт),центральноеанауки,базисомместоаналитическихначинаютзаниматьисследованийметодологии,основанные на опытном установлении отношений между фактами идальнейшем их обобщении индуктивными методами (Ф.
Бэкон). Исходнымпунктом формирующейся классической науки стала гелиоцентрическаясистема мира Н. Коперника, и тот переворот, который она совершила вастрономии52. Фундаментом классической науки стала механика И. Ньютона,в которой был обобщен предшествующий многовековой опыт человечества визучении движения. В результате такой эволюции познания в Новое времясложилась механическая картина мира, утверждающая, что Вселеннаяявляется лишь совокупностью большого числа неизменных и неделимыхчастиц, подчиненных законам классической механики — природа в таком51Поппер К.