Диссертация (Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века), страница 3

PDF-файл Диссертация (Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века), страница 3 Философия (46588): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века) - PDF, страница 3 (46588) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века". PDF-файл из архива "Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

- 1880.- № 7; Болотов А. Т. Памятник протекших времян, или Краткие исторические записки о бывшихпроисшествиях и о носившихся в народе слухах. - М., 1875; Вагнер Н. П. Воспоминание об АлександреМихайловиче Бутлерове. - СПб., 1889; Павлищев Л. Н. Из семейной хроники. Воспоминания обА. С. Пушкине. - М., 1890; Тютчева А. Ф. При дворе двух императоров. - М., 1990.10Отдельно следует выделить художественные произведения — сочиненияН. С. Лескова, Л. Н. Толстого.Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявленырелигиоведческие аспекты общественной критики спиритизма в период егораспространения в России во второй половине XIX века и определенозначение практического и теоретического исследования Д.

И. Менделеевымспиритических феноменов для критики религиозного мистицизма ииррационализма в целом.Теоретическиеиметодологическиеоснованияисследованияобусловлены целью и задачами, поставленными в диссертации, а такжеспецификойанализируемогоматериала.Методологическойбазойдиссертации стали общенаучные принципы, изложенные в современныхработах по логике, теории познания и философии науки14, а также всовременных теоретико-методологических трудах по религиоведению15..Исследование опирается на принципы историзма и научной объективности.При разработке проблемы были использованы методы, применяемые вразличныхгуманитарныхдисциплинах:сравнительно-исторический,проблемно-понятийный и классификационный.Положения, выносимые на защиту:1.

Человеческому сознанию свойственна определенная двойственность.Помимо рационального мышления люди демонстрируют явную склонность киррациональным суждениям, к формированию нелогичных, недоказуемых14См. например: Аруцев А. А. Концепции современного естествознания.

М.:, 2009; Барулин В. С.Социально-философская антропология. М.:, 2004; Лакатос И. Доказательства и опровержения. М.:, 1967;Лопатин Л. М. Аксиомы философии. - М, 2006; Мартынович С. Ф. Факт науки и его детерминация. Саратов,1983; Огородников В. П. Логика. Законы и принципы правильного мышления.

СПб., 2004; Поппер К. Логикаи рост научного знания. М.:, 1983; Чудинов Э. М. Природа научной истины. М., 1977.15См. например: Аринин И. Е. Религиоведение: введение в основные концепции и термины. М.: Gaudeamus,2004; Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения. М.: Академический Проект, 2007;Религиоведение: Энциклопедический словарь / Под ред.

А. П. Забияко, А.Н. Красникова, Е. С. Элбакян. М.:Академический Проект, 2006; Шахнович М. М. Очерки по истории религиоведения. СПб.: Изд-во СПбГУ,2006; Яблоков И. Н. Основы теоретического религиоведения. М.: Космополис, 1994.11представлений о необъяснимых силах и воздействиях. Современноекогнитивное религиоведение, опираясь на исследования, проведенные врамкахнейронауки,утверждает,чтоособенностьрелигиозныхпредставлений заключается в том, что они соединяют две первичные формырепрезентаций:интуитивноправильныеи«контринтуитивные»,илииррациональные.2.

Возникновение анимистических представлений в виде веры в духови душу — важнейший этап формирования религиозных представлений.Анимизм — не только «минимум религии» (Э. Тайлор), но и философияпервобытного человека. Шаманизм как развитая форма анимистическихпредставлений связана с верой в возможность общения людей с миром духовчерез посредников-шаманов. Шаманы, впадающие в транс и блуждающие впоисках похищенных злыми духами душ сородичей, могут быть названыпервыми медиумами.3.

Особенность мистицизма заключается в том, что он не доступенинтерсубъективному анализу и подтверждению, так как невозможно одномучеловеку пережить мистический опыт другого. Однако спиритизм, хотя иявляется частным случаем мистицизма, претендует на то, что он может бытьподтвержден в результате эксперимента и может быть «научно» доказан.4. С конца XVIII века о вошедших в моду паранормальных явлениях,прежде всего в форме месмеризма, начали писать в русской беллетристике ипублицистике.Этисюжетыперекликалисьсфольклорнымифантастическими мотивами в литературе. Народные традиции совершениямагических ритуалов в XIX веке были включены в привычную жизненнуюпрактику большинства населения России, как в крестьянской среде, так и вдворянской.5.

В 1850-х годах появление спиритизма в России не вызвало вобществе, за пределами великосветских салонов, большого резонанса.Массовое увлечение спиритизмом в России хронологически последовало за12временем российских реформ второй половины XIX века. Лидеромспиритического движения в России стал публицист А. Н. Аксаков. Емуудалось вовлечь в борьбу за победу идей спиритизма в России профессоровН. П. Вагнера и А. М. Бутлерова, которые с тех пор стали его идейнымиединомышленниками.6. Спиритизм подвергался критике в церковных кругах второйполовины XIX века, его рассматривали как одно из лжеучений илиеретических заблуждений. Особенно яркими критиками спиритизма схристианской точки были Вс.

С. Соловьев и Ф. М. Достоевский.7. Исследовательский интерес Д. И. Менделеева заставил его изучитьспиритизм на практике посредством экспериментов, а затем провеститеоретическое обобщение этих исследований. Д. И. Менделеев не только далнаучноеопределениеспиритизма,нопредложилклассификациюспиритических феноменов, а также выявил четыре фактора распространенияспиритизма. Он сам не дал им названия, их можно охарактеризовать каксоциальный, технический, психологический и философский факторы.8.

В итоге проведенного исследования Д. И. Менделеев отказалсяпризнать за гипотезой спиритизма статус научности. Он указал на различие,коренящеесявисходнойнравственнойпозицииисследователя:в«добросовестном заблуждении» или «сознательном обмане».9. Опыт работы Комиссии для рассмотрения медиумических явленийД. И. Менделеева, а также разработанные и использованные ей методики,имеют большое значение и в настоящее время.

Принципы научного подходак проблеме «паранормальных» явлений, которые лежали в основедеятельности Комиссии, участие в работе известных авторитетных ученых, атакже добросовестность проведения исследований, свидетельствовали овысокой достоверности полученных результатов, которые имеют какобщенаучное, так и религиоведческое значение.13Практическая значимость работы определяется возможностьюиспользования результатов исследования при чтении лекционных курсов поистории и философии религии, философии науки, культурологии и историирусской культуры. Материалы диссертации могут быть использованы придальнейшихрелигиоведческихисследованияхрелигиозно-мистическихфеноменов в общем, и спиритизма в частности.Апробациядиссертации.Результатыисследованиябылипредставлены на международных конференциях: XVI международнойстуденческой научной конференции (Литва, г. Вильнюс, Европейскийгуманитарный университет, 2014), II международной конференции памятипрофессора Л.

Э. Варустина (Россия, Санкт-Петербург, СПбГУ, 2015). Поматериалам диссертации опубликованы 5 научных статей общим объёмом2,8 а.л.14ГЛАВА 1. СПИРИТИЗМ КАК УЧЕНИЕ: РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЙПОДХОД1.1. Мистика и спиритизм: проблема дефиницийСуществует большое разнообразие определений понятия «мистицизм».Однако,практическирассматривающийневозможностькаждыйпроблемудатьфилософдефинициикраткоеилиисторикмистики,определениенерелигии,указывалстольконаввидунеопределенности этого явления как такового, сколько из-за того, что онообъединяет многочисленные и весьма отличающиеся феномены, для которыхочень трудно найти их «всеохватывающий признак»16.

Сложность не тольков том, что есть мистические традиции суфизма, йоги, хасидизма,неоплатонизма, различные формы христианского мистицизма, но существуети вневероисповедная мистика — оккультизм, спиритизм, от которойконфессиональныемистикивсяческиотмежевываютсяиподвергаютразоблачительной критике, называя сатанизмом или связью с нечистойсилой. Затруднения для исследователя, изучающего мистику, проявляютсятакже и в сложности не только вербализации, но и объективации личногомистического опыта.

Кроме того, возникает вопрос, а чем отличаетсямистический опыт от других форм религиозного опыта, и этот вопрос задаетсебе всякий, кто начинает интересоваться историей или психологиейрелигии.Американский философ и исследователь феномена мистицизмаП.

Куртц писал: «Мы воспринимаем объекты пространственно-временногомира посредством цветов, тонов, форм и размеров… Мы описываем эти16Куртц П. Искушение потусторонним. М., 1999. - С. 114.15взаимодействия в рамках рациональных понятий. Мистики утверждают, чтовыше и вне этих обычных форм познания есть другой уровень сознания, накотором мы входим в контакт с действительностью, которая намного глубжеи достовернее, чем все то, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни. Онине способны перевести эту реальность в чувственные восприятия или на языкпонятий…Они настаивают на том, что это «невыразимо», неописуемо инеопределимо»17.Человеческому сознанию свойственна определенная двойственность.Помимо рационального мышления люди демонстрируют явную склонность киррациональным суждениям, к формированию нелогичных, недоказуемыхпредставлений о необъяснимых силах и воздействиях, начиная от мелкихбытовых суеверий и ритуалов до сложных институционализированныхрелигиозных систем.Все научные, равно как и ненаучные, представления существуют всознаниичеловека,потомузаслуживаютобъясненияврамкахпсихологического подхода.

С психологической точки зрения разницарационального и иррационального мышления объясняется чаще всего черезпротивопоставление сознательной и бессознательной сфер человеческойпсихики. Это означает, что одни потребности и цели, управляющиеповедением человека, им осознаются, другие нет. В результате нередкопроисходят ситуации, при которых сам человек не может объяснить, почемуон совершил тот или иной поступок или принял то или иное решение.Соответственно, в процессе психического усвоения и принятия личностьюзнанияможновычленитьдвауровня—рациональноезнаниеивнерациональное знание, интуитивное знание18. Бессознательное в широкомсмысле представляет собой совокупность психических процессов, операцийи1718состояний,непредставленныхвсознаниисубъекта.ВрядеКуртц П. Искушение потусторонним.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее