Диссертация (Комплексное исследование динамики физиологических показателей у человека при восприятии сенсорных эмоциогенных стимулов), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Комплексное исследование динамики физиологических показателей у человека при восприятии сенсорных эмоциогенных стимулов". PDF-файл из архива "Комплексное исследование динамики физиологических показателей у человека при восприятии сенсорных эмоциогенных стимулов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "биология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата биологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Уровеньзвуковой изоляции в камере превышал 70 дБ относительно 2 × 10–5 Н/м2 на частотахвыше 100 Гц. Испытуемый находился в камере один и располагался сидя в кресле сподлокотниками. Во время опыта испытуемого просили сидеть спокойно ивнимательно следовать полученным инструкциям; в случае возникновениясостояния дискомфорта сразу сообщать при помощи микрофона, обеспечивающего53двухстороннюю акустическую связь. За состоянием испытуемого наблюдали спомощью видеокамеры, установленной в экспериментальной камере.
Звуковыесигналы предъявляли через наушники AKG Acoustics K 141 studio (неравномерностьв диапазоне от 40Гц до 10000Гц не превышала ±10 дБ), а зрительные – на экранежидкокристаллического монитора (BENQ FP91G+, диагональ - 19 дюймов,разрешение 1024×768), расположенного на расстоянии 1 метра от испытуемого.Психофизиологическое тестирование акустических стимуловВ ходе психофизиологического тестирования предъявляли 60 стимулов: 57 - избазы IADS [59] (см. в Приложении, таблица 3) и 3 стимула - невербальные детскиевокализации. Каждый стимул предъявляли один раз. По окончанию стимуласледовала 15-тисекундная пауза, в течение которой испытуемому предлагалиоценить возникшее эмоциональное состояние при его прослушивании.
Для оценкииспользовали 9 – балльную систему SAM, организованную по двум шкалам:валентности (знака) и возбуждения (активации) [57]. Изначально 3-компонентнаяструктура «эмоционального пространства» предполагает еще шкалу - контроля(доминантности). Однако, в связи с отсутствием в литературе корректной иоднозначной интерпретации полученных данных по этой шкале, в настоящемисследовании отказались от ее использования.
Полученные субъективные оценкизаносили в протокол.Условия проведения серии 1Сформированныеприпомощипрограммногоаудиовизуальные файлы предъявляли в программеобеспеченияKdenliveNeostimul. В правую рукуиспытуемого помещали джойстик с кнопкой (“Competition Pro” модель SL-6602 откомпании Jollenbeck GmbH). Во время опыта его просили внимательно смотреть настимулы, предъявляемые на экране монитора и нажимать кнопку джойстика вслучае, если фигура поменяет свой исходный синий цвет на красный (целевойстимул), и не нажимать – если на зеленый (нецелевой стимул). Для дополнительного54смещения внимания испытуемого от акустических стимулов в сторону зрительных(т.е. другой модальности) использовали активное упражнение на устный счет в уме.Испытуемого просили подсчитать: 1. общее количество фигур за опыт поменявшихсвой цвет с синего на красный (т.е.
целевых стимулов); 2. сколько из них былокругов. По окончании эксперимента ему нужно было назвать соответственно двецифры. Во время инструктажа делали акцент на важности этого задания и денежномвознаграждении в случае его успешного выполнения. Человека предупреждали ошумевнаушниках,сконцентрироватьсякоторыйнаспециальносчетнойзадаче.подают,чтобыСхематическоепомешатьемуизображениеаудиовизуального воздействия приведено на рисунке 2.На схеме приведен пример зрительной задачи, предполагающей МР испытуемого: фигурапоменяла цвет (пояснения в тексте).ш – шум, в - вокализацияРисунок 2 - Схематическое изображение аудиовизуальной последовательностиДля того, чтобы снять эффект новизны и подготовить испытуемого к условиямэксперимента, опыт начинали с демонстрации в течение минуты стимула (“серыйзанавес”), не имеющего информационной нагрузки (рисунок 2.1). Затем на экранподавали фигуру синего цвета (например, круг, - см.
рисунок 2.2) на черном фоне, ав наушники – розовый шум. Спустя одну секунду в наушники предъявляли одну извокализаций на фоне розового шума (рисунок 2.3). Через 4 секунды после начала55предъявления геометрическая фигура меняла цвет на красный или зеленый. Внаушниках продолжал звучать розовый шум (рисунок 2.4). Испытуемомунеобходимо было нажимать кнопку в случае, если фигура поменяет свой исходныйсиний цвет на красный (целевой стимул), и не нажимать – если на зеленый(нецелевойстимул).Междуокончаниемоднойиначаломследующейаудиовизуальной последовательности (пробы) на экране предъявляли стимул “черносерый занавес”, не имеющий информационной нагрузки (рисунок 2.5). Длительностьэкспозиции каждой пробы (рисунок 2.2 - 2.4) составляла 5000 мс, интервал междупробами – от 2000 до 5000 мс.
Вариативность интервала вводили для того, чтобыисключить привыкание к определенным условиям эксперимента.Перед опытом участник проходил краткую тренировку, чтобы исключитьэффект новизны и освоить управление кнопкой джойстика. Во время тренировки наэкран подавали 10 целевых и 10 нецелевых стимулов, а в наушники - розовый шумбез вокализаций.В первой части эксперимента звуковая последовательность состояла из 120неосознаваемых стимулов, предъявляемых в псевдослучайном порядке. Во второйчасти эксперимента предъявляли стимулы на осознаваемом уровне.
С цельюизбегания привыкания и соответственно снижения эмоциональной реакции наосознаваемые акустические стимулы, число предъявлений было ограничено до 60.Некоторые зрительные стимулы (n=15) во второй части эксперимента предъявляли всопровождении только розового шума, то есть без эмоциональных вокализаций,обеспечивая таким образом контроль.После завершения первой части опыта испытуемого просили в свободнойформе описать, что он видел и слышал в течение эксперимента. Специальноуточняли, отличалась ли между собой акустическая часть аудиовизуальныхстимулов или она всегда была одинаковой. Если он не упоминал в устном отчете,что слышал детские вокализации, считали, что он их не осознавал.
Невозможностьвербального описания предъявляемого акустического стимула указывает на56отсутствие его осознания [194]. Между 1 и 2 частями эксперимента испытуемыеотдыхали в течение 5 минут. Общая продолжительность исследования не превышала40 минут.Условия проведения серии 2В начале эксперимента по 3 раза предъявляли 2 позитивных сюжета сучастиемребенка(с011ис014).Далеевидеорядпредставлялсобойпсевдослучайную последовательность из 20 эмоционально нейтральных (н002,н009), 15 отрицательных (с003, с008, с009) и 15 модифицированных отрицательныхсигналов с вмонтированным кадром (с003м, с008м, с009м).По окончанию опыта испытуемому предъявляли отдельные клипы извидеоряда и просили вспомнить, вызывал ли данный сигнал во время просмотракакую-либо эмоцию, и оценить свое эмоциональное состояние.
В ранее описаннойсерии 1 с использованием акустических стимулов стояла задача полиграфическогоисследования вегетативных реакций и соответственно была необходима информацияо субъективной оценке не только валентности, но и степени возбужденияиспытуемых при прослушивании того или иного стимула. В данном жеисследовании изучали исключительно динамику МПА, которая связана свалентностью эмоционального переживания, но не с возбуждением. С цельюупрощения процедуры тестирования используемая шкала валентности былаорганизована в двух направлениях (положительном и отрицательном): от -3 до +3,где «-3» соответствовало наиболее отрицательному эмоциональному состоянию,«+3» наиболее положительному, а «0» нейтральному.
О неосознаваемом восприятиивидеокадра ребенка судили на основании устного отчета испытуемых.Регистрация показателей2.4.Эксперимент всегда начинали с записи фоновой активности испытуемого вспокойномсостояниивтечениеоднойминуты.Регистрацию57электрофизиологической активности осуществляли с помощью 24-канальногоэнцефалографа Неокортекс-С (полоса пропускания 0,5 – 70 Гц,частотадискретизации - 500 Гц) и системы для полиграфических исследований «Болеро» ина базе 12-канального усилителя Kardi2-NP (ООО«Нейроботикс», Зеленоград,Россия).
Регистрировали ЭЭГ, дыхание, ЭКГ, КГР и МР.Для регистрации ЭЭГ использовали шапочку (ActiCap) с хлорсеребрянымиэлектродами,расположенныминаголовеиспытуемоговсоответствиисмеждународной системой 10-20 [135]. Для уменьшения сопротивления кожи местоустановки электрода зачищали абразивным гелем (ECG and EEG abrasive skinprepping gel NuPreper).ЭЭГ регистрировали монополярно от переднелобных, заднелобных, височных,затылочных отведений (Fp1, Fp2, F3, F4, T3, T4, О1, О2). На рисунке 3 представленфрагмент записанной активности в одном из экспериментов при предъявленииотрицательного и нейтрального стимулов (метки 2, 4).Представлены данные по переднефронтальным (Fp1, Fp2), заднефронтальным (F3, F4), височным(T3, T4) и затылочным (O1, O2) каналам ЭЭГ, запись КГР, дыхания и ЭКГ.С – метка, соответствующая началу предъявления стимула, М – метка, соответствующая началуМР.
На калибровке по вертикали +200 мкВ, по горизонтали 2 секунды.Рисунок 3 - Фрагмент записи физиологических показателей в опыте58Заземляющий электрод устанавливали в центре лба испытуемого. В качествереферентаиспользоваливертексныйэлектродCz[115,217].Дляучетаглазодвигательных артефактов параллельно регистрировали электроокулограмму(ЭОГ). ЭОГ отводили в точке над бровью правого глаза (электрод Dp на рисунке 3).Контролировали, чтобы сопротивление каждого из электродов не превышало 5 кОм,а разница сопротивления в симметричных точках отведения составляла не более 0,5кОм.Запись внешнего дыхания проводили в виде механограммы.
На участникаэксперимента устанавливали датчик дыхания. Принимая во внимание факт, что дляженщин характерно грудное, а для мужчин диафрагмальное дыхание, датчикэлектрод и крепежную цепочку располагали на уровне груди или живота, всоответствии с полом испытуемого.Регистрацию КГР проводили по методу Тарханова. Входной диапазон +/- 25мВ, с использованием усилителя постоянного тока +/- 2.5 В.
Электрокожныепотенциалы измеряли согласно принятым рекомендациям [103]. Так как КГР улюдей обладает свойством билатеральной симметрии, выбор правой или левой рукидля установки пластин датчика осуществляется произвольно, в соответствии сместами установок других датчиков. В данной работе регистрацию КГРосуществляли с левой руки в связи с тем, что в правой руке находился джойстик скнопкой. Пластины датчика КГР крепили на подушечках указательного ибезымянного пальцев.