Диссертация (Мифическое и магическое в современной британской детской литературе)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мифическое и магическое в современной британской детской литературе". PDF-файл из архива "Мифическое и магическое в современной британской детской литературе", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
Санкт-Петербургский государственный университетНа правах рукописиПавлухина Ольга ВладимировнаМифическое и магическое в современной британской детской литературеСпециальность 09.00.14 ‒ Философия религии и религиоведениеДиссертация на соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель ‒доктор философских наук,профессор М.М. ШахновичСанкт-Петербург20142ОГЛАВЛЕНИЕВведение ...........................................................................................................................
3Глава I. Миф,сказка и литература фэнтези ................................................................. 141.1. Литература фэнтези и мифология ....................................................................... 141.2 Фэнтези и сказка ...................................................................................................... 251.3.
Фэнтези, религия и теология ................................................................................. 36Глава II. Религиозные и мифологические мотивы в романах Дж.Роулинг иФ.Пулмана ...................................................................................................................... 482.1. Сюжет романа как инициация героя .................................................................... 482.2.
Магический мир «Гарри Поттера» ....................................................................... 612.3. Космогония и эсхатология «Темных Начал» ...................................................... 77Глава III. Антропологические проблемы в романах о Гарри Поттере и Лире ....... 973.1.
Патронусы, деймоны и душа человека………….. ……………………………973.2. Антиномия добра и зла ........................................................................................ 1033.3 «Последний же враг истребится – смерть» (1Кор. 15, 26) ................................ 115Глава IV.
Фэнтези: pro et contra ................................................................................. 1324.1. «Гарри Поттер»: традиция инклингов или путь к оккультизму? .................... 1324.2. «Темные Начала»: богоборчество или новая христианская духовность? ...... 151Заключение .................................................................................................................. 160Список используемой литературы ............................................................................ 1643ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Современная британская детскаялитература охватывает многообразие жанров и направлений.
В представленномисследовании рассматривается литературный жанр фэнтези, поскольку, во-первых,представляет собой своеобразный «продукт» культуры Великобритании, вовторых,впроизведенияхфэнтезинаиболееотчетливопрослеживаетсямифологическая основа, используются и трактуются фольклорные источники.Феномен литературы фэнтези получил широкое распространение со второйполовины XX века. Первоначально развиваясь в рамках британской культуры иорганично усваивая характерные для нее черты, данный тип литературы, тем неменее, неоднозначно воспринимался как в англоязычных странах, так и за ихпределами, и, вместе с тем, становился все более популярным.
Развитию ираспространению жанра фэнтези протвостоят консервативно настроенныепредставители традиционных институтов. Основная проблема, которая беспокоитпротивников этого жанра, – это его растущая популярность среди подрастающегопоколения. Опасения родителей и воспитателей связаны со следующимивопросами: не уводит ли литература фэнтези от реальной жизни? не подменяет лиона «подлинные ценности» (в том числе, религиозные) виртуальными? какиеценности и установки вообще можно считать «подлинными» в современном мире?Литература фэнтези объединяет разные по характеру произведения, однакоимеющие некоторые общие черты: использование архаических сюжетов исимволов, сказочные и мифические мотивы; внимание читателя фокусируется напроблеме роста и возмужания героя.
Литература фэнтези рассматривает не толькопсихическое и нравственное становление человека, но и проблемы теогонии,космогонии и мироустройства. Произведения этого жанра нередко превращаютсявмноготомныеэпопеи.Причудливоесочетаниесамыхразнообразныхпредставлений (архаических, христианских, ориенталистских, гностических и т.д.)в значительной степени направлено на развлечение читателя, на завоеваниепопулярности. Но сам факт пристального внимания к мифологической4составляющей человеческой культуры говорит о желании современного человекавыйти за пределы обыденности и прикоснуться к тайнам мироздания, пусть даже спомощью массовой литературы.Состояние исследования проблемы.
Феномен литературы фэнтезивозникает на «пересечении» таких явлений, как массовая культура, с однойстороны, и авторская сказка – с другой. Основатели фэнтези Дж. Макдональд,Дж.Р.Р. Толкиен, К.С. Льюис настаивали на жизненной важности волшебного мираи онтологической значимости рассказываемых историй. В то же время жанрфэнтези органично приобщился к современной «развлекательной» культуре, вопервых, в силу изначальной вариативности сюжетных моментов и весьмаэклектичного «антуража» произведений, во-вторых, через экранизации, фанфики,ролевые игры и пр.Массовая культура в целом и в отдельных элементах исследовалась, начинаяс 20-х гг. XX в. в рамках различных философских традиций: марксистских инеомарксистскихтеорий,структурализма,феминизма,социологическихисследований Франкфуртской школы, модернизма и постмодернизма.
В Россиимассовой культуре посвящены исследования таких авторов, как Е.Г. Соколов, Т.Ф.Кузнецова, В.П. Шестаков, А.В. Костина и др. Анализ мира литературы фэнтезикак варианта виртуальной реальности может быть основан на трудах современныхфилософов: Х. Ортега-и-Гассета, Ж. Бодрийяра и др. В то же время, использованиемифологических мотивов и образов в современной массовой культуре и ихотражениевмировоззрениисовременногочеловекаявляетсяобъектомрелигиоведческих исследований1.См. напр.: Santana R.W., Erickson Gr.
Religion and Popular Culture. Rescripting the Sacred. – USA: McFarland &Company, Inc. Publishers, 2008; Забияко А. П. Язычество: от религии крестьян до кибер-религии (статья первая) //Религиоведение. - 2005. - № 4. – С. 105 – 114; Забияко А. П. Язычество: от религии крестьян до кибер-религии(статья вторая) // Религиоведение.
- 2006. - № 1. - С. 69 – 80; Забияко А. П. Язычество: от религии крестьян докиберрелигии (статья третья) // Религиоведение. — 2007. - № 1. – С. 103 – 120; Забияко А. П. Язычество: отрелигии крестьян до киберрелигии (статья четвёртая) // Религиоведение. — 2008. — № 4. – С. 88 – 103; СердюковЮ.М., Тюрина Ю.Л., Забияко и др. Современные контексты магии, религии и паранауки. – М.: Academia, 2008;Григоренко А. Ю. Разноликая магия.
- М.: Советская Россия, 1987; Григоренко А. Ю. Колдовство под маскойнауки: Магия в прошлом и настоящем. - М.: Знание, 1988; Григоренко А. Ю. Философский анализ магии:диссертация доктора философских наук: 09.00.03. [Место защиты: Ленинградский электротехнический институтсвязи им. проф. М.А. Бонч-Бруевича]. - Санкт-Петербург, 1992; Рыжов Ю.В. Ignoto Deo: Новая религиозность вкультуре и искусстве.
– М.: Смысл, 2006; Мирская Л.А. Миф в современной западной философии и литературе //Мир культуры, 2001, № 1. [Электронный ресурс]//URL: http://www.m-kultura.ru/sovremennyi-mif/ (дата обращения:15Проблемой соотношения мифа и сказки занимались такие отечественныеисследователи, как В.Я. Пропп1, Я.Э. Головсовкер2, Е.М. Мелетинский3.Мелетинскому также принадлежит специальная работа, посвященная ролимифологии в литературе ХХ в.4 Среди зарубежных исследователей следуетупомянуть Э. Лэнга5, Дж.Р.Р.
Толкиена6, С. Лангер7, Дж. Кэмпбелла8, О. Ранка9 идр.Область литературы фэнтези как таковой является не столько мало, сколькофрагментарноисследованной.Выходилисерьезныетрудыпоизучениюпроизведений Дж.Р.Р. Толкиена и К.С. Льюиса. Также особое вниманиеисследователи уделяли развитию жанра фэнтези в контексте англоязычнойлитературы10. Произведения жанра фэнтези также освещаются в сборниках,посвященных детской литературе в целом11. Сами авторы фэнтези подводилиобоснование жанра в философских эссе12. Особое место в истории изучения жанра03.07.2014); Михельсон О.К. Мифологемы массовой культуры и новая религиозность // Российскоерелигиоведение начала XXI в. М.: Издательство РАГС, 2010.1Пропп В.Я.
В свете фольклора. – М.: Лабиринт, 2007; Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – М.:Лабиринт, 2002; Пропп В.Я. Морфология волшебной сказки / Составление, научная редакция, текстологическийкомментарий И.В. Пешкова. – М.: Лабиринт, 2005.2Голосовкер Я.Э. Логика мифа. Сост. и авторы примеч. Н.В. Брагинская и Д.Н.