Диссертация (Культ Богоматери в современной России), страница 38
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Культ Богоматери в современной России". PDF-файл из архива "Культ Богоматери в современной России", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 38 страницы из PDF
Образ Богоматери вновых религиозных движениях претерпевает сущностные трансформации, еёфигура наделяется, прежде всего, магическими свойствами и в результатеполностью утрачивает внутреннюю связь с христианской догматикой. И, какследствие, происходит своегорода девальвацияисконныхсмыслов идогматических оснований христианского культа Богоматери. Это обстоятельствотребует дальнейшеговнимания и оценки специалистов в области как богословияи религиоведения.402См.: Хижая Т.И. Церковь и сектанство в России в первой четверти XIX века: историяодного обращения. // Материалы международной научной конференции «Человек верующий вкультуре Древней Руси».
Отв. ред. Т.В. Чумакова. СПб., Издат. Лема. 2005. С. 167-173.193Заключение.В настоящем исследовании, посвященном проблеме существования иразвития культа Богоматери в России, мы обратились к целому ряду вопросов изобласти истории религии, теологии, а также актуальных проблем современногорелигиоведения. Однако, основной исследовательский интерес работы былсконцентрирован на специфике и внутреннем своеобразии православного культаБогоматери, а также его трансформации в контексте новых религиозныхдвижений. Описанные в последней главе данного исследования особенностикульта в НРД, являются, по сути своей унификацией народных представлений поотношению к Богоматери.
Еретические движения, вышедшие из ПравославнойЦеркви, активно спекулируют на любви и почитании Богоматери, предельнотрансформируя её образ. Подобные прославления образа Богоматери даютоснования воспринимать её в особом мистическом ключе, ключевую роль здесьиграет неканоническая иконография.Лейтмотивом культа Богоматери в подобных религиозных движениях,как правило, является смешение христианских верований с различнымиэлементами языческих культов и верований.
Трансформация образа Богоматери,как правило, происходит в связи с тем, что её материнское значение выделяетсяособо, приобретает гипертрофированный характер и эксплицируется в широкийконтекст повседневных ситуаций. Так, в ходе рассмотрения «альтернативных»церквей, стало очевидным, что в культовой деятельности этих религиозныхдвижений смешались языческие формы верований, христианский культБогоматери и образ «вечной женственности», отсылающий к традицииплатонизма, идеям всеединства и софиологии – всё это необходимыесоставляющие культа, идейные основания почитания Богоматери вне РПЦ.Следует иметь в виду, что предпосылки становления культа Богоматери,с которым мы встречаемся в НРД, мы находим в русской религиознойфилософии начала ХХ века, представители которой,уделяют существенноевнимание мистической связи междуБогородицей и Россией, что впоследствии во194многом явилось основанием для формирования так называемого имперскогообраза Богоматери.Учитывая исторический, культурныйи догматический контекстыформирования и развития богородичного культа, основной проблемой,актуальной для дальнейшего религиоведческого анализа в рамках этой темы,выступает феномен трансформации культа Богоматери в новых религиозныхдвижениях.В целом, на основании проведенного исследования сформулированыследующие выводы:1) Формирование культа Богоматери в православии происходит впроцессе взаимного влияния христианской догматики и народных верований.Это выступает условием развития самобытного культа, обладающего богатоймифологией, основанной на внутреннем синкретизме, взаимном проникновении,смешении различных верований и форм религиозного почитания.2) Культ Богоматери является одним из магистральных для всейхристианскойрелигии, обладает самостоятельной, богатойиконописнойтрадицией.
Сегодня, в связи с интенсификацией деятельности НРД, напрямуюсвязанных с богородичным культом, получила стремительное развитиенеканоническая иконография Богоматери, которая не имеет четких критериев икаких-либо принципов возникновения такого рода иконописных образов ипотому нуждается в религиоведческом анализе и критической оценке.3) В контексте «альтернативного» православия существуют религиозныедвижения, имеющие оппозиционный характер по отношению к русскойправославной церкви, культ Богоматери в них получает стремительное развитие,обретая новые формы. Эти движения, как правило, характеризуются наличиемхаризматического лидера, аппелирующего в своем учении, прежде всего, кличномуопытуоткровения,абсолютнымдоминированиемистическойсоставляющей учения. Образ Богоматери приобретает здесь существенную195трансформацию, становится гипертрофированным и всецело пребывает вовласти народных верований, стремительно возникающих преданий и легенд.4) Феномен интенсификации богородичного культа в контексте новыхрелигиозных движений являет собой неконтролируемый, не имеющий четкихоснованийсобственногоразвитияпроцесс.Стремительноеразвитиемариологических культов в современной России во многом свидетельствует оситуации кризиса как в социальной, так и в религиозной областях, в контекстекоторой пафос возвращения к подлинным формам веры выступает прямойоппозицией официальным, общепризнанным формам религиозного культа.
Этаситуациятребует внимательной оценки со стороны специалистов и представляетактуальную проблему для современного религиоведения в России.196Список источников и использованной литературы.Источники.1. Амвросий Медиоланский, свт. Слово на Рождество Христово // ХЧ. 1846.Ч. 4. с. 345.2.
Арх. Иоанн (Береславский). Голгофские Таинства. М.: «БогородичныйЦентр»,1992.3. Арх. Иоанн. БОГОцивилизация III М. 2002 .4. Арх. Иоанн. Вселенная Света. М.: Новая Святая Русь, 1993.5. Арх. Иоанн. Девство и крест. М.: «София – пресс», 2002.6. Арх. Иоанн. Моя Святая Мать. М.: Изд-во «Новая святая Русь», 1994.7. Арх.
Иоанн. Огонь Покаянный. Книга 8-я. 2-е издание. М.: «Изд-воПравославной Церкви Божией Матери Державная», 2002.8. Арх. Иоанн Православие преображается. М. 1997.9. Арх. Иоанн. Христианство - Дзен. Элементы дзеновского озарения вхристианстве.
М.2002.10.Архиепископ Иоанн Расцветай хоругвями, Святая Русь. М. 1994.11.Арх. Иоанн Соловецкий. М.: «София пресс», 2002.12.Береславский И. архиеп. Говорит Солнечная Дева Апокалипсиса. М.: Издво «Православной Церкви Божией Матери Державная», 2002.13.Береславский И. архиеп. Дневники 97-00.
М.: Изд-во «ПравославнойЦеркви Божией Матери Державная», 2001.14.Береславский И. архиеп. Дыхание живой веры. М. Изд-во «Богородичныйцентр», 1993.15.Береславский И. архиеп. Ковчег на горах. Редакция и примечания свящ.Викентия (Давыдова). М., 2003.16.Береславский И. архиеп. Путь креста М.: Изд –во «Новая Святая Русь»,1995.17.Береславский И. архиеп. Соловки – Вторая Голгофа. М.: Изд-во«Православной Церкви Божией Матери Державная», 2002.19718.Береславский И. архиеп. Три века славы. М.: «Изд-во Богородичныйцентр»,1992.19.Береславский И.
архиеп. Цветы трезвения. М.: «Изд-во Богородичныйцентр»,1992.20.Бердяев Н.А. Судьба России. Кризис искусства. М.; Канон, 2004. 352 c.21.Блаженный Иоанн. Обжигающая евхаристия. Новое слово о причастии.Евхаристические проповеди 1992-2002 годы. М., 2004. 855 c.22.Богословие Непорочного Сердца / под ред. архиепископа Иоанна.
М.:"Новая Святая Русь", 1994. Кн.1. 104 с.23.Богородичный Собор III. М.: "Богородичный центр", 1992. 73 c.24.Булгаков C.Н. Православие. Paris, 1991. 238 с.25.Веселовский А. Н.. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе. Собр.соч., т. 8, вып. 1. Пг., 1921. 416 с.26.Дионисий Александрийский еп. Послание к Павлу Самосатскому //Христианское Чтение 1840.
Ч. 4. 370 c.27.Древнерусские полемические сочинения против протестантов. Ответ царяИоанна Васильевича Грозного Яну Роките. Перевод Т.В. Чумаковой.//Чтения в обществе истории и древностей российских. М., 1878. Кн.2.Вып.1. С.9 – 10.28.Дунс Скот. И. Избранное. М., 2001. 584 c.29. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. М., 1998.
Т. 3. 639 с.30.Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в е политическом игражданском отношениях. М., 1991. 129 c.31.Книга Странствий. Откровение Божией Матери в России (1984-1992)пророку архиепископу Иоанну. М., 1992. 200 с.32.Кондаков Н.П.Иконография Богоматери. Т.1. М.: «Паломник», 1998. 382 с.33.Лосский В.Н. Догмат о непорочном зачатии // Догмат о непорочномзачатии // Богословские труды.
№14. С.121-125.34.Лосский Н.О. История русской философии. М., 2000. 496 с.19835.Мунте А. Легенда о Сан – Микеле. М., 1969. 384 с.36.Откровение Божией Матери Архиепископу Иоанну. О земных дняхБожьей Матери. М. 1994. 127 с.37.Сантарелли Д. Путеводитель по святилищу города Лорето. Анкона.Лорето б/у.38.Преображенская В.В. Наука о Свете и Его Трансформации. Новаяредакция. К.-М.: «Крипто-логос», 2013.