Диссертация (Музейные практики производства культуры на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея), страница 13

PDF-файл Диссертация (Музейные практики производства культуры на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея), страница 13 Социология (46188): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Музейные практики производства культуры на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея) - PDF, страница 13 (461882019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Музейные практики производства культуры на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея". PDF-файл из архива "Музейные практики производства культуры на примере выставочной деятельности Российского этнографического музея", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 13 страницы из PDF

Они основывались на этнографических классификациях,почерпнутых из марксизма, когда экспозиция начинается материальными условиямисуществования народа и ремеслами, а заканчивается ритуальной и духовной культурой137. Вэтот период и вплоть до 1990-х годов музей преследовала дихотомия «этнографиясовременности / традиционная этнография». В силу идеологических причин музейнымсотрудникамнужнобылопоказыватьсовременность(праздники,жилище,одежду,произведения искусства и т.д.), но, в то же время, сам профиль музея предполагал акцент натрадиционной культуре. Кроме того, как отмечает Дмитриев, в своем показе музей постепенноушел от демонстрации конкретных этносов к демонстрации общих регионов, куда входилиразные этносы.

Так, в 1982 году открылась экспозиция «Народы Северного Кавказа», гдепоказывался целый комплекс культуры, типичный для всего региона138. Подобный подходзатем использовался для строительства и других подобных экспозиций. Как отмечается, в1970-1990-е гг. музей стал постепенно отходить от академической этнографии, и стал134Там же. С. 10.Там же.136Там же.

С.12137Относительно истоков монографического способа показа существуют разные мнения: так, один изреспондентов отмечал, что этот способ может быть связан не только с марксизмом, но и в общем, спозитивистскими тенденциями в этнографии начала XX века (инф. 4).138Там же. С. 1713547превращаться в «сокровищницу этнографических фактов»139. В то же время в 1977 году музейполучилстатуснаучно-исследовательскогоинститута,апозжевозможностьиметьаспирантуру и защищать по специальности этнография.

В отличие от академическойКунсткамеры, за РЭМом сохранилась репутация, прежде всего, музея, как отмечают многиеинформанты (инф. 3; инф. 1, инф. 18), то есть места сбора, хранения и исследования именноматериальной культуры. Это также наложило свой отпечаток на современную деятельностьРЭМ.Стоит также отметить, что в то же время в 1970-1990-х годах РЭМ вел бурнуюэкскурсоводческую и лекционную жизнь, причем лекции читались не только в стенах РЭМа,но и в других местах.

Так, один информант вспоминал, что читал лекции на кондитерскойфабрике (инф. 3). Эта практика была повсеместной. Однако в 1990е гг. в связи сидеологическим ослаблением государства, эти лекции постепенно прекратились, как ипрекратилась бурная собирательская деятельность вследствие отсутствия финансов. Какотмечают респонденты, в 1990-е годы музей выживал за счет строительства зарубежныхвыставок, поскольку ажиотаж, связанный с открытыми фондами России был достаточно велик(инф. 13; инф.

25). Однако это было время идеологического затишья, когда государство нетребовало большого количества выставок, а научные сотрудники занимались своимипроектами, делая, в том числе, довольно экспериментальные выставки. Так, например, былапостроена выставка, посвященная традиционным понятиям о красоте (инф. 9). В то же времямузей имел скудные финансы и был мало встроен в музейную систему. При этом в 1990-егоды многие музеи изменили свои штаты и директоров, музейная сеть постепенноуничтожалась. Все изменилось в начале 2000-х, когда государство снова обратило своевнимание на РЭМ (как и на другие музеи), появилось финансирование, но, помимо этого, оностало предъявлять свои собственные требования и идеологические задачи к деятельностимузея.Мы не пытались рассказать историю РЭМа подробно, и упустили множество деталей,событий и ситуаций.

Кроме того, мы мало касались имен этнографов-сотрудников, которыеимеют большое значение для музея. В то же время мы хотели бы отметить, что музейизменился со времени его открытия в 1902 году и, как отмечается, это изменение вызвано, содной стороны, его зависимостью от государственной и партийной идеологии, и, с другойстороны, влиянием его собственной выработанной политики, идентичности и традиции.

Какмы уже отмечали, многие элементы, возникшие в музее в 1930-1950х гг., до сих пор остаютсяактуальными. Иными словами, история музея со дня его основания в качестве139Там же.48этнографического отдела Русского музея, до сих пор – это не только история создания рядавыставок и экспозиций, но и история отношений между людьми, которые вступали вразнообразные интеракции между собой, которые затем повлияли и влияют на деятельностьвнутри РЭМа. Нужно это иметь в виду, когда мы будем говорить о коммуникации в РЭМе.2.3.

Культурный, правовой и политический контексты деятельностиРЭМ в 2000-2010х гг.В данном параграфе мы остановимся на трех аспектах контекста выставочнойдеятельности Российского Этнографического музея. Из предыдущего параграфа становитсяясно, что в деятельности музея на протяжении его существования большую роль игралогосударство. В данном параграфе мы также уделим внимание отношениям с государством втрех основных аспектах: правовые отношения, отношения по поводу национальной икультурной политики государства.Российский этнографический музей, как и любой другой музей на территории РФ,подчиняется своду законов, которые регулируют его деятельность и определяют его статус.Одним из главных законов, посвященных музеям, является Закон ФЗ-54 «О Музейном фондеРоссийской Федерации и музеях в Российской Федерации», принятый в 1996 году.

Закон даетопределение музеям и очерчивает их цели. В ст. 26 сказано, что «музеи в РоссийскойФедерации создаются в форме учреждений для осуществления культурных, образовательныхи научных функций некоммерческого характера»140. В ст. 27 даются главные функции музея:хранение музейных предметов и музейных коллекций;выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций; изучениемузейных предметов и коллекций;публикациямузейныхпредметовиколлекцийиосуществлениепросветительной и образовательной деятельности141.Помимо этого, закон определяет параметры деятельности музея: им определен составгосударственной и негосударственной части музейного фонда, установлен порядок включенияи исключения музейных предметов из его состава. Регламентированы вопросы осуществлениягосударственного контроля над состоянием Музейного фонда и государственной поддержкимузеев.

Также в законе отражены вопросы создания, реорганизации, ликвидации иосуществления деятельности музеев в РФ.140Федеральный закон от 26 мая 1996 года № 54 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях вРоссийской Федерации». Ст. 26.141Там же. Ст. 27.49Другим важным законом выступает закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей»,принятый в 1993 году. Он направлен на защиту культурных ценностей от незаконного вывоза,ввоза и передачи прав собственности на них, а также на развитие международногокультурного сотрудничества, взаимного ознакомления народов РФ и других государств скультурными ценностями друг друга. Международная выставочная деятельность российскихмузеев невозможна без учета правил, содержащихся в данном законе142. Данный законопределяет ряд рутин, которые опосредуют создание международных выставок.

Среди нихможно отметить такие, как проведение экспертизы ценностей, предоставление права и выдачисвидетельства на вывоз культурных ценностей и т.д. Этот закон также предполагает, чтогосударство, которое принимает выставку, дает гарантии на то, что никто не сможетпотребовать разбирательств по поводу прав собственности на нее. Иначе говоря, вывезеннуювещь всегда можно будет привезти обратно. Однако это работает не со всеми государствами.И это влияет, в том числе, на культурные контакты России с другими странами. Скажем, впоследние три года (2011 – 2014 гг.) Россия не может отвезти свои выставки в США,поскольку последние не дают отмеченных выше гарантий. Вот что замечают информанты:«И (информант I). Они не получат ничего, потому что мы не можем отправлять вАмерику никакие предметы.Н (интервьюер).

А в Нью-Йорк?И. Там фотографии, там можно.Н. А в Канаду можно?И. Да, а в Америке есть закон, по которому третье лицо может прийти и сказать,что это мое.Н. Только в Америке?П. (информант II). Не только. Я переводила бумагу для Австрии, по которой третьелицо <тоже не дает гарантий>.И.

И гарантию берут со всех, это государственная гарантия. Но Америка не даеттаких гарантий. Вот в чем проблема. Французы вот истерят, что они не могут тудадоехать» (инф 5).Из этого разговора видно, что, во-первых, вывозить нельзя только оригинальныепредметы, а фотографии можно, и, во-вторых, с такой проблемой сталкивается не толькоРоссия, но и другие страны. Относительно фотографии можно заметить, что на выставки вАмерику вывозятся только факсимильные фотографии, а не оригиналы (инф. 19). А вотношении негостеприимства Америки есть следующее объяснение.

Один из другихинформантов по этому поводу замечает, что с США были разорваны «культурные контакты» всвязи с делом библиотеки Шнейерсона143 (инф. 16).142143Клименко М. Правовые аспекты музейной деятельность. Неопубликованный доклад.Дело о библиотеке Шнеерсона // URL: http://ria.ru/trend/shneerson_12082010/ (Дата посещения: 3. 10. 2014).50Помимо вышеназванных двух законов есть и другие, чье влияние на деятельность музеявелика. Это четвертая часть Гражданского кодекса, которая регулирует права собственности.Поскольку одной из целей музейной деятельности является собирание предметов и коллекций,то при переходе последних из рук бывших владельцев в распоряжение музея, необходимо,чтобы музей приобрел на эту вещь авторские права.

«Положение о передаче авторских правзафиксировано в каждом договоре купли-продажи и дарения. Так, с момента подписаниядоговора музей приобретает право на публикацию и иное коммерческое использованиеполученных предметов и коллекций. Собственник передает музею исключительные авторскиеправа на публичный показ, воспроизведение и распространение произведений, указанных вдоговоре»144. Иначе говоря, без действия подобных правовых норм музей в принципе не могбы собирать вещи, ибо это было бы незаконно145. Кроме того, он не мог бы эти вещипоказывать, фотографировать, делать каталоги и т.д. Здесь мы сталкиваемся с интереснойвещью: с тем, как правовые нормы буквально влезают не только между музеями итрадиционными народами, но и в повседневную экспедиционную жизнь музейщика: «когдасотрудник отправляется в экспедицию, то процедура поступления предмета в музейный фондслегка меняется.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее