Диссетация (Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая), страница 7
Описание файла
Файл "Диссетация" внутри архива находится в папке "Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая". PDF-файл из архива "Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
В записи своегосновидения, сделанной, по-видимому, в терапевтических целях, Батай пишет:«...мой член в крови, как солнце»65, и еще: «отец бьет меня, и я вижу солнце»66.Именно такой образ кроваво-красного, слепяще-яркого, связанного с насилиемсолнца философ будет развивать как в теоретических, так и в художественныхсвоих произведениях.1.1. Образ солнца в литературных произведениях философа конца 20-х гг.Уже в самом раннем тексте Батая, открывающем корпус его сочинений – эссе«Солнечный анус» (написанном в 1927 г.
и опубликованном в 1931-м), – увереннопросматривается та концепция солнца, которую он будет развивать в дальнейшем.В нем соединяются противоположности, на него невозможно смотреть в упор, оноослепляет и вызывает ужас, является источником связующего все сущееэротически насыщенного насилия и символом уничтожения субъекта в пользунеразличения себя от мира. По признанию самого автора, главный образ этогоэссе был ему дан в видении, посетившем его в Лондонском Зоологическом Саду в63Ср., напр., сцену в соборе в «Истории глаза». Эссе «Реймский собор» было опубликовано Дени Олье в егоработе: Hollier D.
La prise de la concorde. Essais sur Georges Bataille. Gallimard, 1974. P. 23.64"Quand j'étais enfant, j'aimais le soleil: je fermais les yeux et, à travers les paupières, il était rouge. Le soleil était terrible,il faisait songer à une explosion", Bataille G. Le Bleu du ciel // ŒC, T. 3. P. 150.65"...le sexe en sang comme le soleil", Bataille G. [Rêve] // ŒC. T. 2. P. 10.66"Mon père me gifle et je vois le soleil", Ibid.28июле 1927 г., когда он внезапно был ослеплен лучами солнца, сиявшего промежкрасно-голубых ягодиц бабуина и к тому же отвратительно смердевшего67.Рациональная интерпретация этого текста представляется затруднительной втой мере, в какой остается открытым вопрос о статусе заявленных в немутверждений.
С одной стороны, некоторые исследователи усматривают в немпоследовательное ниспровержение Логоса, критику разума, порядка, субъекта ипродуманную атаку едва ли не на все ключевые для французской традициифилософские системы: картезианство, гегельянство, романтизм и сюрреализм68. Сдругой стороны, и стиль эссе, и заявленная в нем идея пародийности всего сущеготаковы, что сам текст кажется скорее пародией на философский: Батай еще непришел даже к относительной рациональности и последовательности своихстатей для «Документов» 1929-1931 гг., не говоря уже о поздних работах, искорее описывает некое наваждение, чем предлагает концепцию.Представленная в эссе картина мира характеризуется отсутствием в нейбезусловной точки отсчета – трансцендентного принципа, основания или центра.Абсолютная система координат заменена относительной: ее новым центромможет стать все, что угодно или ничто:С равным основанием можно провозгласить в качестве принципа золото, воду, экватор илипреступление.
И если первоисточник похож не на представляющуюся основой почву планеты, ана круговращение планеты вокруг подвижного центра, в качестве порождающего принципамогут быть равно приняты автомобиль, часы или швейная машина69.Изъятие трансцендентного оставляет вещи заброшенными в имманентностьрекурсивного пародийного уподобления друг другу, подобно лабиринту,67См.: Bataille G. Le Jésuve // ŒC. T.
2. P. 19.Boldt-Irons Leslie A. Bataille's "The Solar Anus" or the Parody of Parodies // Studies in 20th Century Literature. 2001.Vol. 25(2). P. 354-372.69"L'or, l'eau, l'équateur ou le crime peuvent indifférement être énoncés comme le principe des choses. Et si l'origine n'estpas semblable au sol de la planète paraissant être la base, mais au mouvement circulaire que la planète décrit autour d'uncentre mobile, une voiture, une horloge ou une machine à coudre peuvent égalament être acceptées en tant que principegénérateur", Bataille G. L'anus solaire // ŒC. T. 1.
P. 82.6829уводящему в дурную бесконечность. Но, хотя многие авторы и пишут оботсутствии в этом хаосе первоначала, иерархии или даже какого-либо«привилегированного» образа70, мы полагаем, что концептуальные структурыэссе расположены в условном пространстве, растянутом между двумя полюсами,каждый из которых сообщается с другим, а именно – между землей и солнцем. Ихвзаимодействие описывается как совокупление, сочетающее два вида движения –круговое и сексуальное: земля вращается вокруг солнца и одновременносовокупляется с ним благодаря поднимающимся к небу и опускающимся подобнофаллосам телам людей, растениям и деревьям. Поэтому характер бытия всехвещей определяется не их причастностью к трансцендентному источнику, аимманентным коловращением между этими двумя полюсами.Как бы нам не хотелось согласиться с теми исследователями, которые прямоназывают солнце в эссе «сакральным» объектом или «солнечным богом»71, самтекст не дает для этого никаких оснований: поступить так значило быэкстраполировать на него гораздо более поздний батаевский концепт.
Болеекорректным будет сказать, как это делает Аллан Штёкль, что этот текст открываетразработку идеи «низкой материи», отличительным свойством которой являетсяее нередуцируемая инаковость (гетерогенность) по отношению к классическимначалам как идеализма, так и материализма72. Батай ставит солнце в один ряд сэрекцией, трупом, пещерным мраком73, совокуплением, снова трупом, темнотой74– всем тем, что, с одной стороны, шокирует и заставляет отводить от себярациональный, осмысленный взгляд, а с другой – питает сексуальное движение, азначит, приводит в движение целый мир:70См.: Stoekl A.
Introduction, in Visions of Excess. Selected Writings, 1927-1939. Georges Bataille. Minneapolis:University of Minnesota Press, 1985. P. xiv.71Rönnbäck F. The Other Sun: Non-Sacrificial Mutilation and the Severed Ear of Georges Bataille // October. 2015. Vol.154. P. 117; Фокин С. Философ-вне-себя. Жорж Батай. С. 55.72Stoekl A. Introduction. P. ix.73«Эрекция и солнце шокируют точно так же, как труп и пещерный мрак» // "L'érection et le soleil scandalisent demême que le cadavre et l'obscurité des caves", Bataille G.
L'anus solaire. P. 85.74«Человеческие глаза не выдерживают ни солнца, ни совокупления, ни трупа, ни темноты, но реагируют на нихпо-разному» // "Les yeux humains ne supportent ni le soleil, ni le coït, ni le cadavre, ni l'obscurité, mais avec des réactionsdifférentes", Ibid.30Выброшенный башмак, гнилой зуб, едва выступающий нос, повар, плюющий в пищу своиххозяев, являются для любви тем же, чем флаг для нации. Зонтик, новоиспеченный пенсионер,семинарист, вонь тухлых яиц, мертвые глаза судей являются корнями, питающими любовь.Собака, пожирающая гусиные потроха, блюющая спьяну женщина, рыдающийбухгалтер,банка с горчицей представляют собой беспорядок, служащий любви проводником75.Образ ночи, возникающий в эссе в связи с солнцем, землей и анусом, в дискурсесюрреалистов ассоциируется с царством воображаемого и бессознательного.Однако если, скажем, для Бретона «глубины ночи» оказываются связаны счудесным царством прекрасного и возвышенного76, отблески сияния которогочеловек видит иногда в своих сновидениях, то для Батая они скрывают преждевсего все самое низменное, отвратительное и иноприродное.Сам солнечный анус является символом смычки возвышенного и низменного,соединения противоположностей, образом солнца в затмении, вызванномпланетарнымкругом.Ихединствоприэтомявляетсянесинтезом,принципиальная невозможность которого, как указывает Джозеф Либерстон,являетсяотличительнойчертойбатаевскойдиалектики77,авзрывнымстолкновением, хаотичным и эротичным биением молотка об наковальню; ихсоитие порождает импульс, приводящий в движение мир78.
Таким образомсводятся воедино образы солнца, земли, вулкана, ночи и ануса. Образ ануса, как ипрочих телесных отверстий – глаз, ушей, рта и уретры, – является для Батаясимволом раскрытости, разомкнутости тела – будь то тело человека или светила.Производимое им выделение есть отделение от собственной сущности,эротическинасыщенноеизбавлениеисточникабытияотсобственногоизбыточного содержания, своего рода перифраз неоплатонической эманации.75"Un soulier abandonné, une dent gâtée, un nez trop court, le cuisinier crachant dans la nourriture de ses maîtres sont àl'amour ce que le pavillon est à la nationalité. Un parapluie, une sexagénaire, un séminariste, l'odeur des oeufs pourris, lesyeux crevés des juges sont les racines par lesquelles l'amour se nourrit.
Un chien dévorant l'estomac d'une oie, une femmeivre qui vomit, un comptable qui sanglote, un pot à moutarde représentent la confusion qui sert à l'amour de véhicule", Ibid.P. 82.76См.: Breton A. Manifeste du surréalisme // Breton A. Manifestes du surréalisme. Gallimard, 1973. P. 11-64.77Liberston J. Bataille and Communication: Savoir, Non-Savoir, Glissement, Rire // SubStance. 1974. Vol. 4(10).
P. 49-50.78Евстропов М. Жорж Батай: Опыт бытия как критика онтологии // Вестник Томского государственногоуниверситета. 2011. №311. С. 51.31Поэтому солнечные лучи и извержения вулканов описываются как «нечистоты»:солнце и земля извергаются из самих себя, преодолевая, если можно так сказать,«анальную фиксацию» вселенной и связанную с ней скупость и бережливость79.Непосредственным источником связанной с этим образным рядом концепциисоединения земли с солнцем, ночи с солнцем и т.д. являются, вероятно, строкиНицше из «Так говорил Заратустра»:Мой мир сейчас стал совершенным, полночь – тот же полдень. Скорбь также радость,проклятие тоже благословение, ночь тоже солнце, – уходите! или вы научитесь: мудрец тот жебезумец.
Утверждали ли вы когда-либо радость? О друзья мои, тогда утверждали вы также ивсякую скорбь. Все сцеплено, все спутано, все влюблено одно в другое80.Заявленный в этом пассаже концепт тождества противоположностей восходит,в свою очередь, к Гераклиту81. Ошибочным, однако, было бы назвать в качествеего источника для Батая кроме Ницше также и Гегеля, безусловно повлиявшего нанего во многом другом, поскольку для немецкого философа движение соединенияявляется направленным, целесообразным и необратимым, в то время как в мыслиБатая на раннем ее этапе все в мире хаотично превращается одно в другое безовсякой цели или же смысла.Наконец, уже здесь философ утверждает, что подвижная хаотическая связьмежду вещами имеет не только сексуальную, но и насильственную природу.Пронизывающее весь мир движение для него неотделимо от ужаса и насилия:«Солнце любит исключительно Ночь и устремляет к земле свое светозарное79Поскольку и «Солнечный анус», и «История глаза» были созданы Батаем в период прохождения импсихоанализа, доминирование соответствующих образов и понятий в этих произведениях вполне могут бытьрассмотрены в присущих этому учению категориях.80"Eben ward meine Welt vollkommen, Mitternacht ist auch Mittag, Schmerz ist auch eine Lust, Fluch ist auch ein Segen,Nacht ist auch eine Sonne, – geht davon oder ihr lernt: ein Weiser ist auch ein Narr.
Sagtet ihr jemals ja zu Einer Lust? Oh,meine Freunde, so sagtet ihr ja auch zu allem Wehe. Alle Dinge sind verkettet, verfädelt, verliebt", Nietzsche F. Alsosprach Zarathustra. Leipzig: C.G. Naumann, 1899. S. 469 [рус. пер. приводится по изданию: Ницше Ф. Так говорилЗаратустра. К генеалогии морали. Рождение трагедии. Воля к власти. Посмертные афоризмы / пер. с нем. Ю.М.Антоновского. Минск: Харвест, 2009. С.