Диссетация (Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая), страница 3

PDF-файл Диссетация (Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая), страница 3 Философия (41102): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссетация (Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая) - PDF, страница 3 (41102) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссетация" внутри архива находится в папке "Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая". PDF-файл из архива "Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 3 страницы из PDF

L'Érotisme // ŒС. T. 10. P. 43.Например, франко-французский толковый словарь «Le Robert pratique» среди его условных синонимов называетbrutalité, fureur, ardeur, intensité и vivacité.229ярость насилия. Мы, однако же, полагаем, что подобный терминологическийплюрализм негативно сказывается на возможности понимания этого понятия втой мере, в какой его использование в качестве концепта удаляется отповседневного словоупотребления. Приведем два текстуальных примера. В«Теории религии» (1949) встречается фраза: «...l'intimité est la violence, et elle est ladestruction, parce qu'elle n'est pas compatible avec la position de l'individu séparé»23.Сергей Зенкин переводит это место следующим образом: «...сокровенность – этоярость насилия, это разрушение, потому что она несовместима с полаганиемотдельного индивида»24.

Здесь Батай имеет в виду прежде всего нарушение илиполное уничтожение границ индивида в пользу непосредственного бытия в мире,возврата к «животному состоянию», которое описывает в первых главах трактата;концептуальное движение, описываемое словом violence, представляется нам вданном случае вполне прозрачным, что делает подобный двойной переводнесколько избыточным.

Другой пример: в самом начале «Эротизма» философпишет о связи между эротизмом и насилием: «Essentiellement, la domaine duerotisme est le domaine de la violence, le domaine de la violation»25. Елена Гальцоваинтерпретирует это место так: «Область эротики есть область ярости,насильственных нарушений»26. Поскольку далее, когда речь в тексте заходит осмерти, охоте и убийстве, она справедливо переводит интересующее нас понятиекак «насилие», мы не видим смысла делать исключение и для этого случая:эротизм есть насилие, но в специфически концептуальном смысле снятия границ.Поэтому мы в нашей работе попытаемся представить изложение мысли Батаяпрежде всего исходя из насколько это возможно последовательной интерпретациипонятия violence как «насилия» – учитывая, конечно, сложную консистенциюэтого концепта и то, что иногда это слово все же должно переводиться иначе.Исходный выбор «привилегированной» интерпретации, кроме того, определяети фокус исследования, заставляя выбирать определенные свидетельства,23Bataille G.

Théorie de la religion // ŒC. T. 7. P. 312.Батай Ж. Теория религии // Батай Ж. Проклятая часть. Сакральная социология. М.: Ладомир, 2007. С. 78.25Bataille G. L'Érotisme. P. 22.26Батай Ж. Эротизм // Проклятая часть. С. 498.2410связывать одни понятия с другими и встраивать в тот или иной контекст. Если вкачестве таковой, как это делают Зенкин и Гальцова, выбрать ярость, товнимание фокусируется на аффективном и стихийно-субстанциальном аспектепонятия; насилие же предполагает ассоциацию со вполне конкретными актамивроде убийств, пролития крови, причинения боли и нарушениями границчеловеческого тела. К подобному решению нас подталкивает как материал Батая,так и специфика интерпретации Гегеля у Кожева: по словам Декомба, «...егоинтерпретация..., далекая от акцентирования разумных и умиротворяющихмоментов гегелевской мысли, предпочитает моменты чрезмерные, грубые иособенно кровавые»27.

В пользу избранной нами трактовки можно добавить и ещедва соображения. Во-первых, она представляется нам в большей степениудовлетворяющей принципу Бритвы Оккама: поскольку одним из ключевыхбатаевских концептов, описывающих связь между насилием и сакральным,является жертвоприношение, то рассматривать его как форму насилия в самомчто ни на есть обывательском его смысле более логично, чем говорить о ярости.Во-вторых, принесение жертвы есть социальная практика, позволяющая общиневойти в контакт с миром сакрального; если насилие служит для этого средством,его характер проецируется и на сам этот мир, становясь самим его содержанием.Речь, таким образом, идет не о индивидуальном, а о коллективном явлении, вотношении которого понятие ярость позволяет объяснить меньше, чем насилие.Добавим, что наше прочтение основано преимущественно на трудах западных, –и прежде всего англоязычных, – исследователей, для которых проблема переводаэтого понятия если и стоит, то не так серьезно.Во-вторых, исходя из обозначенной нами задачи построения генеалогиибатаевской концепции насилия и сакрального мы будем вынуждены обратиться ктому периоду, когда ее еще не было, и к тем понятиям, которые предшествовалиэтим двум и в большей или меньшей степени покрывали область их смысла: вслучае насилия это концепты агрессии, жестокости и изменения, а в случае27Декомб В.

Современная французская философия. С. 19.11сакрального – ирреальность, низкая материя и гетерогенное. В целом вся этаконцепция по сути является инструментальной по отношению к интуиции,которую мы полагаем центральной для всего творчества философа, а именнодесубъективации – фигурам мерцания, рассеяния и уничтожения субъекта.Первая из двух групп понятий при этом описывает переход от налично-данногосубъектного состояния к инаковому, а вторая – само инаковое, которое можетпредставляться как некий другой мир, состояние сознания или же некаяабстрактная энергия. Именно в этом переходе, согласно Батаю, и заключаетсясмысл и ценность религии; насилие и сакральное – лишь наиболее поздняя ичетко обозначенная пара понятий, выражающая это его положение.Композиционное решение работы обусловлено в первую очередь этойневозможностьюсинхроническогорассмотрениябатаевскойфилософиивследствие того, что на протяжении всего его творческого пути она находилась внепрерывном изменении и становлении: примерно одни и те же интуиции он вразное время выражает при помощи разных концептов, годами разрабатываеткакое-нибудь одно понятие, чтобы затем его бросить, совмещает жанры ипереходит с одного на другой, а потом возвращается к прежнему, и, самое важное– непрерывно меняет содержание концептов, так что даже между ближайшимислучаями использования одного и того же понятия зачастую обнаруживаетсяболее или менее серьезный зазор.

Исходя из этого, мы телеологически наметилисебе «точку омега» нашего анализа – концепцию насилия и сакрального, как онапредставленавпослевоенныхсочиненияхфилософа,ипопыталисьпоследовательно описать все стадии развития той интуиции, которая его в итоге кней привела. Поэтому для описания последовательного преломления этогонаиболее общего плана в различных жанровых решениях, понятиях и концепцияхмы предпочли совместить тематическое изложение с хронологическим: каждаяглава исследования выстраивается вокруг одной темы, связанной с этой главной.В первой главе это образ солнца и связанные с ней мифология и гносеология, вовторой – концепты низкой материи и гетерогенности, а также множествопереходных понятий, в третьей – сообщество и его практические выражения, в12четвертой – собственно насилие и сакральное, в пятой – война.

При этом вхронологическом плане материал, как при написании картины, накладываетсяслоями, которые идут один за другим, но частично перекрывают друг друга илизабегают чуть дальше положенного: первая глава охватывает ранний периодстановления батаевской мысли, 1927-1938 гг., вторая начинает чуть позже изаполняет 1929-1934 гг., третья посвящена второй половине 30-х, четвертая –периоду от конца 40-х до 60-х, а пятая «пробегает» весь творческий путьмыслителя от начала и до конца, выискивая в нем единственную тему, котораяболее или менее серьезно занимала его всю жизнь.

Особое внимание в связи снашей задачей мы предпочли уделить ранним, по большей части коротким и нестоль часто комментируемым батаевским текстам 30-х гг., отражающимконцептуальный плюрализм начального периода его творчества.Актуальность темы диссертационного исследования можно свести к тремосновным положениям:Во-первых, работа, совмещающая синхронический и диахронический подходык анализу построений философа, могла бы внести некоторый вклад в активноразвивающееся российское – или, шире, не-французское, – батаеведение, одной изосновныхпроблемкоторогоявляется,какмыполагаем,некорректноепроецирование более поздних его концепций на более ранние и недостаточносерьезное отношение к изменчивости его мысли и зазорам между одним и тем жеконцептом в разные периоды ее эволюции.

Это замечание касается, к примеру,определения соотношения между понятиями гетерогенного и сакрального илироли концепта сообщества в послевоенных сочинениях философа.Во-вторых, подобная работа могла бы внести некоторый вклад в более общуюпостановку вопроса о связи мотивов насилия с религиозной сферой, которуюможно считать специфичной именно для французской традиции в связи собозначенной нами двусмысленностью самого понятия violence и различных егопроизводных: к числу авторов, которых можно было бы включить в этот болееширокий круг рассмотрения, относятся, например, Жозеф де Местр, Э.

Дюркгейм,13А. Юбер и М. Мосс, Ж. Дюмезиль, М. Элиаде, Р. Кайуа, Э. Левинас, Ж. Бодрийяр,Ю. Кристева, В. Янкелевич, Р. Жирар и его последователи. Другой возможнойпостановкой вопроса, которую мы частично затрагиваем в пятой главенастоящего исследования, является проблема сакрального и войны, такжезатронутая некоторыми из авторов, перечисленных нами выше. Все это открываетбогатое поле для дальнейших исследований.В-третьих, работа, предмет которой – даже если мы говоришь лишь о текстах, –является по существу комплексным, сочетающим в себе в различной пропорцииэлементы литературы, философии, тех или иных наук и религиозной мысли,может в связи с этим внести вклад в междисциплинарные исследования культуры,актуальность которых сегодня не вызывает сомнений. Подобный опыт можеттакже найти себе приложение в плане разработки и улучшения методологиитакого рода исследований.Научная новизна диссертационного исследования обусловливается тем, что вней предложена оригинальная интерпретация всей философии Жоржа Батая,рассмотренной сквозь призму соотношения понятий насилия и сакрального;впервые было предпринято изложение ряда тем, которые, как мы полагаем,рассматривались исследователями лишь фрагментарно: это представленная вранних текстах автора мифология солнца и связанная с ней модель гносеологии,связь между концептами насилия и сообщества; медитативная практика автораконца 30-х гг.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее