Диссетация (Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая), страница 10

PDF-файл Диссетация (Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая), страница 10 Философия (41102): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссетация (Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая) - PDF, страница 10 (41102) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссетация" внутри архива находится в папке "Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая". PDF-файл из архива "Насилие и сакральное в философии Жоржа Батая", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

455.114См.: Щедрин К.С. Образ «Великого полдня» в произведении Ф. Ницше «Так говорил Заратустра» //Фундаментальные исследования. Философские науки. 2014. №9. С. 686-690.115Bataille G. Le Bleu du ciel. P. 387.116Ibid. P. 388.11340пугающей «солнечной рожей»117, случайно встреченный им на улице, котораявскоре будет залита ручьями крови в агонии гражданской войны.1.2. Икар и Ван Гог: солярная мифология и теория жертвоприношенияДальнейшее развитие образ солнца претерпевает в ряде статей Батая в журнале«Документы», где в 1929-1930 гг.

он занимает пост ответственного секретаря инаходится во главе пестрого коллектива авторов: это в первую очередьсюрреалисты-перебежчики,специалистывразличныхгуманитарныхдисциплинах – искусствоведы, археологи, этнографы, – а также работникиисследовательских учреждений, музеев и библиотек118. Здесь философ публикуетпровокационные тексты антиэстетического содержания, представляя, как гласилрекламный проспект, «факты, более всего вызывающие беспокойство, – факты,последствия которых еще не были заранее определены»119. В этих текстах онтакже предпринимает первый опыт последовательного изложения своейфилософии, к основному содержанию которой мы еще вернемся. По замечаниюего соратника Мишеля Лейриса, именно в статьях для «Документов» он начинаетоттачивать тот полуобъективный-полусубъективный стиль и жанр письма,ставший впоследствии отличительной чертой всех его текстов120.«Человеческие глаза не выдерживают ни солнца, ни совокупления, ни трупа, нитемноты, но реагируют на них по-разному», – писал Батай в «Солнечном анусе».Смотреть на солнце невозможно, но если рискнуть, оно предстает в кошмарномкроваво-красном обличье (поскольку сияет сквозь прикрытые от боли веки): вэтом, собственно, и заключается тот «факт», последствия которого не былизаранее определены и определить которые берется Батай.

Наиболее четко идеячудовищного преображения солнца проговаривается им в эссе «Гнилое солнце»,посвященном Пикассо: «Насколько прежнее солнце (то, на которое не смотрят)117Ibid. P. 468.См.: Undercover Surrealism: Georges Bataille and DOCUMENTS / Ades D. and Baker S. (eds) The MIT Press, 2006.119Цит. по.: Лейрис М.

От батаевского невозможного к невозможным Документам // Предельный Батай. С. 54-62.120Там же. С. 55.11841совершенно в своей красоте, настолько же то, на которое смотрят, может бытьсочтено ужасающе уродливым»121. И далее: «Миф об Икаре с этой точки зренияявляется особенно выразительным и притом точным: он очевидным образомделит солнце надвое – на то, что светит в момент, когда Икар набирает высоту ито, что расплавляет воск и способствует тому, что он терпит неудачу и с воплемпадает, приблизившись к нему слишком близко» 122. На самом деле, однако, здесьфигурирует не одно противопоставление, а опять же два: первое относится кразличению солнца, на которое не смотрят и солнца, на которое смотрят, а второе– к амбивалентности этого второго солнца, влекущего к себе и разрушающего.Опыт смотрения на него Батай сравнивает с опытом человека, которого во времяпосвящения в митраистские мистерии кидают в яму, крытую плетнем из прутьев,чтобы затем заколоть над ним быка: посвящаемый, таким образом, оказывается сног до головы залит кровью и шокирован звуками агонии зверя.

Умирающий быкв это мгновение символизирует собой солнце, как бы излучающее чистое насилиев форме багрового сияния. В «Истории глаза», к слову, эта же яма встречаласьнам в образе нормандского шкафа-гильотины: текшая из-под нижнего его краямоча ассоциировалась также с кровью, в роли мистагога выступал Кардинал, а вроли посвящаемого и в то же время жертвенного животного – Марсель.Однако теперь Батай связывает солнце с насилием, по преимуществуобращенным против своего автора, в связи с чем в тексте вновь возникает образпетуха: «...ужасный крик петуха, в особенности на восходе солнца, всегдасоседствует с криком, который он издает, когда его режут.

Можно добавить, чтосолнце в мифологии обозначается еще и человеком, перерезающим самому себеглотку, и, наконец, антропоморфным существом, лишенным головы»123. Здесьмомент приветствия солнцу отождествляется с моментом насильственной смерти.Ассоциация петуха с загадочным безголовым существом, о котором нам пока еще121"De même que le soleil présédent (celui qu'on ne regarde pas) est parfaitement beau, celui qu'on regarde peur êtreconsidéré comme horriblement laid", Bataille G. Soleil pourri // Documents.

1930. Vol. 3. P. 173-174.122"Le mythe d'Icare est particulièrement expressif du point de vue ainsi présisé il partage clairement le soleil en deux,celui qui luisait au moment de l'élévation d'Icare et celui qui a fondu la cire, déterminant la défection et la chute criardequand s'est approché trop près", Ibid. P. 174.123"On peut ajouter que le soleil a encore été exprimé mythologiquement par un homme s'égorgeant lui-même et enfin parun être antropomorphe dépourvu de tête", Ibid.42ничего не известно, выглядит тем более интересной, что с ее помощью философнамекает также и на способ, каким режут этих птиц, т.е. на отрезание головы.Возможно, он мог также принимать во внимание и характерную особенность ихсмерти – а именно то, что в течение некоторого, иногда весьма долгого, временипосле смертельного удара их тела все еще продолжают как-то функционировать,бегать туда-сюда и заливать все кровью: так смерть вплетается в жизнь, и бытие,вызванное их союзом, наверное, можно было бы назвать и экстазом.

При этомдля Батая не столь важно, что в реальности петуха режет кто-то другой, посколькусимволически его убивает солнце, и в то же время он сам убивает себя, на чтоуказывают и последующие сравнения. Вероятно, здесь философ обращаетсятакже и к содержанию этого образа в греческой мифологии, где петухпринадлежит одновременно горнему и подземному мирам и символизирует в т.ч.и целительную смерть-возрождение124. Можно вспомнить и загадочные словаСократа в «Федоне», сказанные им перед смертью, и соотнести их с тем, чтоучитель, по сути, ведет себя как самоубийца или, согласно популярной версии,как врач, прописавший самому себе лечение смертью125.

Петух и Икар в эссестановятся, таким образом, концептуальными персонажами, несущими идеюсолнечного субъекта, который является также объектом собственного насилия;динамика его субъективации изображается как возвышение до невообразимыхвысот, за чем следует падение в глубочайшую бездну, которое философ называет«неслыханным насилием» [violence inouïe]126. Солнце при этом становится как быамбивалентным двигателем этого двойного события.В эссе «Жертвенное калечение и отрезанное ухо Винсента Ван Гога» Батайпродолжает развивать эту же тему. Он начинает с рассказа о молодом художникеГастоне Ф., в 1924 г.

откусившем себе палец на руке – по его словам, потому, чтослучайно взглянул на солнце и получил от него такой приказ 127. Далее он пишет124См.: Топоров В.Н. Петух // Мифы народов мира. М, 2008. С. 805.Платон. Федон 118 // Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. Т. 2. / пер. с др. греч. С.П. Маркиша. С. 96. См.также: Меламед Ю. Три самых важных самоубийства в истории: Сократ – Кириллов – Малевич // Логос.

2014. № 3.С. 34-40.126Bataille G. Soleil pourri. P. 173.127Bataille G. La mutilation sacrificielle et l'oreille coupée de Vincent Van Gogh // Documents. 1930. Vol. 8. P. 451.12543об одержимости самого Ван Гога образами солнца и подсолнухов – причемувядших, с которыми он, по-видимому, идентифицировал самого себя и радицветения которых отрезал себе ухо бритвой, завернул его в платок и отнес вбордель к любимой проститутке Гогена. Другая молодая женщина, находясь влечебнице для душевнобольных, получила от объятой пламенем божественнойфигуры повеление отрезать себе уши, но не найдя поблизости острых предметов,едва не вырвала вместо них глаза.

Все эти случаи Батай определяет какпроявления духа жертвоприношения [l'esprit de sacrifice], который из-за своегополного упадка в наше время находит выражение почти что исключительно всфере психических отклонений. Философ рассматривает различные формыкалечения при инициации – обрезание, вырывание зубов или отрезание пальца, –и обнаруживает скрытый смысл всех этих обрядов в проекции «я» вовне, внасильственном выходе из самого себя и нарушении цельности собственного теларади переживания бытности чем-то несоизмеримо большим, чем человек:«Разрыв персональной гомогенности, отбрасывание вовне себя некой части себяже, яростное и мучительное по своей сути, представляется неразрывно связаннымс теми искуплением, трауром или разгулом, что открыто вызываются обрядамивступления во взрослое общество»128.

Человек, поступающий так, становитсяподобен божественному солнцу, которое непрерывно приносит себя в жертву, какбы вырывая из собственного тела органы и отшвыривая их прочь от себя в видесолнечных лучей, света и тепла. Здесь Батай впервые отчетливо отождествляетжертву с даром: se détruire для него равняется se donner, т.е.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее