Диссертация (Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии»), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии»". PDF-файл из архива "Междисциплинарность как методологическая особенность «философии психиатрии» ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Согласно этой модели, ментальная активность–эффект органической деятельности (мозга или сердца). Человек здоров,когда четыре основные жидкости (кровь, слизь, желтая желчь, чернаяжелчь) правильно смешаны и находятся в равновесии и, напротив,болен, когда баланс нарушен. Психическая болезнь определяетсяпереизбытком одной из жидкостей в мозге. Также наряду с этими тремяподходами в то время немалую роль играла «народная» психиатрия:использование ритуалов, амулетов и тому подобного – четко неопределенные и не зафиксированные практики. В целом, в античныевремена соседствовало множество возможных способов лечения.
«Еслиметод А не помогал, человек прибегал к методу Б и ко всем прочимизвестным»48. Околонаучное знание и то, что мы сейчас называемсуеверием, стояло примерно в одном ряду как возможное объяснение иподспорье для лечения психической болезни.46Каннабих Ю.В. История психиатрии. М.: Академический проект, 2012.
С. 27.Там же. С. 28.48Simon B. Op. cit. P. 180.4724Таким образом, можно утверждать, что в тот период, когдаформировалисьосновныепонятия,моделиипредставленияопсихической болезни, «гуманитарный» подход играл очень значимуюроль. Более того, одна из концепций объяснения психической болезниэксплицитно апеллировала к философским воззрениям и объяснялапсихическое расстройство на их основе. Это были, возможно, первыепопытки соприкосновения философии и знания о психической болезни.Вкачестведругогопримераконцепциипсихическогорасстройства, которую также можно отнести к «ценностному» подходуи которая также апеллировала к положениям философии, выступаетпонимание природы душевных болезней как расстройств суждений устоиков.Вэллинистическийпериодбылисозданы«болееразработанные теории и рабочие методы применения философии длялечения психических расстройств»49.
Третья книга «Тускуланскихбесед» Цицерона посвящена здоровью души и в частности, возможнымотклонениям (perturbatio). С точки зрения Цицерона, здоровье души, каки здоровье тела, заключается в гармонии: для тела гармониязаключается в правильномсочетании и взаимодействии частейорганизма, а для души – в правильном согласовании суждений иотсутствии нездоровых страстей. В этой концепции принципиальноезначение имеет не только идея гармонии и баланса, но и «идея, что душав большой степени идентифицируется с суждениями и убеждениями»50,которые делает человек о прошлом, настоящем или будущем.Суждения, согласно Цицерону, подразделяются на суждения онастоящем и о будущем, а также на суждения о хорошем и о плохом.Существуют три возможных добродетельных, здоровых страсти души:49Ibid.
P. 188.Nordenfelt N. The Stoic Conception of Mental Disorder: The Case of Cicero // Philosophy,Psychiatry, & Psychology. 1997. No. 4. P. 285-291. P. 287.5025радость (gaudium), которая относится к хорошему в настоящем, желание(voluntas),котороеотноситсякхорошемувбудущем,ипредосторожность (cautio), которая относится к плохому в будущем. Всепрочие страсти можно назвать отклонениями или расстройствами, вчастностинаслаждение(laetitia),вожделение(libido),страдание(aegritudo), и страх (metus). Нездорово в этих чувствах то, что ониволнуют душу куда сильнее, чем здоровые.
Эти нездоровые страсти(расстройства) могут становиться причиной острых заболеваний, а те, всвою очередь, - хронических. Например, жажда денег (вожделение)может привести к острой скупости, а та – превратиться в хроническоесостояние души. Таким образом, причиной психических расстройств, сточкизренияЦицерона,выступаютнеправильные,нездоровые,слишком сильные страсти.Собственно, исходя из этого, «чтобы избавиться от несчастий,нужно исцелиться душой, а этого нельзя достичь без философии»51.Знаменитые стоические призывы к невозмутимости (ataraxia) ибесстрастию (apatheia) можно понимать как одновременно «метод иконечную цель терапии»52, которую осуществляет сам человек либо егоучитель.
Вырабатываются даже некоторые практические приемы«терапии» (постепенность в избавлении от страданий, обсуждение сострадающим человеком как судьбы в целом, так и конкретныхобстоятельств его жизни и т.п.). Конечно, нельзя говорить о «стоическойпсихотерапии» в полном смысле слова, но стоит отметить, что и в этомслучае мы наблюдаем взгляд на природу психических расстройств иметодикиихизлечения,основанныйнена«органических»,«естественных» взглядах, а на ценностном отношении к болезни в51Цицерон.
Тускуланские беседы. Книга III. Об утешении в горе // Избранные сочинения.М., «Художественная литература», 1975.52Simon B. Op. cit. P. 189.26контексте целостной человеческой жизни. Более того, эта позицияотвечает более общим философским установкам.Следующий период, в котором мы можем явно проследитьвлияние философских идей на психиатрические концепции, приходитсяуже на XIX столетие. Это не означает, что на протяжении всего периодаот античности до XIX века господствовал «фактический» подход. ВСредние века две модели объяснения психической болезни по-прежнемусосуществовали.
«Фактический» подход был представлен исламскоймыслью, которая, вслед за Галеном, рассматривала психическую болезньорганически, как нарушение мозга, а «ценностный» - христианскоймыслью,вкоторойбезумиевоспринималоськакпроявлениеодержимости. Тем не менее, «гуманитарный» подход в эту эпохуапеллировал не к философии, а к религиозному знанию, поэтому данныйпериод не представляет большого интереса. Христианские моделиобъяснения психической болезни были распространены и в эпохуВозрождения. Однако к концу XVII века «натуралистические концепциибезумия стали господствующей парадигмой»53, и «до XVIII века научноемировоззрение в центральных странах Европы было по существуоднородным»54.
Двумя основными научными методами того временибыли наблюдение и составление классификаций болезней. В XVIII векепроисходит важное событие – возникает психиатрическая лечебница кактаковая, место, где содержатся психически больные люди, и цельюкоторого является их лечение, а не изоляция. Стоит отметить, что ростучреждений, производящих госпитализацию психически больных, сталпричиной еще одного важного изменения: он создал широкую базу длянаучного наблюдения. За счет этого произошел и резкий скачок вразвитии «научного», теоретического представления о психических5354Fulford B., Thornton T., Graham G. Op. cit.Каннабих Ю. История психиатрии.
С. 87.27болезнях.Основнымзанятиемпсихиатровтоговременибылосоставление различных классификаций психических болезней; также впсихиатрию проникают экспериментальные методы исследования.Тогда же в это время в качестве причин психических заболеваний сталифигурировать наследственность и конституция. В таком состояниинаходится психиатрическая наука к XIX веку.В XIX веке складывается поле для научных дискуссий впсихиатрии.Вчастности,внемецкойпсихиатрическоймысливыделяются два направления: психики и соматики, то есть те, кто виделоснову психической болезни в деятельности психики (mind), и те, ктососредотачивал внимание на органических факторах (что, опять же,можно считать проявлением двойственности психиатрической мысли).Специфика ситуации в Германии состояла в том, что «немецкаяпсихиатрическаялитературабылапроникнутадухомнемецкогоромантизма начала XIX века»55.
Отчасти на психиатрическую мысльповлияла также немецкая классическая философия (стоит отметить, чтоона преподавалась на медицинских факультетах). Определенное влияниена психиатрическую мысль оказал И. Кант. В частности, принятие егодуализма вело к мысли, что, если физиологические процессы могут бытьобъяснены в рамках каузальности и «слепой необходимости», то«понимание когнитивных процессов может потребовать совсем иногопринципа»56. Также сильно повлиял на формирование «романтическойпсихиатрии» Ф.
Шеллинг. «Для практики и терапии его философияприроды не имела никакого значения. <…> Однако уничтожениенекоторых старых границ мысли и предложение новых, неожиданных55Marx O.M. German Romantic Psychiatry // History of Psychiatry and Medical Psychology. Ed.by E. R. Wallace and J. Gach. NY: Springer, 2008. P. 313-333.
P. 313.56Richards R.J. Rhapsodies on a Cat-Piano, or Johann Christian Reil and the Foundations ofRomanticPsychiatry // Critical Inquiry, 1998.Vol. 24. No. 3. P. 700-736. P. 707.28связей оказалось плодотворным. Организм и окружающая средарассматривались во взаимодействии, материя и форма воспринимались вединстве»57. Важное влияние романтической философии заключалось вустановке на процессуальность, рассмотрение феномена в развитии, чтов медицине проявилось как «изучение человека и болезни во времени»58,а именно как развитие эпидемиологии и анамнеза.В рамках «романтической психиатрии» был написан, например,труд И.
Х. Рейля «Рапсодия об использовании психического методалечения к душевным расстройствам», где описывались методыпсихологического воздействия, которые может использовать врач приобращении с психически больным. Рейль полагал, что лечениемпсихических заболеваний должны заниматься «врачеватели души и тела,и психологические и физические методы воздействия могут сменятьдругдругарасстройство,илипоиспользоватьсяРейлю,-одновременно»59.это«нарушениеПсихическоенормальногофункционирования сил души»60.
В частности, три наиболее значимыепсихические силы, которые подвергаются патологическим изменениямпри психическом заболевании и к которым применимы психологическиеметодывоздействия–этосамосознание61(Bewusstsein),рассудительность (Besonnenheit) и внимание (Aufmerksamkeit).
Также вруководстве Рейль использовались такие категории, как удовольствие(терапевтическая мера) и неудовольствие (которое может как вызыватьпсихические нарушения, так и использоваться для их лечения,например, с помощью шоковых методов). Рейль акцентировал внимание57Marx O.M. Op. cit. P. 318.Ibid.59Ibid. P. 320.60Richards R.J.