Диссертация (Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли". PDF-файл из архива "Философско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русской мысли", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
федеральное государственное автономное учреждение высшегопрофессионального образования«Национальный исследовательский университет«Высшая школа экономики»На правах рукописиКатенина Наталья ВикторовнаФилософско-правовое учение Б.Н. Чичерина как явление русскоймыслиСпециальность 09.00.03 – История философииДИССЕРТАЦИЯна соискание ученой степеникандидата философских наукНаучный руководитель:доктор философских наук, профессорКантор В.К.Москва – 20121ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………...3Глава I.
Личность как основа политико-правовой философииБ.Н. Чичерина……………………………………………………………171.1. Природа личности и ее свойства в философии Б.Н. Чичерина….171.2. Свобода – неотъемлемое содержание личностного начала .…….28Глава II. Закон нравственный и закон юридический вфилософско-правовом учении Б.Н.Чичерина………………………….472.1. Соотношение свободы, нравственности, права в ученииБ.Н.Чичерина…………………………………………………………….472.2. Полемика Б.Н.
Чичерина и В.С. Соловьева относительнонравственных основ права………………………………………………64Глава III. Особенности либерализма Б.Н. Чичерина…….....................823.1. Охранительный либерализм Б.Н. Чичерина………………………823.2. Христианский аспект философско-правовых взглядовБ.Н. Чичерина…………………………………………………………..101Заключение……………………………………………………………..120Библиография…………………………..................................................1302ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Переживаемый Россией внастоящее время период политико-правового самоопределения иидентификации в мировом правовом поле обуславливает интерес кизучению политических и правовых учений.
Особенно актуальнымявляется обращение к богатейшему наследию русской либеральнойсоциально-политической, правовой и философской мысли конца XIX– начала XX вв., давшего сильные импульсы общественному сознанию. Разработки теорий отечественными учеными являются ориентиром движения по пути демократических преобразований и чрезвычайно важны для понимания современных проблем России, особенностей развития и становления российского общества.Достойное место среди представителей политико-правовоймысли дореволюционной России конца XIX – начала XX вв. занимаетБ.Н. Чичерин, внесший заметный вклад в развитие отечественной философии и общественно-политических идей. Б.Н.
Чичерин создалфундаментальные сочинения в различных областях науки: право, история, философия, политология, социология. Уже в преклонные годыученый посвятил несколько лет занятию высшей математикой и естествознанием, опубликовав на эти темы несколько специальных статей.Б.Н. Чичерин – фигура уникальная, сложная; обширно его научное наследие, и столь же велико общественное и нравственное значениеученой деятельности мыслителя: талантливого педагога, публициста,политика.В богатом и разностороннем научном творчестве Б.Н. Чичериназначительное место отводится философскому осмыслению проблемправа и государства. Своей философией права, защитой государственно-правовыхначал,глубоким3анализомсвободыличностиБ.Н.
Чичерин внес существенный вклад в обновление и развитие философских и юридических идей в России. Суждения ученого созвучнысовременным реалиям. Многие размышления и выводы Б.Н. Чичеринапредставляют интерес для сегодняшней науки и могут использоватьсяпрактически в процессе реформирования российской правовой действительности.Б.Н. Чичерину, безусловно, принадлежит почетное место в истории русского либерализма.
При этом оригинальность философииправа мыслителя проявляется в его особой мировоззренческой позиции, гармонично сочетающей положения либерализма и консерватизма, основывающейся на христианских ценностях, которую самБ.Н. Чичерин обозначил именем «охранительного либерализма».
Запоследнее время состоялось немало дискуссий о содержании либеральной политики применительно к условиям нашей страны. Либерализм явился базовой идеологией и политикой западноевропейскихстран, принципы которых для России имеют на современном этаперазвития, несомненно, большое значение. Однако его не стоит рассматривать как поверхностное заимствование. Представляется, что всовременной России существует потребность в выявлении базовыхфилософских характеристик, которые разработал российский либерализм.Труды Б.Н.
Чичерина, развивая европейскую философскоправовую науку, одновременно продолжают традиции русской философско-правовой мысли, особенностью которой является сосредоточенность на нравственно-правовых вопросах, попытке приблизиться кнравственному идеалу, что важно для нынешней России, которой требуются не только институциональные преобразования, но и социально-психологическая, идеологическая, нравственная переориентацияобщества.4Взгляды мыслителя покоятся на солидной философской основе.Мировоззрение Б.Н. Чичерина формировалось под влиянием известных профессоров: Т.Н. Грановского, В.С.
Соловьева, К.Д. Кавелина,П.Г. Редкина. Кроме того, ученый был современником таких выдающихся фигур, как А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, М.Н. Катков,Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев и др. Б.Н. Чичерин выступал оппонентомили единомышленником почти всех знаковых фигур своего времени.Его полемика с В.С.
Соловьевым, А.И. Герценом является серьезныммоментом в истории русской философии. Важно также отметить, чтоБ.Н. Чичерин вместе с С.М. Соловьевым и К.Д. Кавелиным был основателем государственной школы русской историографии.Творчество Б.Н. Чичерина было достойно оценено его современниками. Однако впоследствии работы Б.Н. Чичерина оказались забытыми на многие годы, и только в последние десятилетия появилисьпубликации, посвященные анализу его политических и правовыхвзглядов. Однако существующие на сегодняшний день работы раскрывают лишь отдельные грани творчества мыслителя. Философскоправовые воззрения Б.Н. Чичерина не получили достаточно полногоисторико-философского рассмотрения и требуют дальнейшего изучения.Степень научной разработанности темы.
Основательных научных исследований философско-правовых идей Б.Н. Чичерина существует немного, несмотря на интерес к его творчеству, появившийсяособенно в последнее время.Философско-правовые идеи Б.Н. Чичерина получили определенное освещение в работах философов и юристов конца XIX – начала XX века: К.Д. Кавелина, Н.Н. Алексеева, С.М. Соловьева, В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева, П.Б. Струве, Б.А. Кистяковского,Е.Н. Трубецкого, И.В. Михайловского и др. После революции 19175года исследований, посвященных работам Б.Н. Чичерина, в России небыло. И только в 1940-1950-е годы ХХ столетия к творчеству Б.Н. Чичерина обратились представители русского зарубежья: В.В. Зеньковский и Н.О.
Лосский в работах по истории русской философии. В контексте взглядов указанных мыслителей в данном исследовании рассматривается философия права Б.Н. Чичерина.В трудах советских ученых Н.Л. Рубинштейна, Н.Г. Сладкевичаи др1. Б.Н. Чичерин изображался как защитник буржуазных ценностей,его философско-правовые взгляды подвергались резкой критике сточки зрения марксистско-ленинской философии. Более взвешеннаяоценка творчества мыслителя дана в работах Г.Б.
Кизельштейна,В.Д. Зорькина2, в которых Б.Н. Чичерин характеризуется как выдающийся философ, историк, государственный деятель, а также отмечается существенный вклад мыслителя в науку.Рост интереса к творчеству Б.Н. Чичерина наблюдается в 1990-егоды. На родине мыслителя, в Тамбове, был создан Центр по изучению теоретического наследия Б.Н. Чичерина. В его организации и научной работе приняли активное участие ученые из Москвы, СанктПетербурга, Воронежа и др. городов.
А.С. Кокоревым, Н.М. Авериным, Л.М. Искрой и др. проводятся «Чичеринские конференции», издаются сборники статей, монографии, посвященные творчествуБ.Н. Чичерина3.1Рубинштейн Н.Л. Очерки истории исторической науки в СССР. Т. I. – М.: Издво АН СССР, 1955; Сладкевич Н.Г. Очерки истории общественной мысли в Россиив кон. 50-х – нач.
60-х. – Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1962; Астахов В.И. Курслекций о русской историографии. – Харьков: Изд-во Харьков. ун-та, 1965.2Кизельштейн Б.Г. К эволюции историко-политических взглядов Б.Н. Чичерина.– М., 1965; Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной мысли России второй половины XIX – XX в. (Чичерин). – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975; ЗорькинВ.Д.
Чичерин / отв. ред. П.С. Грацианский. – М.: Юридическая литература, 1984.3Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о политике, праве, истории. – Воронеж:Изд-во Воронеж. ун-та, 1995; Искра Л.М. Борис Николаевич Чичерин о пореформенном развитии России, капитализме, социализме.– Воронеж: Изд-во Моск. гос.6Слабая разработанность заявленной тематики объясняется такжетем, что тексты мыслителя стали в определенной части доступны ссередины 90-х годов ХХ века. Основные научные и публицистическиеработы Б.Н. Чичерина оказались библиографической редкостью. Илишь в последние годы трудами А.В.
Полякова, И.И. Евлампиева идр., в России появились новые издания классических работ Б.Н. Чичерина, среди которых – «Философия права», «Наука и религия», «Собственность и государство», «Общее государственное право», «История политических учений» и др1.Рассматриваемые Б.Н. Чичериным в своих произведениях темы,особо интересовавшие ученого, находят отражение в работах современных исследователей, таких как А.М. Руткевич, В.Н. Порус,В.В.